Контрольная работа по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:17, контрольная работа

Описание

Правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства формируется в целом на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, права страны гражданства (страны места жительства) лица и права страны его пребывания. Более узким является понимание правового положения (правового статуса) иностранного гражданина и лица без гражданства как совокупности прав, предоставляемых этим лицам, и обязанностей, возлагаемых на них, в стране пребывания. В международном частном праве речь идет о правах и обязанностях, возникающих в таких областях, как гражданские, семейные, трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.

Работа состоит из  1 файл

контрольн по междунар 222.docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

Членами производственного  кооператива могут быть не только российские граждане, но и наравне  с ними иностранные граждане и  лица без гражданства. Однако членами  сельскохозяйственного производственного  кооператива могут быть лишь граждане Российской Федерации. К членству же в сельскохозяйственном потребительском  кооперативе допускаются, иностранные  граждане — сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в  его хозяйственной деятельности.

Иностранные граждане имеют  равные права с гражданами Российской Федерации (кроме случаев, установленных  федеральными законами или международными договорами РФ) в сфере отношений, регулируемых законодательством об общественных объединениях. За исключением  случаев, установленных федеральными законами и международными договорами РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут  состоять в российских профсоюзах (Федеральный  закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Право иностранцев участвовать  в благотворительной деятельности закреплено в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

В сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов  иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же правами, что и российские граждане.

Предоставление национального  режима носит по российскому законодательству безусловный характер. Это означает, что суд или иной правоприменительный  орган не вправе обусловливать распространение  на иностранных граждан начал  национального режима наличием взаимности в государстве, к которому принадлежит  иностранный гражданин, за исключением  тех случаев, когда условие о  взаимности предусмотрено в федеральном  законе или международном договоре РФ. Требование взаимности сформулировано в ряде законов, регламентирующих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 36 Патентного закона РФ, ст. 47 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров», ст. 13 Закона РФ «О правовой охране топологий  интегральных микросхем»). В силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности иностранные граждане пользуются наравне с российскими гражданами правами, предусмотренными Законом  РФ «О селекционных достижениях и  иными законодательными актами РФ в  области охраны селекционных достижений».

Ряд законодательных актов формулирует  требования, обусловливающие наделение  иностранцев правами в различных  сферах деятельности. Так, граждане других государств, являющиеся субъектами предпринимательской  деятельности, могут быть пользователями недр, если в соответствии с законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации они вправе заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами. Участки континентального шельфа могут быть предоставлены физическим лицам иностранных государств в пользование для поиска минеральных ресурсов, их разведки и разработки и для иных целей, перечисленных в Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации». Преимущественные права при прочих равных условиях предоставляются пользователям, максимально использующим возможности промышленности Российской Федерации. Однако в упомянутом законе установлено, что в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики Российской Федерации могут вводиться ограничения на участие иностранных пользователей в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку ресурсов отдельных участков.

Иностранные граждане и лица без гражданства осуществляют архитектурную  деятельность наравне с российскими  гражданами, если это предусмотрено  международным договором РФ. При  отсутствии такого договора иностранные  граждане и лица без гражданства  могут принимать участие в  архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно  с архитектором — гражданином  или юридическим лицом Российской Федерации, имеющим лицензию.

Обучение, подготовка и повышение  квалификации иностранных граждан  в образовательных учреждениях  Российской федерации, равно как  и российских граждан в иностранных образовательных учреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательными учреждениями, ассоциациями, органами управления образованием, иными юридическими лицами, а также физическими лицами в соответствии с международными договорами РФ. Органам управления образованием, образовательным учреждениям предоставлено право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с российскими гражданами в сфере культурной деятельности. Особые условия этой деятельности могут  быть установлены законами Российской Федерации и республик в составе  Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (ст. 18) следующим образом  определяют права иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья:

  • иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ;
  • лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и
  • беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
  • порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Министерством здравоохранения РФ, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Отдельным Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 7 февраля 1995 г. № 119, регламентируется порядок допуска к медицинской  и фармацевтической деятельности в Российской Федерации лиц, получивших медицинскую фармацевтическую подготовку в иностранных государствах.

Вопросы правового положения  иностранных граждан, находящихся  на территории Российской Федерации, затрагиваются  в актах законодательства, посвященных  средствам массовой информации. Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации»  на корреспондентов, аккредитованных  в Российской Федерации, независимо от их гражданства, распространяется, профессиональный статус журналиста, установленный этим Законом. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов  средств массовой информации тех  государств, в которых имеются  специальные ограничения для  осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации. Зарубежные корреспонденты средств  массовой информации, зарегистрированных в Российской Федерации, независимо от их гражданства, обладают предусмотренными Законом РФ «О средствах массовой информации» правами и обязанностями  журналиста, если это не противоречит законодательству страны пребывания. Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1055 утверждены Правила  аккредитации и пребывания корреспондентов  иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации.

Принцип национального режима распространяется и на область процессуальных отношений с участием иностранных  граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане и лица без  гражданства имеют право обращаться в российские суды и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне  с российскими гражданами (ст. 433 ГПК РСФСР). Правило о национальном режиме включено в Арбитражный процессуальный кодекс РФ: иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами (см. п. 1 и 2 ст. 210 АПК РФ).

Особенно важным является разграничение иностранных граждан  по степени подчиненности юрисдикции страны пребывания, как имеющее наиболее существенные юридические последствия.

Здесь различают:

  • иностранцы, полностью подчинённые юрисдикции России (к ним относятся лица, не обладающие иммунитетом и привилегиями – туристы, студенты, рабочие и специалисты, журналисты, лица без гражданства и некоторые другие);
  • иностранные граждане, освобождённые от юрисдикции России в полном объёме либо частично (при исполнении служебных обязанностей и на основе многосторонних или двусторонних соглашений России с зарубежными странами и т. д.)

Следует отметить, что Россия выступает приемником во многих международных  соглашениях, заключённых с другими  странами бывшим Советским Союзом, поэтому эти договоры и соглашения действуют на территории России и в настоящее время.

Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаще, чем какие-либо иные международные  договоры РФ, выступают источниками  норм о национальном режиме в соответствующих  сферах отношений.

Наиболее значимы для  иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно  к физическим лицам – подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного  местожительства – резидентства.

Чтобы стать резидентом для  целей налогообложения, иностранные граждане должны прожить на территории России 183 дня в календарном году. Таким образом резидентство в России устанавливается ежегодно (Закон РФ от 7 декабря 1991 г. с изменениями и дополнениями).

Для резидентов установлена  полная налоговая юрисдикция государства  проживания. Они уплачивают налог на доход, полученный как в России, так и за её пределами (Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы о налогах, сборах и платежах во внебюджетные фонды и о льготах по платежам» от 11 ноября 1994 г., ст. 17 Закона «О подоходном налоге с физических лиц»).

Для лиц – нерезидентов принцип резидентства сочетается с принципом территориальности, на котором основано взыскание налогов и на имущество. Это выражается в том, что лица – нерезиденты уплачивают налог только на доходы, полученные из источников на территории РФ, или на имущество , находящееся на территории РФ.

Различие между резидентами  и нерезидентами проявляется, как  видно, в том, что первая категория  несёт полную налоговую ответственность, а вторая ограниченную.

Исчисление налога для  иностранных граждан осуществляется в том же порядке, что и для  российских граждан. Кроме совокупного  дохода, для иностранных граждан  при определении облагаемого  дохода учитываются надбавки за проживание на территории РФ, суммы, составляющие компенсационные выплаты на расходы  по обучению детей в учебных заведениях, питание поездки членов семьи  плательщика. Для лиц – нерезидентов, согласно тем же нормам, кроме доходов, получаемых от предприятия, учреждения, организации, в налогооблагаемый доход  включается прибыль с гонораров  от публикаций, от реализации произведений науки и искусства, научных разработок, технологий, доходов от продажи личного  имущества, дивидендов и процентов, выплат по лицензиям.

Ставка подоходного налога для иностранных лиц исчисляется  по методу сложной прогрессии –  с ростом дохода растёт и размер ставки. Низшую ставку оставляют 12 %, а  высшую 35 %. Иностранные граждане получающие доходы только из источников на территории РФ, платят налог по фиксированной  ставке 20 % согласно п. 60 Инструкции ГНС  № 35 от 21 июня 1999-5 г. «О порядке применения закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц».

Льготы иностранным, как  и российским гражданам, предоставляются  только в соответствии с Законом  РФ «О подоходном налоге с физических лиц» и законодательными актами субъектов  Российской Федерации. В отличие  от налогообложения юридических лиц, при налогооблажении физических лиц льготы отдельным налогоплательщикам не предоставляются. Закон предусматривает три основных типа льгот: изъятия, скидки, налоговый  кредит.

В сфере налогообложения  иностранных граждан существуют международные договора, точнее их особая разновидность – межправительственные соглашения об устранении двойного налогообложения. На сегодняшний день для РФ являются действующими более сорока подобного  рода соглашений.

Установление для граждан  одного сотрудничающего государства  на территории другого сотрудничающего  государства национального режима в области гражданских и семейных правоотношений наиболее характерно для  договоров о правовой помощи. Национальный режим, предусматриваемый договорами о правовой помощи, заключается, как  правило, в предоставлении гражданам  одной Стороны по договору на территории другой Стороны в отношении их личных и имущественных прав такой  же правовой защиты, какой пользуются собственные граждане этой Стороны; граждане каждой Стороны имеют право  свободно и беспрепятственно обращаться в учреждения юстиции другой Стороны, к компетенции которых относятся  соответствующие дела, выступать  в них, заявлять ходатайства, предъявлять  иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что  и собственные граждане.

Иным образом формулируется  правило о национальном режиме в  ст. 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Если двусторонние договоры предоставляют  правовую защиту лишь гражданам государств, заключивших договор, то Конвенция  распространяет ее и на других лиц, независимо от их гражданства, если они  проживают на территории одной из Договаривающихся Сторон. Согласно ст. 1 Конвенции граждан не каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территориях всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане данной Договаривающейся Стороны. В условиях прекращения существования СССР и образования независимых государств, на территориях которых проживают граждане бывших союзных республик, такая формула предоставления национального режима отвечает целям наиболее полной защиты их прав по месту проживания.

Следует особо остановиться на соотношении норм, обеспечивающих реализацию принципа национального  режима, и норм о статусе иностранных  физических лиц, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица. Статья 210 АПК РФ являет собой  примеру, когда статус такого физического  лица — в части, касающейся его  участия в гражданском судопроизводстве в качестве предпринимателя, — определяется на основе национального режима. К числу подобных норм относятся и правила Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. Для целей этого Соглашения под хозяйствующими субъектами понимаются не только предприятия, их объединения, организации, но и граждане, обладающие статусом предпринимателя в соответствии с законодательством, действующим на территории государств — участников Содружества Независимых Государств, и их объединения. Соглашением установлено, что хозяйствующие субъекты каждого из государств — участников СНГ пользуются на территории другого государства — участника Содружества правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, равной с хозяйствующими субъектами данного государства. В развитие этого начала хозяйствующие субъекты каждого государства — участника СНГ наделены на территории других государств — участников Содружества правом беспрепятственно обращаться в суды, арбитражные (хозяйственные) суды, третейские суды и другие органы, к компетенции которых относится разрешение дел, указанных в ст. 1 Соглашения, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия.

Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"