Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История Гос. управление в россии.docx

— 106.42 Кб (Скачать документ)

Следующая функция Конституции  РФ - правовая. Она заключается в  том, что Конституция выступает  ядром правовой системы общества, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и  определяющими для различных  отраслей права.80 Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции  Российской Федерации выражается и  в ее гуманистической функции. Она  состоит в том, что в Конституции  воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, характерные  для цивилизованного общества, объявляются  составной частью правовой системы  государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью.81 При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и цивилизованного существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

§1. Процедура изменения  действующей Конституции РФ 1993 года

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент  России ежегодно выступает перед  Федеральным Собранием с посланием  о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней  политики. Первое послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Об укреплении российского  государства (основные направления  внутренней и внешней политики)" было оглашено 24 февраля 1994 года.

Послание Президента 2007 года было посвящено плану комплексной  модернизации России в XXI веке. В нем были названы национальные приоритеты - рост национального благосостояния и пенсионная реформа, построенная на принципах софинансирования, определены механизмы их реализации и источники финансирования, а также поднята тема духовного и культурного единства народа, тема патриотизма, любви к единому Отечеству Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

05 ноября 2008 года Президент  РФ обратился к Федеральному  Собранию с ежегодным Посланием.

В своем Послании Президент  РФ обозначил пути развития России. В частности, Президент РФ отметил, что действия в экономике будут  базироваться на концепции четырех "И" - институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Предложено расширить конституционные  права Федерального Собрания, отнести  к предметам ведения Государственной  Думы контрольные функции в отношении  исполнительной власти, установив конституционную  норму, обязывающую Правительство  РФ ежегодно отчитываться в Государственной  Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Также Президент РФ предложил  увеличить конституционные полномочия Президента РФ и Государственной  Думы до 6 и 5 лет соответственно. Отдельное  внимание Президент РФ уделил антикоррупционным  вопросам, мерам, направленным на дальнейшее повышение уровня и качества народного  представительства во власти, вопросам развития судебной системы, стратегии  развития российского образования, вопросам экономики и международным  отношениям.

Инициатором внесения поправок в Конституцию выступил Президент  РФ Дмитрий Медведев, хотя несколькими  годами ранее, он выступал против Кузьмин  В. Сигнальный метод. [Дмитрий Медведев выступил против внесения изменений  в Конституцию] / Рос. газета - 2006 - 13 декабря.. Но так или иначе, поправки в январе 2009 года вступили в силу Михайлов А. Конституция в современном прочтении. [Поправки окончательно вписаны в  Основной Закон] / Рос. газета - 2009 - 21 января..

Анализируя порядок изменения  Конституции Российской Федерации, следует подчеркнуть крайнюю  сложность конституционного пересмотра. "Создатели действующей Конституции  Российской Федерации пошли по пути намеренно усложненного варианта ее реформирования".82

Процедура изменения действующей  Конституции РФ 1993 г. предусмотрена  в главе 9 - "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".

Субъекты законодательной  инициативы:

* Президент Российской Федерации

* Совет Федерации

* Государственная Дума

* Правительство Российской Федерации

* законодательные (представительные) органы субъектов Российской  Федерации

* группа численностью  не менее 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной Думы. (ст. 134 Конституции РФ)

Конституционная инициатива органов государственной власти оформляется в виде соответствующих  актов (например, постановлений Государственной  Думы, постановлений Правительства  и т.д.). Эти акты должны приниматься  с соблюдением установленных  процедур и правил.

В частности, акты конституционной  инициативы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации  должны отвечать тем формальным требованиям, которые установлены в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации и регламентах их законодательных (представительных) органов Закатнова А. Под сводом закона. [Валерий Зорькин: Изменения в Конституции повлекут необратимые перемены] / Рос. газета - 2007 - 12 декабря..

Конституционная инициатива групп депутатов Федерального Собрания оформляется в виде законопроекта  или предложения о конституционном  пересмотре, которые подписываются  не менее чем 1/5 членов Совета Федерации  или депутатов Государственной  Думы.

Предложения о пересмотре Конституции должны быть оформлены  в соответствии с теми требованиями, которые установлены регламентами Совета Федерации (Регламент Совета Федерации \ Принят постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 года № 33-СФ (с изменением и дополнением постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29.12.2008 N 532-СФ)) и Государственной Думы (Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД (с изменением и дополнением от 28.01.2009 N 1643-5 ГД)). Так, в Государственной Думе необходимым условием внесения законопроекта является представление:

· текста законопроекта;

· обоснования необходимости  его принятия, включающего развернутую  характеристику законопроекта, с указанием  его целей, основных положений, места  в системе действующего законодательства, а также прогноза социально - экономических  и иных последствий его принятия;

· справки о состоянии  законодательства в данной сфере правового регулирования;

· перечня законов и  иных нормативных актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых  потребует принятие данного законопроекта;

· предложений о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;

· финансово - экономического обоснования, если реализация законопроекта  потребует дополнительных материальных и иных затрат (ст. 96 Регламента Государственной  Думы).

В том случае, если не выполнены  указанные требования, либо форма  представленного проекта не соответствует  установленным нормам, законопроект может быть возвращен Советом  Государственной Думы его инициаторам (ст. 99 Регламента Государственной Думы).83

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Порядок пересмотра положений Конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и  изменений

В главе 9 ее положения с  точки зрения порядка изменения  Конституции поделены на четыре части.

Первая часть - это положения  глав 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой главы 9. Эти положения не могут быть пересмотрены самим Федеральным  Собранием - парламентом РФ. Необходимость  их изменения влечет за собой принятие новой Конституции. Федеральное  Собрание вправе лишь дать изначальную  оценку соответствующих предложений.84

Регламентом Государственной  Думы предусмотрен следующий порядок  рассмотрения вопроса о пересмотре гл. 1, 2 и 9 Конституции. Соответствующие  предложения должны содержать новую  редакцию указанных глав Конституции  или их статей, частей, пунктов, а  также обоснование новелл, внесенных  в порядке законодательной инициативы. Предложение направляется Советом  Государственной Думы в Комитет  Государственной Думы по законодательству и судебно - правовой реформе для  подготовки заключения, после чего включается Советом Государственной  Думы в календарь рассмотрения вопросов (ст. 128). По итогам обсуждения Государственная  Дума принимает решение об одобрении или отклонении предложения.

Если предложение о  пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции  РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной  Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в соответствии с федеральным  конституционным законом созывается Конституционное Собрание в порядке, предусмотренном соответствующим  федеральным конституционным законом.85

Оно, согласно ч. 3 ст. 135 Конституции  РФ, либо подтверждает неизменность Конституции  РФ, либо разрабатывает проект новой  Конституции РФ, который принимается  Конституционным Собранием двумя  третями голосов от общего числа  его членов или выносится на референдум (всенародное голосование). При проведении всенародного голосования Конституция  РФ считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей) Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны для укрепления политической системы] / Рос. газета - 2008 - 3 декабря..

Рассмотренный выше порядок  пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации подчеркивает особую значимость и вместе с тем необходимость  обеспечения стабильности данных норм Конституции.

Вторая часть - это поправки к главам 3-8 Конституции (т.е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 108).

В данной статье речь идет не о федеральных конституционных  законах, исчерпывающий перечень которых  содержится в самом тексте Конституции, а о федеральных законах, которые  принимаются в порядке, предусмотренном  для принятия федеральных конституционных  законов.86

В постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. по делу о  толковании ст. 136 говорится, что поправки к главам 3-8 принимаются в форме  особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации//"Российская газета" от 9 ноября 1995 г.). В порядке реализации данного постановления КС в РФ принят Федеральный закон от 6 февраля 1998 г. "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (Федеральный закон от 4 марта 1998 г. N 33-ФЗ "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации".

Основные стадии:

1. Инициатива субъекта  о внесении такого предложения,  подготовка проекта закона о  поправке к Конституции и направление  его в Государственную Думу.

2. Проект, поступивший в  палату в порядке осуществления  права законодательной инициативы, передается Советом Государственной  Думы на заключение Комитета  по законодательству и судебно - правовой реформе. Комитет проводит предварительное рассмотрение проекта с участием инициатора законопроекта, представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, а также представителей других комитетов палаты. Заключение комитета и подготовленный к рассмотрению проект федерального закона направляются в Совет Государственной Думы для включения его в календарь рассмотрения вопросов.

3. Рассмотрение Государственной  Думой проекта закона в трех  чтениях.87 В ходе рассмотрения законопроекта заслушиваются доклад инициатора проекта закона, содоклад Комитета по законодательству и судебно - правовой реформе, выступления представителя Президента Российской Федерации, представителя Правительства Российской Федерации, представителей фракций и депутатских групп, а также экспертов и иных лиц, приглашенных по решению палаты для участия в обсуждении.

Каждая поправка к проекту  обсуждается и ставится на голосование  в отдельности. Для принятия поправки необходимо, чтобы за нее проголосовало  не менее 2/3 от общего числа депутатов  Государственной Думы.

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации