Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История Гос. управление в россии.docx

— 106.42 Кб (Скачать документ)

После постатейного обсуждения и голосования поправок, проверки текста проекта и устранения имеющихся  в нем противоречий Государственная  Дума принимает федеральный закон  о внесении поправки в соответствующую  статью гл. 3 - 8 Конституции в целом, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной  Думы (ст. 130 - 133 Регламента Государственной  Думы).

Принятый проект закона в  течение пяти дней со дня одобрения  направляется в Совет Федерации.

4. Рассмотрение проекта  закона в соответствующих комитетах  Совета Федерации и принятие  решения к рассмотрению либо  его возвращение в Государственную  Думу.

5. Рассмотрение Советом  Федерации проекта закона. Закон  о поправке к Конституции считается  принятым, если за его одобрение  проголосовало не менее 3/4 от  общего числа членов Совета  Федерации Ильин А., Омельченко  И. Конституция сената. [Совет  Федерации одобрил поправки Дмитрия Медведева в Конституцию] / Рос. газета, 2008- 27 ноября. .

Если Совет Федерации  отклоняет представленный закон  либо принимает его в ином виде, то для преодоления возникших  разногласий создается согласительная комиссия, порядок деятельности которой  устанавливается регламентами палат  Федерального Собрания.

6. Опубликование Председателем  Совета Федерации не позднее  пяти дней со дня принятия  закона уведомления для всеобщего  сведения, включающего текст закона  о поправке к Конституции с  указанием дат его одобрения  Государственной Думой и Советом  Федерации88

7. Направление Председателем  Совета Федерации закона о  поправке к Конституции не  позднее пяти дней со дня  его принятия в законодательные  (представительные) органы субъектов  Российской Федерации для рассмотрения.

8. Рассмотрение закона  в срок не позднее одного  года со дня его принятия  законодательным (представительным) органом субъекта РФ и направление  его в Совет Федерации в  течение 14 дней со дня принятия  постановления о законе РФ  о поправке к Конституции.

9. Установление Советом  Федерации результатов одобрения  закона (не менее 2/3 голосов) законодательными (представительными) органами субъектов  РФ, оформление их в соответствии  с регламентом Совета Федерации  и направление в течение семи  дней со дня установления результатов  Президенту Российской Федерации  для подписания и официального  опубликования.

10. Подписание Президентом  Российской Федерации в срок  не позднее 14 дней со дня  получения закона и осуществление  официального опубликования.

11. Вступление закона Российской  Федерации о поправке к Конституции  в силу со дня его официального  опубликования, если самим законом  не установлена иная дата вступления  в силу.

12. Внесение Президентом  Российской Федерации принятой  поправки к Конституции Российской  Федерации и осуществление официального  опубликования Конституции в  месячный срок со дня вступления  в силу закона.89

Третья часть - это изменения  ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава  субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они  вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе  нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового  статуса субъекта РФ.

Четвертая часть - изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано: в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного  округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 Конституции  РФ90 .

Конституционный Суд РФ в  постановлении от 28 ноября 1995 г. (Постановление  Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации// "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.) по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (т.е. субъектом) порядке.

В спорных случаях, говорится  в постановлении, Президент использует полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 85 сказано, что Президент использует согласительные процедуры для разрешения разногласий  между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ, а также  между такими органами субъектов.

В случае недостижения согласованного решения Президент может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Думается, поскольку речь идет об изменении Конституции РФ, это  будет КС РФ.

Во всех случаях, рассмотренных  выше, поправки к ст. 65 не подлежат, в  отличие от федеральных законов  о внесении поправок к иным положениям гл. 3 - 8 Конституции, одобрению со стороны  законодательных (представительных) органов  субъектов Российской Федерации.

Заключение

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством  которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.

С принятием Конституции  Российской Федерации 1993 г. в нашей  стране начался новый этап государственной  реформы. Будучи принятый всенародным  голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических  преобразований в России, в том  числе и в сфере федеративных отношений.

Конституция РФ 1993 года - первая в истории страны полноценная  конституция, признающая неотчуждаемость  основных прав и свобод человека и  предусматривающая демократизм  организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив  адекватную интерпретацию Конституции  в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.

Конституция является фундаментом  системы права, главным системообразующим  фактором базой для кодификации  и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации  и конституций республик в  ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его  расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции  обеспечивает наилучшие условия  для формирования демократического правового государства, упрочения  режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем  роде правовая гарантия стабильности политического и общественного  строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в  целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.

Таким образом, можно сделать  вывод: юридическая природа Конституции  РФ проявляется в ее чертах и юридических  свойствах, которые отражают специфику  ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует  определенный аспект ее содержания как  сложного, многопланового правового  феномена.

Конституция РФ по своей  правовой природе является фундаментом  правовой системы России. Эффективная  правовая охрана Конституции - основа незыблемости общественного и государственного строя. Обладает такими юридическими свойствами:

- учредительный характер (нормы Конституции закрепляют  основы государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные органы и т.д.);

- легитимность (Конституция  - это акт, принимаемый, как  правило, народом, или от имени  народа);

- верховенство (Конституция  имеет верховенство на всей  территории РФ, обеспечивает формирование  правового государства, подчинение  государства праву);

- прямое действие (Конституцию  РФ должны соблюдать все органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения);

- реальность (соответствие  норм Конституции складывающимся  в действительности общественными  отношениями, способностью объективно  отражать достигнутое в политической, экономической, социальной и других  сферах);

- наличие базовых, основных  принципов(она определяет процесс  правотворчества - устанавливает  порядок и субъектов принятия  правовых актов, содержит перечень  нормативных правовых актов, которые  должны быть приняты в соответствии  с ней);

- программность (конституционные  положения придают ориентацию  развитию общества, характеризуют  общность важнейших целей государства,  личности в какой-то степени  отражают общенациональную, общенародную  идею);

- стабильность (обеспечивает  сохранение принципов общественного  и государственного строя);

- особая охрана (в ней  задействована вся система государственных  органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных  правовых формах).

Основные черты и юридические  свойства Конституции взаимосвязаны  и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в  системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую  совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания Конституции. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о Конституции РФ в целом.

В заключение стоит отметить, что система охраны Конституции  РФ еще находится в стадии становления  и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы  свидетельствует о повышении  роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку  именно Конституция, принятая всенародным  голосованием, должна ограничивать граждан  РФ от произвола государственных  органов, обеспечивать достойное существование  всем гражданам России и не допустить  возврата к тоталитаризму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации: Принята на всенародном  голосовании 12.12.1993 г. // Собр. законодательства - 2009. - №4. - Ст.445.

2. О Конституционном суде  Российской федерации: ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и  доп. от 05.02.2007 № 2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2007. - №.7 - Ст.829.

3. О Правительстве РФ: ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (с  изм. и доп. От 30.12.2008 №8-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.3.

4. О Судебной системе  в РФ: ФКЗ от 31.12.1996 г. № 3-ФКЗ  (с изм. и доп. от 28.04.2008 №2-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008- №18. - Ст.1937.

5. О Референдуме РФ: ФКЗ  от 28.06.2004 г. № 5-ФКЗ (с изм.  и доп. от 24.04.2008 № 1-ФКЗ) // Собр. законодательства - 2008. - №17. - Ст.1754.

6. О гражданстве РФ: ФЗ  от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (с изм. и  доп. от 30.12.2008 № 301-ФЗ) // Собр. законодательства - 2009. - №1. - Ст.9

7. О воинской обязанности  и военной службе в РФ: ФЗ  от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (с изм. и  доп. от 09.02.2009 № 1-ФЗ) // Собр. законодательства, - 2009. - №7. - Ст.769.

8. Об альтернативной гражданской  службе: ФЗ от 25.07.2002 г. № 113-Ф№ (с изм. и доп. от 06.07.2006 №  104-ФЗ) // Рос. газета - 2006. - 1 июля.

9. Об образовании: ФЗ  от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с изм. и  доп. от 01.12.2008) // Рос. газета - 2008. - 8 декабря.

10. О референдуме РСФСР:  Закон РСФСР от 16 октября 1990 г.  № 241-1 // Рос. газета - 1990. - 2 декабря.

11. О полномочном представителе  Президента РФ в федеральном  округе: Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 // Рос. газета - 2000. - 15 мая. 

12. О проведении всенародного  голосования по проекту Конституции  Российской Федерации: Указ Президента  РФ от 15 октября 1993 г. № 1633 // Рос. газета - 1993. - 20 октября.

13. О некоторых мерах  по обеспечению государственной  и общественной безопасности  в период проведения избирательной  кампании 1993 г.: Указ Президента РФ  от 19 октября 1993 года № 1661 // Рос.  газета - 1993. - 25 октября.

14. Регламент Государственной  Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изм. и доп. от 28.01.2009 N 1643-5 ГД) // Рос. газета - 2009. - 30 января.

15. Регламент Совета Федерации:  Принят постановлением Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации от 30.01.2002 г.  № 33-СФ (с изм. и доп. Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ) // Рос. газета - 2009. - 21января.

16. Послание Президента  РФ Федеральному Собранию: Послание  Президента РФ Федеральному Собранию  РФ от 05.11.2008 г. // Рос. газета - 2008. - 6 ноября.

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации