Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, все более интенсифицирующаяся в настоящее время, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3
Раздел 1. Общие характеристики Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле ……………………………………………
4
1.1.Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации ………………………………………….....
4
1.2.ВТО – задачи, функции, структура…………………………………… 8
Раздел 2. Актуальные проблемы ВТО………………………………...…..... 14
2.1. Правовая система……………………………….…………………….. 17
2.2. Система разрешения торговых споров ……………………………... 18
2.3. Компетенция ВТО………………………………..…………….…….. 19
2.4. Равные условия конкуренции………………………………………... 20
2.5. Слаборазвитым странам – дешевые лекарства……………………... 22
Заключение …………………………………………………………………... 24
Перечень источников .………………...…………………….………………. 26

Работа состоит из  1 файл

ВТО_курсовая.doc

— 203.00 Кб (Скачать документ)

кУРСОВАЯ  работа

 

По дисциплине «МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

На  тему: Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации

 
 
 
 

Москва 2012г.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  ……………………………………………………………………... 3
Раздел  1. Общие характеристики Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле ……………………………………………  
4
1.1.Возникновение и развитие ВТО. Особенности ВТО как международной организации ………………………………………….....  
4
1.2.ВТО – задачи, функции, структура……………………………………           8
Раздел  2. Актуальные проблемы ВТО………………………………...…..... 14
2.1. Правовая система……………………………….…………………….. 17
2.2. Система разрешения торговых споров ……………………………... 18
2.3. Компетенция ВТО………………………………..…………….…….. 19
2.4. Равные условия конкуренции………………………………………... 20
2.5. Слаборазвитым  странам – дешевые лекарства……………………... 22
Заключение  …………………………………………………………………... 24
Перечень  источников .………………...…………………….………………. 26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Реальное  развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, все более интенсифицирующаяся в настоящее время, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одним из результатов этого становится постепенный перенос центра тяжести регулирования международной торговли с режима наибольшего благоприятствования на национальный режим. Этот процесс уже обозначился в рамках Всемирной Торговой Организации. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования международного обмена товарами и услугами. Складывается растущая совместимость национальных правовых норм регулирования внешней торговли. На этой основе сформировалась современная международная торговая система, организующим центром которой является Всемирная Торговая Организация (далее так же ВТО).

    Всемирная торговая организация, действующая  с 1 января 1995 г. как продолжатель Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ 1947 г.), за свою сравнительно короткую историю зарекомендовала себя эффективной межправительственной структурой, направленной на либерализацию торговли между ее участниками.

    Принимая  во внимание значительное расширение сферы компетенции ВТО в связи с заключением в итоге Уругвайского раунда новых документов о регулировании международных экономических отношений и увеличение числа стран - членов организации, ВТО все больше утверждается в мире как создатель универсальной глобальной торговой системы, основанной на общепризнанных правилах для всех ее участников.

    Таким образом, страны, находящиеся вне  сферы действия правил ВТО могут  оказаться, с одной стороны, на периферии  современных международных экономических  отношений, которые играют все большую роль в повышении эффективности национальных хозяйств, а с другой - волей-неволей вынуждены играть по правилам ВТО, но лишь в пассивном качестве.

    Как и любая глобальная организация, ВТО не лишена проблем в организации  своей деятельности. Актуальность данных проблем не вызывает сомнения,  ведь в связи с глобальными изменениями в мировой экономике, сфера деятельности ВТО очень подвижна - новые тенденции, модернизации требуют пересмотра и модификации ранее принятых норм и стандартов ВТО. В своей курсовой работе я постараюсь осветить некоторые основные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации.

 

Раздел  1. Общие характеристики Всемирной Торговой Организации и её роль в международной торговле 

       1.1. Возникновение и  развитие ВТО.  Особенности ВТО как международной организации

       Идея  создания международной торговой организации как специализированного агентства ООН была выдвинута в сентябре 1946 г. США. Были предложены правила, касающиеся торговых барьеров, ограничительной деловой практики, межправительственных соглашений по отдельным товарам и международных аспектов внутренней политики занятости. Предлагалось также провести отдельные переговоры о снижение тарифных барьеров. Предложение о создании Международной Торговой Организации (МТО) было рассмотрено более чем 50 странами, которые преступили к переговорам о Хартии МТО. Однако даже раньше, чем текст Хартии был полностью согласован 23 из 50 участников переговоров, в том числе 11 развивающихся стран приняли решение начать переговоры о снижении и сужении круга таможенных тарифов, сведя к минимуму протекционистские меры, унаследованные с начала 30-х годов.

       Всего с 1947 по 1994 год состоялось 8 раундов  переговоров: 1947 г. - Женева, 1949 г. - Аннесси (Франция), 1950 г. - Торки (Англия), 1956 г. - Женева, 1960-1961 гг. - Женева (Дилон раунд), 1962-1967 - Женева (Кеннеди раунд), 1973-1979 гг. - Женева (Токио раунд), 1984-1986 гг. - Марракеш (Уругвайский раунд).

       На  первом раунде переговоров, состоявшемся в 1947 г., было согласовано снижение примерно 45 тысяч тарифов, распространившихся на международную торговлю объёмом 10 млрд. долларов. 23 страны также согласились временно принять некоторые из правил внешней торговли, содержащихся в проекте хартии МТО, узаконив тем самым согласованное снижение 50 тысяч тарифов. Пакет этих договорённостей стал известен как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Стоит отметить, что, несмотря на свой временный характер, ГАТТ почти на протяжении 50 лет оставался единственным многосторонним инструментом, регламентирующим международную торговлю.

       В последующем наиболее значительным переговорным раундом стал «Дилон раунд», в ходе которого таможенные пошлины были в основном снижены США и ЕЭС. К этому же периоду относится и зарождение проблемы тарифных барьеров, основой которой в 1961 г. стала временное соглашение по добровольному ограничению поставок текстиля, что по существу придало торговле этой продукцией квотируемый характер. «Добровольные ограничения», на которые вынуждены были идти экспортёры, стали одной из общепринятых мер в обход нормам ГАТТ. В ходе переговоров в рамках «Кеннеди раунда» проблема нетарифных ограничений осталась неразрешённой, хотя значительный прогресс был сделан в области сокращения тарифов (в среднем на 35%)1.

       По  мере увеличения роли нетарифных ограничений торговли стало очевидным, что существующая многосторонняя процедура регулирования мировой торговли нуждается в значительных изменениях. Уругвайский раунд продолжил расширение сферы компетенции организации, распространив ее на сельское хозяйство, торговлю текстилем, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

       Либерализация экономики, как основа благополучия, занятости и развития, оставалась целью правительств, вовлеченных в формирование нового мирового экономического порядка, в течение всех 40 лет, предшествовавших созданию ВТО.

       Принцип национального режима призван обеспечить недискриминацию иностранных производителей в рамках государственного регулирования национальной экономики. При этом предусматривается, что «товарам иностранного происхождения будет предоставляться тот же режим, что и национальным, в отношении внутренних налогов и сборов, а также национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внешнюю торговлю»2.

       Однако  международные экономические отношения (или используя термин, применявшийся в рамках ГАТТ, а теперь в ВТО, - «международная торговля товарами и услугами») становились все более сложным комплексом взаимодействия и взаимосвязи национальных экономик. Процесс интернационализации обмена товарами и услугами все глубже и шире охватывал не только обмен, но и сферу производства товаров и услуг. Снижение торговых барьеров, изменения в области информационных технологий, прогресс в сфере международных транспортных перевозок открыли возможность для растущего числа компаний размещать свое производство в различных странах мира, ориентируясь на наиболее низкие издержки производства.

       В связи с этим во второй половине 80-х годов стало ясно, что ГАТТ как межгосударственная структура  и комплекс правил, регулирующих взаимоотношения правительств в сфере международной торговли, потребовало существенной модернизации и перехода международной организации к полноправной международной торговой организации и к созданию своеобразного «кодекса правил движения» на мировом рынке товаров и услуг, кодекса общего и обязательного для всех стран.

       Так в условиях глобализации мирового хозяйства  в середине 90-х годов возникло новое учреждение: Всемирная торговая организация. Решение о ее создании было принято на основе хрупкого компромисса, достигнутого в последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. В предшествовавших документах - Декларации Пунта-дель-Эсте (сентябрь 1986 г.), открывшей раунд, в решениях так называемого среднесрочного обзора на уровне министров (1988 г.), в первом предварительном проекте Заключительного акта раунда, представленного в Брюсселе на Конференции министров (декабрь 1990 г.), - не предусматривалось, что раунд завершится трансформацией ГАТТ в полноправное новое международное учреждение - ВТО.

       ВТО часто называют наследницей и  правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, поскольку оно стало сердцевиной ВТО. Более 2/3 всех соглашений, входящих в ВТО, опираются на ГАТТ.

       На  сегодняшний день ВТО объединяет 153 страны (по состоянию на октябрь 2008 г.3), на долю которых приходится около 90% мировой торговли и более четверти населения земного шара. Кроме России, положительного решения вопроса о вступлении в эту организацию ожидают еще около 30 стран.

       После создания Всемирной торговой организации и начала Уругвайского раунда прошло шесть Министерских конференций ВТО. В декабре 1996 г. в Сингапуре состоялась первая Министерская конференция ВТО, на которой были организованы рабочие группы по вопросам торговли и инвестиций, антимонопольной политики, открытости в размещении государственных заказов. В мае 1998 г. состоялась вторая Министерская конференция в Женеве, на которой не было достигнуто никаких ключевых договоренностей по либерализации внешней торговли. В следующем году этой системе был нанесен серьезный удар на третьей Министерской конференции в г. Сиэтл, где разногласия между развивающимися и развитыми странами ВТО привели к срыву переговоров.

       На  фоне относительно вялого развития процесса либерализации торговли в сфере  услуг на основе отдельных соглашений выполнение странами-членами ВТО договоренностей Уругвайского раунда продвигалось крайне медленно. После продолжительного застоя прорыв в сложившейся ситуации наступил на четвертой Министерской конференции ВТО в г. Доха (Катар), на которой было достигнуто согласие о начале нового раунда торговых переговоров, так называемого Раунда тысячелетия4.

       Достижение соглашения между странами-членами ВТО о начале нового раунда вдохнуло новую жизнь в процесс многосторонней либерализации мировой торговли. Само же достижение соглашения потребовало от различных групп стран пойти на компромисс, который мучительно рождался в спорах между развитыми и развивающимися странами и потребовал продления срока Министерской конференции в Катаре. В итоге развивающиеся страны согласились на включение в повестку дня нового раунда таких вопросов, как экологические проблемы и либерализация в инвестиционной сфере. Развитые страны, в свою очередь, смирились с уступками развивающихся стран в области защиты прав интеллектуальной собственности, а также с тем, что проблема трудовых стандартов не будет обсуждаться на предстоящем раунде торговых переговоров.

       ВТО относится к числу международных  межправительственных организаций, а  её особенностью является отсутствие устава, роль которого играет Соглашение об учреждении ВТО и Договорённость о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными соглашениями и связано появление ВТО. Во всём остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ. Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство-член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, принятых в результате Уругвайского раунда переговоров. Кроме того, ВТО (в отличие от ГАТТ) осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (например, о торговле услугами, торговых аспектах прав интеллектуальной собственности), а также имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и разрешения межгосударственных споров.

       ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных международных соглашений по вопросам международной торговли; она создаёт общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между её членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам, включённым в Приложения к настоящему соглашению. Функцией ВТО является выполнение Соглашения о создании ВТО, а также многосторонних торговых соглашений, обязательных для членов ВТО. Иными словами, ВТО - форум для переговоров между её членами по вопросам многосторонних торговых отношений, где переговоры ведутся как по вопросам Соглашений, составляющих часть ВТО, так и по вопросам будущих соглашений.

Информация о работе Актуальные проблемы деятельности Всемирной Торговой Организации