Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: рассмотреть вопрос о Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года, как нормативно-правового акта, а так же, принятие, сущность и правовые особенности Основного закона.
Для раскрытия цели необходимо поставить ряд задач, рассмотреть:
· Понятие Конституции РФ и её развитие;
· Правовые особенности Конституции РФ;
· Основные понятия Конституции Российской Федерации;
· Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.

Содержание

Введение
Глава I. История развития Конституции Российской Федерации
§1. Этапы развития Конституции Российской Федерации
§2. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года
ГЛАВА II. Правовые особенности Конституции Российской Федерации
§1. Понятие конституции
§2. Юридические свойства Конституции Российской Федерации
§3. Сущность конституции
§4. Структура конституции
§5. Функции конституции
Глава III. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации
§1. Процедура изменения действующей конституции РФ 1993 года
§2. Порядок пересмотра положений конституции РФ 1993 года и внесение в нее поправок и изменений
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

История Гос. управление в россии.docx

— 106.42 Кб (Скачать документ)

Конституцию можно менять не за счет изменения ее текста, ее привычных  и уже дошедших до людей формулировок, а за счет ее нового истолкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур Юдина Л. Успеть за переменами в стране. [Поправки в Конституцию важны  для укрепления политической системы ]63

Обращение к толкованию как  способу совершенствования Конституции  и органичного соединения в конституционном  процессе устойчивости и изменчивости требует наличия ряда условий, без  которых возможности правового  толкования не будут востребованы. Среди упомянутых условий назовем два:

Во-первых, в стране должны сложиться влиятельные группы, заинтересованные в общественно-политической стабильности, осознающие этот свой интерес и способные  противостоять превращению в  серьезную угрозу для страны радикальных  консерватизма и модернизации. Другими  словами, необходимо складывание в  обществе среднего класса, уравновешивающего  иные общественные течения.

Во-вторых, Конституция не должна содержать положения, выражающие узко групповые интересы отдельных  слоев: классов, этносов, профессиональных сословий. Узко групповая идеологическая и тому подобная нацеленность Конституции  всегда будет побуждать конституционно "обделенные" группы к пересмотру ее положений. Поэтому конституционный  текст должен вбирать в себя лишь те идеи и принципы, что принимаются  или, по крайней мере, не отвергаются  всеми общественными группами, способными влиять на выбор политического курса  государства и общества.64

Традиции и модернизация как обеспечиваемые правом ценности разводят Конституцию и обычное (текущее) законодательство. Конституция  должна быть направлена по преимуществу на сохранение сложившихся устоев общества. Обычное законодательство, наоборот, важно нацеливать на обеспечение  необходимых изменений в допускаемых  Конституцией пределах.

Конституция выполняет в  обществе функцию стратегического  целеполагания. Она закрепляет цели развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует  совершенствование отраслевого  законодательства, направляя последнее  на детализацию собственного содержания применительно к конкретным общественным условиям. Конституция - та постоянная суть, которая в разных исторических условиях требует несовпадающих  нормативных решений однотипных ситуаций. Таким образом, Конституция - это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов.65

Конституция - основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Для нас привычно использование эталонов мер, весов, времени. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для  законодателя, правоприменителей, иных субъектов права. Конституция - это  своеобразный поверочный инструмент, с помощью которого выявляются и  разрешаются внутриправовые противоречия, а значит усиливается системность права.

Если понятие конституции  определяет те общие черты, которые  выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции  связано с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о  том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в  чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка  сущности конституции как общественного  договора.66 Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит  сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний  человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции  выражаются идеи высшей справедливости, разума.67

Некоторые представители  школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается  в воплощении в ней многовекового  опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.68 Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и  связывающие ее сущность с государственной  волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку возможности государственной  власти безбрежны, то, чтобы не допустить  произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы  этого ограничения в конституции.69

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической  основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции  в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей  сущности.70

Общедемократическая сущность Конституции предполагает, что полноправными  гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.71

Конституцию как нормативный  правовой акт, занимающий самостоятельное  и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие  черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном  значении этого понятия является актом, который принимается народом  или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции  и поныне признается доминирующей в  конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства  демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию" (Преамбула  Конституции РФ).

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный  характер. Поскольку народ в демократическом  государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением -- учредительной властью.72 В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции  проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это  означает, что для установления положений  конституции не существует никаких  правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию  по признаку того, что она не соответствует  какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей  конституцию является особый предмет  конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие  отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный  правовой акт. Конституция затрагивает  все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и  другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

· в верховенстве конституции;

· в ее высшей юридической  силе;

· в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

· в особой охране конституции;

· в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§4. Структура Конституции

Каждая часть конституции - это элемент её композиции как  юридического акта. Если категория "содержание" отвечает на вопрос, что в конституции  заключено, то "система" дает представление  о том, какова внутренняя организация  этого нормативно-правового акта.74

Содержание конституции  оказывает непосредственное воздействие  на её систему. Изменение содержания конституции влечет за собой изменение  её системы.

Система конституции - это  обусловленная предметом конституционного регулирования субъективная организация  норм, создаваемая законодателем  с учетом требования законодательной  техники и национальных традиций в праве. Иначе говоря, система  конституции - это способ организации  заключенного в её тексте нормативного материала. Помимо других причин систем конституции обусловлена удобством  пользования актом, максимальной компактностью, доступностью их для понимания гражданами.

Элементами системы конституции  выступают преамбула, разделы, главы, статьи. Система конституции представляет собой определенную взаимосвязь  её элементов - преамбулы, разделов, глав, статей. Она обеспечивает внутреннюю согласованность этих элементов, отсутствие логических противоречий внутри акта, последовательность расположенных  структурных элементов конституции.75 Как правило, каждый раздел, равно как и глава, имеет конкретное наименование. Действующая Конституция РФ состоит из двух разделов - первый содержит главы (1-9) второй - заключительные и переходные положения.

Преамбула, т.е. вводная часть, дана для уяснения содержания Конституции, её особенностей. Она имеет вспомогательное  значение. Воздействие конституционной  преамбулы усиливается в сочетании  с конкретными нормативными предписаниями  этого основного закона государства.76

В преамбуле Конституции  России 1993 года провозглашаются основные устремления народа и его нравственные идеалы. Подчеркивается преемственность  российской государственности, необходимость сохранения исторически сложившегося государственного единства, преемственность демократического строя. В преамбуле отражены нравственные ценности - гуманизм, стремление к счастью, добру, благополучию и процветанию России, гражданский мир, согласие, свободы, права человека. Преамбула провозглашается от имени народа России, осознающего себя как единое целое. Подчеркивается ценность патриотизма, любви к Отечеству, памяти предков. Преамбула - своеобразная увертюра к тексту Конституции.77

 На первое место  в Конституции выдвигаются разделы  и главы, закрепляющие основы  конституционного строя, механизм  народовластия.

Раздел первый можно условно  назвать по наименованию первой главы - "Основы конституционного строя " и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного  строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской  Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской  Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Характер отношений личности - общества - -государства производен от общественно-политической и социально-экономической  систем. Поэтому и глава, регулирующая эту группу отношений следует  за главой об основах конституционного строя.

Второй раздел Конституции  Российской Федерации 1993 года составляют заключительные и переходные положения, обеспечивающие процедуру реализации отдельных конституционных установлений.

Объективную обусловленность  системы конституции нельзя понимать как раз и навсегда установленный  жесткий механизм взаимосвязей. Речь идёт о наличии таких групп  норм, которые обязательно присутствуют в конституции и объединяются не произвольно, а на основе внутренних закономерностей. Расширение объекта  конституционного регулирования отражается в системе конституции. Сейчас система  конституции более сложна, чем  прежде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§5. Функции Конституции

Роль конституции в  обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции: политическую, правовую и гуманистическую.78

Политическая функция  Конституции РФ заключается, прежде всего, в признании и закреплении  политического многообразия, многопартийности, идеологического плюрализма.79 Предоставляя политическим силам, равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает  вмешательства общественных объединений  в деятельность органов государства  и тем более создание политических организаций в их структурных  подразделениях. В свою очередь и  государственные органы не должны вмешиваться  в деятельность общественных формирований.

Информация о работе Конституционные поправки и пересмотр Конституции Российской Федерации