Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:17, контрольная работа

Описание

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Работа состоит из  1 файл

контрольн по междунар 222.docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

 

Юридический факультет

 

 

 

 

Контрольная  работа по предмету международное право

Тема 2: ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАНЦЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка3 курса  ОЗО 

Сердюкова Л.О.

 

 

 

 

 

Томск 2012

 

 

 

I .Понятие иностранцев по Международному праву.

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и  лиц без гражданства формируется  в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права  страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание  правового положения (правового  статуса) иностранного гражданина и  лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и  обязанностей, возлагаемых на них, в  стране пребывания. В международном  частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в  таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные  иностранным элементом.

К имущественным отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении одной стороны  другой, в том числе к налоговым  и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено  законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

В Законе РФ «О гражданстве  Российской Федерации» под иностранным  гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства  и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без  гражданства —лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин.

Конституция РФ гарантирует  соблюдение прав и свобод личности согласно нормам международного права (п. 1 ст. 17); закрепляет принцип национального  режима, а именно: иностранные граждане и лица без гражданств пользуются в Российской Федерации правами  и несут обязанности наравне  с российским гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (п. 3 ст. 62); конкретизирует реализацию приведенных предписаний (ст. 18).

Федеральный закон о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности от 13 октября 1995 г. так подходит к  разграничению различных категорий  иностранных участников внешнеторговой деятельности, являющихся физическими  лицами: это –«иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное местожительства» (ст. 2).

II. Виды правовых режимов для  иностранцев.

От понятий «правовое  положение», «правовой статус» следует  отличать понятие «правовой режим». Оно обозначает начала, принципы, на которых строится правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства в стране пребывания. Такими началами в международном частном праве являются прежде всего равенство, не дискриминация. Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства. Существуют три вида режима иностранцев:

1. Национальный режим - означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания;

2. Режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и (или) установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом плане;

3. Специальный режим - предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, упрощенный порядок перехода государственной границы жителям приграничных районов.

Наиболее важные аспекты  влияния международного права на режим иностранцев проявляются  в тех случаях, когда это касается:

  • политических прав иностранцев;
  • военной службы иностранцев
  • регулирования въезда и выезда иностранцев;
  • установления пределов уголовной юрисдикции государств в отношении иностранцев;
  • дипломатической защиты.

Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства  в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему  прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят  подвижный характер, изменяются с  течением времени под влиянием многих обстоятельств.

Необходимым условием международного гражданского обмена является равенство  его участников. Последовательное соблюдение этого принципа, исключение из практики частноправовых отношений дискриминации  их участников — проблемы, решение  которых предполагает обращение  к средства международного частного права.

Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев  и лиц без гражданства. Применительно  к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц.

Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан  и лиц без гражданства в  правах и обязанностях к гражданам  страны пребывания. Российское законодательство подняло регулирование вопроса  о предоставлении национального  режима на уровень конституционной  нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без  гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Объем правомочий иностранных  граждан фиксируется законодательством  различными способами. Зачастую решения  о правомочиях иностранных граждан  прямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцев  правомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся без прямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любым гражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданами понимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранных граждан решение не распространяется.

Из конституционного правила  следует, что любое отклонение от национального режима - будь то умаление прав иностранцев (лиц без гражданства) или их расширение по сравнению с  правами российских граждан —  возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ.

Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан, опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы  гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лишь гражданин  вправе принимать участие в ведении  государственных дел, как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться  в своей стране к государственной  службе.

Конституцией РФ право  участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к государственной  службе, право участвовать в отправлении  правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).

Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить  на службу в милицию, в органы налоговой  полиции. С принадлежностью к  гражданству Российской Федерации  связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими  адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной  с отправлением государственных  функций, должны быть российскими гражданами.

Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранных  граждан возможность входить  в экипаж морского судна и летный экипаж гражданского воздушного судна  РФ.

Наиболее полно права  и обязанности иностранных граждан  изложены в Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан  в СССР». Различая постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Закон ставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав (например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России, право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях и в порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов).

В области  частного и прежде всего гражданского права национальный режим применяется  шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским  законодательством, применяются к  отношениям с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства, если иное непредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные- и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» — говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов федерации.

В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено  также международным договором  РФ. Однако действие принципа национального  режима не может быть ограничено положениями  международного договора РФ, решение  о согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено в форме подзаконного акта.

Нет необходимости доказывать остроту вопросов, связанных с  правом собственности на землю. До настоящего времени не принят новый Земельный  кодекс РФ, не введена в действие глава 17 ГК РФ «Право собственности  и другие вещные права на землю». Право юридических и физических лиц, включая иностранцев и лиц без гражданства, быть покупателями земельных участков предусматривалось в Указе Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Порядок продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительному строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности», утратившем в этой части силу.

Законом РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации» право на страховую защиту предоставляется  иностранным гражданам наравне  с российскими гражданами.

Иностранные граждане могут  быть участниками хозяйственных  обществ и товариществ. Создание иностранными гражданами хозяйственных  обществ и товариществ осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Законом РСФСР «Об иностранных  инвестициях в РСФСР», а также иными актами российского законодательства. Так, в Федеральном законе «Об  акционерных               обществах» (п. 6 ст. 9) предусматривается, что создание такого общества с участием иностранных инвесторов осуществляется в соответствии с федеральными законами об иностранных инвестициях.

Иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, могут быть иностранными инвесторами в Российской Федерации  при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного  места жительства. Правовой режим  иностранных инвестиций, а также  деятельности иностранных инвесторов по их осуществлению не может быть менее благоприятным, чем режим  для имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности российских граждан и юридических лиц  за изъятиями, установленными Законом  РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР».

Иностранцы вправе быть предпринимателями, включая осуществление предпринимательской  деятельности без образования юридического лица. Для ведения такой деятельности необходима государственная регистрация, требования к которой определяются Положением о порядке государственной  регистрации субъектов предпринимательской  деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.№ 1482.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"