Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:43, доклад

Описание

В практике большинства стран современности конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы нормативных актов, а также решений судов.
Поэтому важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечены в течение веков, или по крайней мере многих последних десятилетий.

Работа состоит из  1 файл

кпзс семинар 4.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)


1. В практике большинства стран современности конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции, системы нормативных актов, а также решений судов.

Поэтому важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечены в течение веков, или по крайней мере многих последних десятилетий. Эдмунд Берк – известный политический деятель Англии XVIII века справедливо писал: «Старые государственные устройства оценивались по результатам деятельности. Если народ был счастлив, сплочен, богат и силен, то остальное можно считать доказанным. Мы считаем, что все хорошо, если хорошее преобладает».

Теперь ясно, что для оценки реальности обеспечения прав человека конституционно-правовая практика значительно важнее чистой конституционной теории.

Успешно действующей конституционной схемой можно признать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод. Например, античные Афины создали для своих граждан оптимальные для того времени условия для творческого их развития, что позволяет дать высокую оценку их государственно-правовой структуре. Великобритания – страна неписаной конституции – в определенные века обеспечивала своих подданных высшими стандартами свободы и благосостояния. Таков же многовековой пример Швейцарии и Нидерландов.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система нормативных актов всех уровней.

Эта гарантия становится реальностью, когда наряду с другими государственными органами в ее реализации активно работает и судебная система. Если еще судебные органы независимы от иных органов государственной власти, то перспектива судебной защиты является гарантией конституционного права.

Правовое положение личности в любом государстве во многом определяется экономической основой конкретного государства. В свое время буржуазные революции уничтожили феодальные привилегии и сословное неравенство и предоставили формально каждому гражданину равный правовой статус, материальным содержанием которого является частная собственность.

Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает их самостоятельную реализацию в соответствии с конституционными принципами.

Во все времена личность находится в определенных отношениях с государством, содержание которых определяется конкретными правами и обязанностями, составляющими в итоге правовой статус личности.

Для зарубежного конституционализма свойственен дуализм правового статуса личности, которая выступает либо как гражданин, либо как человек.

Личность выступает как гражданин в сфере политической (политическая общность) и как человек – в сфере экономической (гражданское общество).

Юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к конкретному государству, которая и обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Иными словами, физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обладая правовым статусом гражданина данной страны. Что же касается термина «подданство», то он, являясь равнозначным гражданству, употребляется в странах с монархической формой правления.

Единое гражданство существует в унитарных государствах, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное – гражданство союза и гражданство субъектов федерации.

Известны два способа приобретения гражданства: гражданином страны становятся либо в силу происхождения (рождения), либо путем натурализации. Все вопросы приобретения гражданства регулируются национальным законодательством и целым рядом международных конвенций. В силу происхождения гражданство приобретается по рождению помимо воли индивидуума.

В этом случае применяются два основных принципа, которые могут выступать как в чистом виде, так и комбинироваться. Так, согласно «праву крови», гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно «праву почвы», гражданами данного государства является все лица, рожденные на его территории.

В силу натурализации гражданство приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве перед уполномоченным и компетентным на то государственным органом.

Гражданство может быть приобретено и другими способами:

а) вступление в брак;

б) оптация – выбор гражданства лицом, проживающим на территории, переходящей от одного к другому государству;

в) занятие определенных должностей (советник и др.).

Способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности лиц, приобретающих гражданство по натурализации. Например, в Конституции США сказано: «Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность президента» (ст. 2, разд. 1).

Гражданство может быть утрачено в результате выхода из гражданства соответствующей страны (при натурализации). Любое лицо может быть лишено гражданства по приговору суда в силу совершения определенных уголовных или политических преступлений. Гражданство предполагает наличие определенных прав и обязанностей у гражданина. Одновременно гражданство представляет собой и политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространяется суверенная власть государства как на территории данной страны, так и за ее пределами. С другой стороны, из состояния гражданства вытекает право гражданина на защиту его прав и законных интересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит.

Противоречивость и запутанность современного законодательства о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды) и множественное гражданство (бипатриды). В политической сфере складывается правосубъектность гражданина из двух основных элементов – политической правоспособности и политической дееспособности.

Политическая правоспособность гражданина – это способность быть субъектом государственно-правовых отношений, т.е. способность обладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Политическая правоспособность представляет собой совокупность возможностей, предоставляемых гражданину со стороны государства. Реализация этих возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая дееспособность, которая представляет собой способность гражданина своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Правоспособность гражданина во всех современных странах одинакова, что находит свое выражение в реализации принципа равноправия и равенства всех перед законом.

В своей совокупности политическая правоспособность и дееспособность составляют политическую правосубъектность гражданина.

Законодательство многих зарубежных стран знает два способа определения объема правосубъектности гражданина. Так, многие конституции и другие конституционные акты устанавливают, что может делать гражданин в сфере политической и экономической, и при этом какими личными правами он обладает. Это так называемый позитивный (разрешительный) способ определения объема правосубъектности гражданина.

Провозглашение в конституциях многочисленных прав и свобод должно быть воплощено в парламентских законах, детально регулирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений.

Другой способ определения объема правосубъектности гражданина – негативный – носит диаметрально противоположенный характер: нормы конституционного права устанавливают лишь то, что гражданин не может делать. Этот способ наиболее четкое выражение получил в Великобритании, где права и свободы не имеют позитивного юридического выражения. Они не зафиксированы в нормах права, но предполагаются с теми ограничениями, которые установлены парламентскими статутами и судебной практикой.

Известный английский юрист А. Дженингс писал об этом: «Как такового права на свободу слова у нас нет, как нет права завязывать шнурок на ботинке…» Человек может говорить все, что ему угодно, при условии, что он не нарушает законов, касающихся измены, призыва к мятежу, клеветы, непристойности, клятвопреступления, государственной тайны, богохульства и т.д. Он может устроить собрание где угодно и как угодно, если не нарушает при этом законов о беспорядках, о дорогах, о нарушении общественного порядка, о незаконных сборищах, о собственности и т.п. Как видим, согласно английской системе определения объема правосубъектности, гражданин может делать все, что не запрещено. Здесь закон устанавливает не рамки возможного, а устанавливает предел невозможному.

Способы правового закрепления и выражения прав и свобод весьма разнообразны, но в большинстве своем основным источником являются конституции. Как правило, в тексте основного закона содержится специальная глава или раздел, посвященные регламентации правового положения гражданина. Например, в ч. III Конституции Индии «Основные права», в ч. I Конституции Итальянской Республики – «Права и обязанности граждан», в Конституции Испании – это гл. II «Права и свободы», в Конституции Мексики – раздел I «О гарантиях прав личности» и т.д.

В некоторых странах нормы, регламентирующие права и свободы, вынесены за рамки основного текста конституции в самостоятельный раздел, который всегда рассматривается как органическая часть основного закона страны. Например, такими являются первые десять поправок к Конституции США (Билль о правах), которые были приняты под давлением общественного мнения.

Самые различные права и свободы провозглашаются в конституциях и других нормах конституционного права зарубежных стран. Их так много, что невольно возникает потребность в их классификации.

Современная же зарубежная наука не знает единой классификации прав и свобод. Так, в свое время некоторые американские авторы предлагали деление прав и свобод на первостепенные (существенные) и второстепенные (менее существенные). К первостепенными они относили: право на свободу, право на равенство, свобода совести, гражданство и право голоса, свобода выражения мнений, право на справедливое уголовное правосудие, свобода передвижения. Следовательно, все остальные права и свободы относятся к второстепенным.

Думается, что в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между сами ми индивидуумами, основные права и свободы можно подразделить на три группы:

а) личные права и свободы;

б) политические права и свободы;

в) социально-экономические права и свободы.

Начнем с характеристики первой группы прав и свобод.

1. Личные права и свободы, как указывается в конституциях многих современных государств, предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет.

Государствоведы зарубежных стран рассматривают эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку самой природой или богом. В жизни эти права и свободы также носят позитивный характер, так как юридическую силу они имеют только тогда, когда порядок их применения установлен законом.

К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по приговору суда. Важнейшие права личности – свобода и личная неприкосновенность, физическая и психическая. Содержание лица в рабстве, работорговля давно признаны международным правом деяниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими международными преступлениями.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью особого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печати) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете.

Конституции большинства стран провозглашают свободу совести. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с религиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина. Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экстренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разреше ния (например, для тушения пожара, угрожающего не только хозяину, но и другим лицам).

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления). Исходя из концепции «правового государства» и «правления права», государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать актов произвола в отношении своих граждан. Наоборот, конституционное право устанавливает многочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Свое выражение эти гарантии находят в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства.

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жительства – неотъемлемое право человека. Оно может быть ограничено на основании закона для иностранцев (например, они не допускаются для постоянного проживания в военные городки). Ограничения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедствий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

В ст. 13 Всеобщая декларация прав человека так формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

В ряду личных прав и свобод, закрепленных в конституциях зарубежных государств, можно назвать и право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран