Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, все более интенсифицирующаяся в настоящее время, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Общие характеристики Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле ……………………………………………
4
1.1.Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации ………………………………………….....
4
1.2.ВТО – задачи, функции, структура…………………………………… 8
Раздел 2. Актуальные проблемы ВТО………………………………...…..... 14
2.1. Правовая система……………………………….…………………….. 17
2.2. Система разрешения торговых споров ……………………………... 18
2.3. Компетенция ВТО………………………………..…………….…….. 19
2.4. Равные условия конкуренции………………………………………... 20
2.5. Слаборазвитым странам – дешевые лекарства……………………... 22
Заключение …………………………………………………………………... 24
Перечень источников .………………...…………………….………………. 26

Работа состоит из  1 файл

ВТО_курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

     Критики полагают, что небольшие страны имеют  очень малое влияние на ВТО, и, несмотря на заявленную цель — помощь развивающимся странам, — развитые страны концентрируются, прежде всего, на своих коммерческих интересах. Также, по их утверждениям, вопросы здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды постоянно игнорируются в пользу дополнительных льгот для бизнеса.

     Впервые проблемы ВТО были затронуты на 4 министерской конференции в Дохе, который был посвящен нуждам и интересам развивающихся стран. Развивающиеся страны, в свою очередь, подняли целый ряд проблем и вопросов, касающихся осуществления соглашений Уругвайского раунда. Некоторые из этих вопросов вынесены в отдельный протокол «Решение о вопросах осуществления», многие из которых имеют  эффект немедленного действия как, например: сельское хозяйство, санитарные и фитосанитарные меры и технические ограничения в торговле, текстиль, анти-демпинг, субсидии и компенсационные меры.

     Развивающиеся страны должны были получить некоторые «уступки» за согласие реализовать обязательства, принятые во время Уругвайского раунда. Но положения, имеющие эффект немедленного действия, хотя и не несущественны, но и не являются главными уступками.

     В настоящее время участники многосторонних переговоров по линии ВТО считают наиболее актуальными проблемами, требующими своего решения, следующие:

     1. Проведение кардинальных реформ  в области сельского хозяйства

     2. Эффективное содействие развитию. США и ЕС негативно оценивают  концепцию предоставления широких  льгот государствам с низкими  доходами на душу населения,  признавая в то же время  необходимость помощи эти странам.

     3. Совершенствование системы урегулирования споров.

     4. Обеспечение доступа слаборазвитых  стран к дешевым лекарствам

     5. Либерализация в секторе услуг.

Всемирная Торговая Организация ставит перед  собой цель увеличения объема международной  торговли путем снижения тарифов  и устранения торговых ограничений. ВТО служит в качестве платформы для торговых переговоров, а также разрешения торговых конфликтов между странами-участницами. ВТО имеет четкие принципы действий. Во-первых, мировая торговая система не должна поддерживать дискриминационную практику, т.е. различную торговую политику по отношению к разным странам. Во-вторых, торговая система должна быть максимально свободной и открытой, с минимальным присутствием как тарифных, так и нетарифных торговых ограничений. В-третьих, торговая система должна быть конкурентной. В-четвертых, система должна быть более гибкой для развивающихся стран с целью их приспособления к новому режиму. Развивающимся странам должны предоставляться более длинные периоды адаптации и больше льгот.

     В ВТО, в отличие от абсолютно всех остальных международных организаций, которые принимают решения большинством голосов, решения принимаются на основе консенсуса. С одной стороны, это позволяет избегать ущемления чьих-либо интересов, с другой - приводит к тому, что переговоры проходят крайне долго и сложно. Это явная проблема, так как, вероятно страны с сильной экономикой не всегда согласны принять решения, выгодные странам со слабой экономикой.

     Кризис  организации порожден объективными переменами, охватившими мировые  рынки. В период глобального экономического подъема всем кажется, что свобода торговли открывает новые возможности. На практике это далеко не всегда так, но, по крайней мере, у некоторых стран есть шанс выиграть от всеобщего расширения спроса. Однако в периоды мирового спада, когда спрос повсеместно сокращается, большинство стран неминуемо начинает защищать свои рынки, закрывать их для иностранцев, поддерживать собственное производство. Соглашения, достигнутые в рамках ВТО, становятся проблематичными не только для России, но и для большинства других стран.

Всемирная торговая организация проходит в  настоящее время достаточно сложный  этап достройки и развития. Переговоры 1995-2005 годов показали, что между  участниками ВТО имеются серьезные  растущие разногласия, меняется соотношение  экономических и политических сил, определяющих основные параметры организации.

     Критика целей. ВТО была призвана максимально  либерализовать и упростить систему международной торговли. Главные задачи ВТО — устранение тарифных и сокращение нетарифных ограничений — зиждятся на постулатах классической политэкономии, а в частности на «теории сравнительных преимуществ», согласно которой свободная торговля является оптимальной системой для всех стран без исключения. Тем не менее, некоторые современные теории экономического развития подвергают сомнению эффективность принципа laisser faire (можно перевести, как принцип невмешательства, честной игры и т.п.) для стран со слабыми экономиками. Сторонники этих взглядов считают, что свободная торговля приносит пользу лишь богатым странам, обладающим сильной экономикой. Из этого вытекает, что ВТО не является независимым и непредвзятым органом, а де-факто защищает интересы развитых стран.

     Кроме теоретико-философских противоречий, ВТО также сталкивается с критикой со стороны защитников окружающей среды. Они утверждают, что свободная торговля и дерегулирование отрицательно влияют на экологическую обстановку. Некоторые защитники окружающей среды считают, что само определение понятия «благо» в интерпретации ВТО состоит в увеличении валового внутреннего продукта, росте прибылей и пр., что автоматически приводит к пренебрежению экологией. Таким образом, задача повышения эффективности экономик кардинально противоречит охране окружающей среды.

     Экономисты  Майкл Вайнстайн и Стив Чарновиц, опубликовавшие исследование на эту тему (называется «Озеленение ВТО» утверждают, что эта структура пытается найти необходимый баланс между обеспечением необходимых торговых условий и охраной окружающей среды, поскольку любые изменения в политике ВТО должны получить одобрение со стороны всех стран-членов. Вместе с этим, многие развивающиеся страны выступают против внедрения дорогостоящих технологий и стандартов по охране окружающей среды, так как это может подорвать их конкурентоспособность.11

     Критика структуры и деятельности ВТО. Противники ВТО часто обвиняют ее в недемократичности. Сторонники этой точки зрения уверены, что недемократичность ВТО позволяет индустриально развитым и «богатым» странам доминировать над «бедными» и развивающимися. Другим объектом критики является неэффективность деятельности ВТО. Критики утверждают, что основные требования по снижению торговых ограничений предъявляются лишь «бедным» странам, тогда как развитые страны продолжают использовать полный арсенал протекционистских мер.

     Экономисты  Сьюзан Эссерман и Роберт Хоус в своей статье «ВТО под судом»  подвергают деятельность ВТО скрупулезному анализу. Так, по мнению авторов, еще ни в какой международной структуре споры и несогласия между странами не решались таким бесцеремонным и насильственным образом, как в ВТО. Авторы пытаются выяснить, каким образом ВТО использовала беспрецедентную, по своим масштабам, власть. Еще в 1995 году юридические нормы по решению и урегулированию международных торговых споров были предметом особой гордости основателей ВТО. Однако сегодня даже сами архитекторы международного торгового законодательства сознаются, что процесс стал неконтролируемым. Юридическая система ВТО все больше подвергается критике из-за своей неадекватности и несоответствии реальным нуждам стран-членов. Развивающиеся страны, в свою очередь, протестуют против нынешнего законодательства, так как, по мнению последних, не все страны-члены ВТО могут использовать положения законов ВТО с целью защиты своих интересов.  
 

2.1. Правовая система ВТО.

     В рамках ВТО действует большое  количество норм и правил. В их числе  нормы внутренних регламентов, определяющих порядок и другие вопросы функционирования органов ВТО; нормы решений/резолюций  ВТО (и органов ВТО), принимаемых  для обеспечения целей Организации в рамках ее правосубъектности; международные документы, составляющие «право ВТО». Они регламентируют широкую сферу отношений - международную торговлю товарами, услугами, операции с инвестициями и интеллектуальной собственностью и другие отношения, многие из которых выходят за рамки чисто экономических. Так, в сферу «права ВТО» подпадают международные процедурные вопросы (например, функционирование институтов ВТО), международные процессуальные вопросы (рассмотрение споров государств-участников в Органе ВТО), внутригосударственные действия административного характера (лицензирование, антидемпинговое расследование, фитосанитарные меры и т.д.) и другие. Таким образом, нормы и правила ВТО выходят за пределы международного экономического права.

     Объем, характер и качество регулирования указанных отношений свидетельствуют о том, что в рамках международного права возникла особая юридическая формация - «правовая система Всемирной торговой организации».

     В рамках ВТО идет острая борьба за корректировку  того, что было достигнуто в итоге Уругвайского раунда, то есть так называемой "Правовой системы ВТО". В эту систему был собран довольно пестрый набор принципов и правил международной торговли. Многие из этих документов были созданы еще в 40-50 годы прошлого века (ГАТТ 1947). Другие появились в конце 70-х годов и получили свое развитие позже в правовых документах ВТО или родились уже в период деятельности организации.

Даже  правовые положения 1995 года уже существенно  отстали от реальной жизни, где резко  проявилась несбалансированность этих документов между Севером (развитыми странами) и Югом (развивающимися странами). //По терминологии, установившейся в международных организациях//12

Баланс  прав и обязательств соглашений ВТО  основательно сдвинут в сторону  интересов Севера. Развивающиеся страны не смогли включить в них в полном объеме так называемый дифференцированный и более благоприятный режим, то есть право их брать на себя такие обязательства, которые соизмеримы с их экономическими возможностями. Это не дало возможности многим развивающимся странам (по меньшей мере 60) реально включиться в правовую систему ВТО, реформировать свое законодательство. Во многих развивающихся странах отсутствовали квалифицированные кадры, финансовые и материальные ресурсы, необходимые для перевода национального административно-правового механизма на нормы ВТО.  
 

2.2. Система разрешения торговых споров.

     Еще одна проблема ВТО - система разрешения торговых споров. В целях обеспечения соблюдения обязательств государств-членов ВТО по многосторонним соглашениям была создана система разрешения международных споров, которая позволяет государству-члену ВТО, пострадавшему от нарушений обязательств по праву ВТО другим государством, инициировать квазисудебное разбирательство и восстановить status quo. Приложением к Соглашению об учреждении ВТО является «Договоренность («Understanding») о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» 1994 года (далее – «ДРС»). В российской научной литературе наибольшее употребление нашел перевод этого документа как Договоренность, хотя, можно встретить и другие трактовки, например, меморандум и проч., однако в настоящей работе используется наиболее частый перевод – Договоренность. В статье 3 ДРС прямо указывается, что «система ВТО по разрешению споров есть центральный элемент обеспечения надежности и предсказуемости всей многосторонней торговой системы»13. Для рассмотрения споров существует особое подразделение - Совет по Разрешению Диспутов\Dispute Settlement Body - особое совещание, в котором принимают участие представители всех государств, входящих в ВТО. Однако механизм проведения в жизнь подобных решений весьма аморфен, а наказаний для стран, не выполняющих подобных резолюций, не предусмотрено.

     Конечно, можно привести случаи и успешной работы Совета - Посредством этого органа ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные законы. Так ЕС запрещал одно время ввоз на свою территорию ГМО, после чего США (в интересах концернов США) подали на ЕС в суд ВТО. Суд ВТО присудил ЕС к крупным штрафам. Вскоре Евросоюз сдался, разрешив ввоз ГМО, но предписав их маркировку. Предусмотрено, что страны, нарушившие правила ВТО, будут выполнять решения Совета на добровольной основе. Сроки исправления ситуации также не предусмотрены. В результате, ВТО оказалось не в состоянии эффективно останавливать периодически вспыхивающие "торговые войны".

Интересные  предложения по усовершенствованию этой системы были предложены Григорян С. А., среди них:

1. Развитие консультационных услуг в ВТО как для менее развитых стран, так и для стран – новичков

2. Строгий приоритет в применении системы для принципа "правонормативной ориентированности" преимущественно перед всякого рода экономически силовыми и т.п. факторами,

3. Обеспечение беспристрастности при вынесении решений.

Определенно, орган разрешения споров, по существу, является органом политического характера. Идеальным представлялось бы отделение строго юридической процедуры урегулирования споров, основывающейся на нормах права, от всяких политических и дипломатических факторов. Было бы, также оправданным, чтобы Орган разрешения споров мог бы отказывать в использовании процедуры урегулирования споров ВТО жалобщику-государству, которое не выполняет ранее принятых в его адрес решений в рамках этой процедуры. Можно также высказать пожелание использовать богатый опыт ВТО в рассматриваемой области в системе урегулирования споров в рамках экономического сотрудничества стран СНГ14. 
 

2.3. Компетенция ВТО.

     Главной проблемой является выбор новых направлений компетенции ВТО, расширения полномочий.

     Развивающиеся страны стоят за то, чтобы круг ведения  ВТО был ограничен вопросами  торговли товарами и услугами в том  виде, в котором они включены в  деятельность ВТО. Развитые страны настаивают на включение в сферу интересов ВТО таких вопросов, как торговля и инвестиции, торговля и конкурентная среда, торговля и экология, торговля и трудовые стандарты и другие. Эти вопросы получили название "Сингапурские вопросы", по месту проведения Первой конференции министров стран-членов ВТО, где они и были подняты.

Информация о работе Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации