Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, все более интенсифицирующаяся в настоящее время, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Общие характеристики Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле ……………………………………………
4
1.1.Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации ………………………………………….....
4
1.2.ВТО – задачи, функции, структура…………………………………… 8
Раздел 2. Актуальные проблемы ВТО………………………………...…..... 14
2.1. Правовая система……………………………….…………………….. 17
2.2. Система разрешения торговых споров ……………………………... 18
2.3. Компетенция ВТО………………………………..…………….…….. 19
2.4. Равные условия конкуренции………………………………………... 20
2.5. Слаборазвитым странам – дешевые лекарства……………………... 22
Заключение …………………………………………………………………... 24
Перечень источников .………………...…………………….………………. 26

Работа состоит из  1 файл

ВТО_курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

       Указанные особенности позволяют характеризовать  ВТО как многостороннюю торговую систему. Такая система создает для производства и предпринимательства атмосферу стабильности и предсказуемости, которая является необходимым условием для развития международной торговли на условиях справедливой конкуренции. Существование международной торговой системы способствует увеличению объёмов торговли и инвестиций, что связано с созданием новых рабочих мест и экономическим развитием участвующих в ВТО стран.

       ВТО не предполагает создание наднациональных  международных органов. В этом её принципиальное отличие от организаций интеграционного типа, таких, например, как Европейский Союз. Все государства-участники, основываясь на своём суверенитете, разрабатывают и принимают нормы правого регулирования внешнеэкономических отношений, действующие на территории этих государств.

       Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос. 

       1.2. ВТО – задачи, функции, структура

       Создание  ВТО стало исключительно важным событием в современных международных экономических отношениях, играющих все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств. Речь идет об учреждении впервые в мире постоянно действующей многосторонней организации, распространяющей свое влияние на всю торговлю и смежные сектора. Совокупность документов ВТО (около 60 соглашений, договоренностей, решений и деклараций на уровне министров) представляет собой правовую основу системы регулирования этих отношений.

       Весь  пакет этих договоренностей ВТО  рассматривается как единое целое, каждая страна-член ВТО обязана принять его целиком, без каких-либо изъятий и привести свое национальное законодательство, а также практику его исполнения в полное соответствие с правилами ВТО. Сопряжение национальных правовых норм с нормами ВТО создает во многом единое правовое поле для развития международной торговли.5

       К основным многосторонним соглашениям  ВТО по торговле товарами относят:

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (в редакции 1994 г.);
  • Соглашение по сельскому хозяйству;
  • Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение по текстильным изделиям и одежде;
  • Соглашение по техническим барьерам в торговле;
  • Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
  • Соглашение по применению статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина);
  • Соглашение по применению статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товаров в таможенных целях);
  • Соглашение по предотгрузочной инспекции;
  • Соглашение по правилам происхождения;
  • Соглашение по процедурам импортного лицензирования;
  • Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам;
  • Соглашение по (чрезвычайным) защитным мерам;
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и др.
 

Основные  функции ВТО:

  • контроль за выполнением требований базовых соглашений ВТО;
  • создание условий для переговоров между странами-участницами ВТО по поводу внешнеэкономических отношений;
  • урегулирование споров между государствами по проблемам внешнеэкономической торговой политики;
  • контроль за политикой государств-членов ВТО в области международной торговли;
  • оказание помощи развивающимся странам;
  • сотрудничество с другими международными организациями. 

       Межгосударственную  организационную структуру ВТО  возглавляет Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников Торговой организации. Сессии этого  органа собираются как минимум один раз в два года. Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать все решения.

       В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который  отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Он делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

       Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и  выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения, занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами6.

       Еще одним важным органом ВТО является его Секретариат, который базируется в Женеве и имеет около 500 штатных сотрудников. Возглавляет его Генеральный директор, назначаемый, в свою очередь Министерской конференцией. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата - обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

       Бюджет  Организации утверждается Министерской конференцией (Генеральным советом) и формируется из взносов стран-членов. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что в этой области ВТО будет продолжать практику ГАТТ, где взнос каждой страны был пропорционален ее доле участия в международной торговле.

       Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  различные пути присоединения к  этой организации. В настоящее время  присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО и к приложенным к Соглашению Многосторонним соглашениям на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.

       Процедура присоединения к ВТО существенно  отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.

       Присоединяющаяся  страна извещает Генерального директора  ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО7. Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

       Вслед за учреждением Рабочей группы Секретариат  информирует заявителя о процедуре  работы Рабочей группы и предлагает представить Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

       Кроме того, заявитель передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы. Материалы предоставляются на одном из трех официальных языков ВТО (английский, французский, испанский)8.

       Рабочая группа изучает внешнеторговый режим  страны, ее законодательство и практику его применения. Члены группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.

       Итогом  заседаний Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной9.

       Механизм  принятия решений в органах ВТО продолжает существовавшую в рамках ГАТТ практику принятия решений на основе общего согласия участников без проведения формального голосования. Однако в тех случаях, когда на основе согласия решение принять не удается, оно принимается путем голосования. По вопросам толкования любого из соглашений, входящих в сферу действия ВТО, решения принимаются большинством в 3/4 голосов. Решение Генерального совета в тех случаях, когда он действует в качестве Органа по разрешению споров, принимается исключительно путем консенсуса.

       Так, основные положения Соглашения об учреждении ВТО определяют структуру, функции, порядок и механизм принятия решений этой организацией, а также порядок присоединения к ВТО. Однако необходимо заметить, что вопросы существа ее деятельности в само Соглашение не вошли, они сконцентрированы в отдельных документах и отнесены в приложения. При этом в Соглашении подчеркивается, что соглашения и договоренности составляют неотъемлемую часть Соглашения об учреждении ВТО. Такая правовая конструкция ВТО сложилась в силу нерешенности многих правовых вопросов. Вместе с тем, эта особенность правовой конструкции Всемирной торговой организации придает ей достаточно гибкий характер и открывает возможность для дальнейшего развития.10

     Итак, подводя итог, отметим, что главная  задача ВТО – содействовать беспрепятственной  международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

     В настоящее время считают, что  мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.

     1) Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

     2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют.

     3) Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

     4) Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

     5) Льготы в международной  торговле для менее  развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  2. Актуальные проблемы ВТО 

     Заявленная  цель ВТО — распространение идей и принципов и стимуляция экономического роста. Многие придерживаются точки зрения, что свободная торговля не делает жизнь большинства более процветающей, а лишь приводит к дальнейшему обогащению уже богатых (как стран, так и личностей). Договоры ВТО также обвинялись в частичном несправедливом приоритете мультинациональным корпорациям и богатым странам.

Информация о работе Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации