Конституционное право зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 12:48, доклад

Описание

Светское государство. Отделение церкви от государственной власти. Противоположность – теократическое государство, где церковная иерархия сливается с государственной властью (единственное государство – Ватикан). Клерикальные государства – власть полностью не сливается с церковью, но церковь оказывает существенное влияние (мусульманские государства).

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право зарубежных стран..docx

— 29.60 Кб (Скачать документ)

(Принцип экстерриториальности)

Правовое государство. Оптимальные признаки правового  государства описаны в Основном законе ФРГ: нерушимость прав и закон..

Демократическое государство. Основной признак – формирование органов управления выборным путем. Народ участвует в формировании государственной власти, в управлении страной.

Светское государство. Отделение церкви от государственной  власти. Противоположность – теократическое государство, где церковная иерархия сливается с государственной  властью (единственное государство  – Ватикан). Клерикальные государства  – власть полностью не сливается  с церковью, но церковь оказывает  существенное влияние (мусульманские  государства).

Негосударственные политические институты зарубежных стран – элементы гражданского общества, не обладающие властными полномочиями, выполняющие функции посредников  между государством и обществом. Виды: политические партии, социально-экономические, – культурные общественные объединения  и движения.

Партия – наиболее активная и организованная часть  общества, объединенная общими интересами, стремящаяся получить государственную  власть или решающим образом на нее  воздействовать.

Главный отличительный  признак, который отличает их от других объединений, - нацеленность на власть. Структуру партии образует партийный  аппарат, рядовые члены или сторонники. В зависимости от положения партии в обществе, складываются различные  партийные системы.

Есть несколько  классификаций. Однопартийные системы. Складывается исключительное право  одной партии на фактическое осуществление  государственной власти. Часто партия сливается с государством. Не существует идейного плюрализма. Двухпартийная  система. Господствуют 2 партии, которые  попеременно сменяют друг друга  у власти (США, Великобритания). Многопартийная политическая система, где конституционно гарантирован политический плюрализм. Без монопольно господствующей партией либо с ее присутствием (Бельгия Дания, Нидерланды; Россия, Мексика).

Виды политических партий: консервативные (выступают  за как можно меньшее количество реформ, ограниченное государственное  вмешательство в экономику, сокращение налогов) (Христианский демократический  союз ФРГ, консервативная партия Великобритании, Японии). Социал-демократические (отстаивают вмешательство в экономику, национализация отдельных отраслей хозяйства, финансирование социальных программ за счет повышения  налогов) (Лейбористская партия Великобритании, социалистическая партия Франции, Италии, Германии, Скандинавских стран). Коммунистические партии (выступают за огосударствление экономике, национализацию и ограничение  частной собственности, придерживаются идеологии марксизма-ленинизма) (КНР, коммунистическая партия России). Конфессиональные, использующие религиозную идеологию (ХДС ФРГ, социально-христианская партия Бельгии). Либеральные (выступают за как можно меньшее вмешательство в экономику, расширение прав и свобод граждан) (ЛДПР РФ, либеральная партия Канады). Националистические, фашистские, неофашистские (Австрийская партия свободы, Шотландская националистическая партия Великобритании, Уэльская).

Функции:

  • Разработка политического курса, направленного на решение возникших в обществе проблем
  • Рекрутирование новых членов, воспитание активистов, поддержка избирателей перед выборами
  • Формирование и контроль над деятельностью органов власти
  • Мирное разрешение социальных конфликтов
  • Коммуникативная функция, поддержание обратной связи между властвующими и подвластными (органами власти и обществом)

    Оргструктура партии.

    Партии бывают 2 типов: организационно-оформленные, кадровые партии. Имеют централизованный партийный  аппарат, членские билеты, внутренние взносы, партийные собрания. Организационно0неоформленные, не имеют официального членства. Основная задача – добиться победы на выборах.

    Регулирование статуса  политических партий.

    « основных метода: внешний – осуществляется посредством  принятия конституций, законов о  политических партий, порядке формирования, роспуска и т. д. Внутренний – осуществляется самими партиями через центральные, местные руководящие органы. Принимают  собственные документы о порядке.

    Общественно-политические движения-организации.

    Социальная база более широкая, чем у партий. К  ним могут примыкать разные люди. Придерживается одной политической концепции и добивается достижения одной крупной цели. Нет программы  цели. Организация менее долговечна, чем партии. Часто достигнув своей  цели, организация может перестать  существовать. Обычно не стремятся  к власти, а пытаются воздействовать на нее. При борьбе за власть политические объединения превращаются в политические партии. Отсутствует программа, четкая иерархия, устав, фиксированное членство. Признаки: политическое участие –  не основная цель, не извлекают прибыли. Типы общественных объединений: экологические, антивоенные, правозащитные, экономические, социальные. В зависимости от целей: реформаторские, консервативные, революционные, контрреволюционные. Массовые либо элитарные. По масштабу деятельности: местные, общегосударственные, международные, региональные. По социальному  составу6 профессиональные, женские, молодежные и т. д.

    Функции:

    Выявляют интересы различных слоев населения.

    Ориентирование  власти на учет этих интересов.

    Идеологическая. Формировать  систему взглядов по актуальным проблемам.

    Поддержание политических сил, которые помогут удовлетворить  их интересы.

    Религиозные организации. В условиях демократических обществ существует свобода вероисповедания.

    В тоталитарных государствах бывают  преследования по религиозным  основаниям и вообще запрет создавать  религиозные организации. Либо признание церкви как основы государственной власти (мусульманские государства). 

    Избирательное право  зарубежных стран.

    Важный элемент  демократии – свободные выборы.

    Выборы – ключевое понятие. Процедура формирования органов  власти или наделение полномочиями должностного лица, осуществляемое посредством  голосования.

    Объективно избирательное  право – система конституционно-правовых норм, регулирующих порядок организации  и проведения выборов. В субъективном смысле избирательное право –  гарантированная возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти.

    Субъективное ИП: активное и пассивное.

    Активное ИП –  право выбрать. Пассивное – право  быть выбранным.

    Виды выборов: прямые – голосуем непосредственно за кандидатов, либо список кандидатов от партии. Косвенные  выборы – сначала формируется  коллегия выборщиков, которая потом  выберет кандидата. Всеобщие выборы – голосуют все избиратели. Частичные  выборы – необходимо пополнить состав органов власти, проводятся выборы в 1 регионе. Национальные выборы, региональные, местные. Один тур, два тура. Если выборы не состоялись, новые выборы. Очередные, в связи с истечением срока полномочий. Внеочередные, при отставке , смерти, импичменте.

    Принцип избирательного права.

    Всеобщность избирательного права. Избирательный ценз: возрастной (установление, с которого человек получает право участвовать в выборах) (Бразилия, Иран, Куба, Никарагуа – 16 лет, Марокко – 20 лет, Латвия – 21). В Австрии гражданин должен достигнуть этого возраста на 1 января года, когда проводятся выборы. Ценз оседлости: требование, согласно которому, право дается гражданам, которые прожили в стране в течение определенного срока. Ценз пола: сейчас не существует, раньше он был распространен. Ценз гражданства, есть практически везде, в выборах участвуют только граждане государства. Религиозный ценз: в Иране имеют право голосовать только мусульмане. Профессиональный ценз: лишение избирательных прав лиц определенных профессий (Вьетнам – военные). Моральный ценз: в Италии может быть лишен гражданин Италии, который совершает аморальные, порочащие его поступки. В Эквадоре – бродяги. В Люксембурге – неплательщики налогов. Имущественный ценз: внесение избирательно залога.

    Цензы пассивного избирательного права. 

    Избирательная система  зарубежных стран.

    Избирательная система  – система распределения мест в выборных органах после определения  результатов голосования.

    Мажоритарная (большинство) и пропорциональная избирательные  системы.

    Мажоритарная система: принцип большинства, избранным  является кандидат, набравший большинство  голосов.

    Большинство:

    • Абсолютное (50% + 1 голос)
    • Относительное. Необходимо набрать большинство голосов по сравнению с другими кандидатами.

Голоса, поданные за непобедивших теряются.

Мажоритарная система  квалифицированного большинства (Чили). Кандидатам нужно набрать определенное число, заранее установленное, значительно  большее 2/3 и ¾.

Пропорциональная  избирательная система – порядок  определения, при котором распределение  мест в парламенте происходит пропорционально  набранным голосам (Франция, Бельгия, Швейцария).

Избирательская квота (порог) – наименьшее количество голосов, которое должна набрать партия, чтобы  быть в парламенте.

Панаширование -  установленное законом разрешение избирателю голосовать одновременно за кандидатов из различных партийных списков (Франция, Бельгия – на муниципальных выборах).

Абсентеизм – неучастие  в выборах. Апатичный не обусловлен политическими мотивами. Политический абсентеизм – демонстрация политической позиции.

Принцип равенства  избирательного права – равная возможность  принимать участие в выборах. У каждого избирателя – 1 голос, равновесный.

Прямое избирательное  право – возможность избирателя проголосовать за кандидата.

Косвенные выборы (США)

Тайное голосование -  вид голосования, при котором участники голосуют анонимно.  Важным критерием тайного голосования является исключение контроля за волеизъявлением голосующего.

Избирательный процесс в зарубежных странах.

Избирательный процесс – урегулированный законом процесс по подготовке к выборам.

Проходит несколько стадий:

  1. Назначение выборов (В США дата указывается в конституции, глава государства издает указ, прокламация монарха).
  2. Установление избирательных округов. Избирательный округ – территориальная единица, в рамках которой проходят выборы. «Нарезка» избирательных округов может происходить не по территориальному признаку. Производственный признак – в зависимости от того, где человек работает. По этническому признаку (Фиджи, Сингапур).
  3. Установление избирательных участков.
  4. Формирование избирательных органов. Избирательные комиссии: общегосударственные, региональные, окружные, участковые.
  5. Регистрация избирателей, составление списков. Несколько систем: постоянная система – избиратель регистрируется  лишь один раз (США, ФРГ, Россия). Периодическая система – в установленные законом сроки избирательные списки регистрируются и обнуляются (Канада, Франция, Бельгия)
  6. Регистрация кандидатов на выборах.

Способы выдвижения кандидатов:

  • Самовыдвижение – подача заявления кандидатом закрепляется подписями (Франция, Япония)
  • Партийное выдвижение (Египет, Австрия)
  • Выдвижение от общественного объединения (Белоруссия, Украина)
  • Выдвижение от количества избирателей (Индия, Канада)
  1. Предвыборная агитация начинается после регистрации кандидата (не могут участвовать лица без гражданства, заключенные, священнослужители) .
  1. Голосование. Личная явка. По почте (Дания, Великобритания, Германия). По доверенности (Германия, Франция)
  2. Подсчет результатов и определение результатов.

Референдум в зарубежных странах.

Референдум – это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. 
Референдум — важнейший институт 
прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

Условия проведения референдума и его процедура  регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

Вопрос, выносимый  на референдум. Формула референдума  должна быть изложена так, чтобы было возможно дать однозначный ответ  ДА или НЕТ. Есть список вопросов, которые  не могут быть вынесены на референдум:

  1. Вопрос чрезвычайного положения
  2. Вопросы, требующие специальных знаний
  3. Вопросы, ответы на которые известны заранее
  4. Вопрос о смертной казни
  5. Вопрос о формировании бюджета
  6. Вопрос об амнистии и помиловании
  7. Кадровые вопросы: назначение, отстранение от должности
  8. Меры по обеспечению здоровья, безопасности, нравственности.

Информация о работе Конституционное право зарубежных стран