Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История Гос. управление в россии.docx

— 106.42 Кб (Скачать документ)

Новая Конституция была принята  всенародным голосованием 12 декабря  и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Общие  особенности, которые ей присущи  и отличают от бывших советских конституций, весьма значительны. Они закладывались  еще в последних редакциях  постепенно реформируемой Конституции 1978 года.

Однако Конституция 1993 года придала характеристике сущности закрепляемого  и утверждаемого ею общественного  и государственного строя строго правовое оформление. Она впервые применила дефиницию общественного строя как конституционного, что означает коренное отличие его принципов от постулатов и устоев социалистического строя.33

В Конституции более четко  проработаны нормы о разделении властей. Она внесла значительные изменения в систему органов государственной власти. Вместо Съезда и Верховного Совета учредила Федеральное Собрание, коренным образом преобразовала принципы двухпалатного построения представительного органа государственной власти. Конституция обеспечила высокий уровень своей стабильности, закрепив достаточно сложный внесения поправок. Но, к сожалению, многие положения Конституции РФ далеки от совершенства, в них нет ясности, нет правовой нормы. А это ведет к тому, что значительная по масштабам и очень важная сфера отношений продолжает регулироваться не правовыми, а какими-то иными, в первую очередь политическими методами и средствами.34

В системе государственных  органов последнего десятилетия  крупную роль играет Администрация  Президента. В Конституции этот институт лишь упомянут, о его структуре  и полномочиях не сказано ничего. Очень расплывчато определен способ формирования Совета Федерации. Такого рода примеры свидетельствуют о том, что Конституция не всегда служит надежной основой для правового регулирования.35

Достоинство Конституции  видят в том, что она позволяет  изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в  деятельности органов власти приписываются  всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.

Высказывается противоречащая правовому идеалу и теории права  мысль, что каждая норма, любой закон, как всякий текст, по природе своей  неясны и допускают разные толкования. В Конституционном Суде Российской Федерации видят орган, призванный вносить определенность в неясно составленную Конституцию. Между тем, роль Конституционного Суда состоит  в толковании Конституции (ФКЗ от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном  суде РФ»), а не в восполнении пробелов законодательства и создании новых  норм.

Доминирующим настроением  в работе творцов Конституции  было заимствование западных образцов демократии, «мировых стандартов». Это  была ошибочная установка, превратившая текст Конституции в «каталог современных достижений в области  демократии и прав человека.36

Законодателю следует  ориентироваться не на мировые стандарты, не на заимствование, а на поиски модели, пусть менее совершенной, но зато соответствующей условиям национальной жизни и потому работающей и способной  вывести страну из кризиса, в котором  она пребывает не одно десятилетие. Без творческого приспособления мирового опыта Конституция РФ остается политической декларацией, а не основополагающим источником действующего права

Глава II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации

§1. Понятие конституции

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической  силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной  и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция  на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями  человека и гражданина, формами правления  и государственного устройства.37

Конституция (от латинского constitutio - устанавливаю, учреждаю) - обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании  произвола власти и бесправия  подвластных. Регулирующая роль конституции  касается всего общественного организма. Она охватывает не только государственную  организацию, но и негосударственные  сферы - социально-экономическое устройство, культурную жизнь, отношения в сфере  гражданского общества. Никакая конституция  не может обойти взаимоотношения  государства с институтами собственности, общественными и религиозными учреждениями. Нормы конституции, как и право  в целом оказывает формирующее  воздействие на различные стороны  общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную Конституция Российской Федерации  в решениях Конституционного Суда России.

Термин «конституция» - употребляется  в 2 основных значениях: 1) конституция - фактическая - реально существующие в той или иной стране основы общественного  или государственного строя и 2) конституция  юридическая - особого рода юридический  документ.38

Термин «юридическая конституция» также имеет 2 значения: материальное и формальное. В материальном значении конституция - система правовых актов, регулирующих основы общественного  и государственного строя, правового  положения личности и объединений  граждан независимо от того, в каком  правовом документе закреплены эти  нормы. Они могут быть закреплены как в конституции, так и в  других правовых актах, порядок которых  отличается от порядка принятия конституции, однако является более усложненным  по сравнению с правилами принятия других актов. В РФ такими актами являются федеральные конституционные законы (о судебной системе, о правительстве, о референдуме и т.д.)39. Во многих зарубежных странах акты такого рода называются органическими законами.40 В формальном значении конституция - это особого рода правовой акт (или несколько актов, могут быть и конституционные обычаи), которые официально объявлены, как, например, в Великобритании, конституцией государства.41 При использовании термина «конституция» чаще всего имеется в виду юридическая конституция в ее формальном значении.

Конституцию можно рассматривать  как микромодель общества, его  юридический каркас, в рамках и  на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего  общества и закрепляющий основы общественного  и государственного строя, права  и свободы человека, и гражданина. Слово (термин) "конституция" означает "установление", "устройство".42

Конституция как Основной закон государства учреждает  политическую форму существования  общества, систему государственных  органов, устанавливает порядок  их формирования и способ функционирования.

Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина, организацию  и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные  нормы -- основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных  лиц и граждан.

Приоритет Конституции - не самоцель данного документа, он обеспечивает единообразное применение Закона, является главным критерием при разрешении дел о соответствии Конституции  федеральных законов, нормативных  актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  РФ, различных правовых актов субъектов  Федерации (включая их конституции  и уставы). Необходимость соблюдения Конституции признана практически  всеми политическими силами, а  это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.43

Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам. Определённым нормам конституции  законодатель придаёт статус прямого  и непосредственного действия, что  позволяет заинтересованному субъекту требовать защиты своих прав в  судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.44

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои  общества, политическую форму его  существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения  конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется  стабильностью и долговечностью45. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами: во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.46 Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость  и верховенство государственной  власти. Она выступает правовой основой  становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной  власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти (Конституция РФ).

Конституция РФ - важнейший  юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе  российского демократического государства.

Конституция РФ - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно - правовой акт, посредством  которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной  власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы  и обязанности человека и гражданина.47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Юридические  свойства Конституции Российской Федерации

Юридические свойства конституции - это правовые признаки ее как основного  закона государства.

К юридическим свойствам  Конституции относятся:

· учредительный характер,

· легитимность,

· верховенство,

· стабильность,

· прямое действие,

· база текущего законодательства,

· реальность,

· программность48

 Учредительный характер  Конституции проявляется в том,  что ее нормы закрепляют основы  государственного и общественного  устройства, учреждают важнейшие  государственные институты, через  которые реализуется государственная  власть, принципы их создания  и деятельности. Кроме того, конституционные  нормы устанавливают порядок  создания всех действующих в  государстве правовых норм их  иерархию в правовой системе.

Легитимность Конституции  РФ состоит в том, что она принимается  народом (путем референдума) или  от имени народа (представительным органом государства - парламентом  или же органом, специально созданным  для принятия конституции, - учредительным  собранием), которому принадлежит вся  полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным  голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать  легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

В Конституции Российской Федерации 1993 года впервые в истории  страны получил закрепление принцип  верховенства.49 Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

Верховенство Конституции  РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию  и свое законодательство. Республиканские  конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Юридическое верховенство конституций  обычно подчеркивается в них самих. Так, согласно ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ 1993 г., "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую  силу, прямое действие и применяется  на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые  в Российской Федерации, не должны противоречить  Конституции Российской Федерации" (Конституция РФ Ст.15). Строгое и  точное соблюдение Конституции -- это  наивысшая норма поведения для  всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.

Таким образом, высшая юридическая  сила Конституции характеризует  ее место в иерархии нормативных  правовых актов, действующих в российской Федерации.

Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы  и организации государственной  власти, определенности отношений между  личностью и государством.50 Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации