Законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 00:04, реферат

Описание

Политические и экономические реформы, проводимые в России, требуют интенсивного законотворчества, Большая ответственность возлагается на процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Содержание

ГЛАВА 2. СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
2.1. Внесение законопроекта в законодательный орган
2.2 Обсуждение и доработка законопроекта в законодательном органе
2.3. Принятие законов
2.4. Президентское вето. Суть права вето
2.5. Опубликование закона и вступление его в силу
ГЛАВА 3. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа состоит из  1 файл

законодательный процесс.docx

— 76.17 Кб (Скачать документ)

Значимость и  самостоятельность данной стадии обусловлены  тем, что право на информацию о  новых правовых актах - одно из общепризнанных международным сообществом прав человека.

Именно официальное  опубликование служит гарантией  того, что публикуемый текст полностью  соответствует подлиннику, то есть тому тексту, который был принят законодательным органом (или референдумом) и подписан компетентным должностным  лицом. В отличие от иных способов обнародования, целью которых также  является доведение до сведения законов (информативная функция), официальное  опубликование носит удостоверяющий характер[49].

Таким образом, официальное опубликование - завершающая  стадия законодательного процесса, для  которой характерны следующие признаки:

1. Носит юридический,  официальный характер, происходит  в нормативно определенных рамках;

2. Осуществляется  от имени или по прямому  нормативно закрепленному поручению  представительного органа;

3. Выполняет  информационную функцию, которая  заключается в доведении до  всеобщего сведения текста закона  путем его первичного обнародования  (оглашения), и функцию удостоверения,  поскольку результатом является  официальное издание, то есть  документ, удостоверяющий действие  закона, его точный текст, на  который можно ссылаться в  процессе применения норм права,  в печатных изданиях и т.д. 

Глава 3 Уголовный кодекс Российской Федерации

Работа над  проектами кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после  распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён Президентом  РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства России: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права и гуманизация ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе[[50].

В 1993—1994 годах  велась также работа по разработке альтернативных проектов Уголовного кодекса. Если Особенная часть этих проектов в целом совпадала с проектом 1992 года, то в Общей части имелись  значительные расхождения: предусматривались  такие новации, как введение уголовной  ответственности юридических лиц, разделение уголовного законодательства на кодифицированное и некодифицированное, понижение возраста уголовной ответственности, введение кары как цели наказания и т. д.[51]

В октябре 1994 года на рассмотрение в Государственную  Думу поступают два проекта Уголовного кодекса: президентский (основанный на проекте 1992 года) и депутатский (основанный на итогах разработки альтернативных проектов); начинается долгая и кропотливая  работа по согласованию двух проектов, в ходе которой было рассмотрено  более 2000 замечаний, поступивших от депутатов. Наконец, 19 июня 1995 года проект принимается Государственной Думой  в третьем чтении, однако Совет  Федерации его отклоняет. 24 ноября 1995 года Государственная Дума, проголосовав в четвёртый раз, повторно принимает  проект, но в декабре на него накладывает  вето Президент; создаётся новая  согласительная комиссия и проект отправляется на повторную доработку[52].

Наконец, 24 мая 1996 года окончательный вариант Уголовного кодекса РФ принимается Государственной  Думой. 5 июня 1996 года он одобряется Советом  Федерации, а 13 июня 1996 года он подписывается  Президентом РФ.

Принятый  в 1996 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых  экономических и политических реалий российского общества, переход к  приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности  за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания  освобождения от уголовной ответственности  и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал  уголовного закона[53].

Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано  более 80 составов, ранее предусматривавшихся  УК РФ; в диспозиции и санкции  практически всех статей, которые  перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения[54].

Порядок введения в действие Уголовного кодекса  РФ изложен в специальном федеральном  законе «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Согласно ему, Уголовный кодекс РФ вступил  в силу с 1 января 1997 года, за исключением  некоторых положений. Согласно ст. 4 этого закона, отдельные положения  о наказаниях вводятся в действие по мере создания необходимых условий  для их исполнения, но не позднее  определённого срока: нормы о  наказании в виде обязательных работ — не позднее 2004 года, о наказании в виде ограничения свободы — не позднее 2005 года, и о наказании в виде ареста — не позднее 2006 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Уголовного кодекса РФ он распространяет своё действие на всю  территорию Российской Федерации (территориальный  принцип действия уголовного закона в пространстве).

Уголовный кодекс РФ постоянно изменяется, за время  его действия (с 1 января 1997 года по 1 января 2007 года) было принято 25 законов, внёсших в него более 300 изменений[55]http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1152390 - cite_note-23.

Учёными называются следующие основные направления  совершенствования Уголовного кодекса  Российской Федерации[56]:

·           Разработка новых, более эффективных видов наказания и совершенствование существующих с целью снизить долю лишения свободы в структуре применяемых наказаний.

·           Обновление и совершенствование норм об экономических преступлениях в связи с развитием правовой базы экономических отношений, появлением их новых форм.

·           Обновление и совершенствование норм об ответственности за совершение преступлений террористического характера, а также норм, направленных на противодействие организованной преступности.

·           Разработка норм уголовного законодательства, предназначенных для применения во время военных действий и в боевой обстановке.

·           Имплементация в уголовное законодательство норм международного права, приведение УК РФ в соответствие международным правовым актам.

·           Декриминализация многих преступлений небольшой тяжести с установлением за них административной ответственности. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законодательный процесс в Российской Федерации  имеет свои особенности, он урегулирован непосредственно Конституцией Российской Федерации. При этом установлен строго определенный круг субъектов законодательной  инициативы. В законодательном процессе участвуют органы всех ветвей власти при ведущей роли Государственной  Думы Федерального Собрания.

Законодательная инициатива - это право уполномоченных субъектов официально поставить  вопрос об издании, изменении или  отмене закона. Выступление с законодательной  инициативой влечет обязательное обсуждение ее в парламенте. Согласно Конституции  РФ правом законодательной инициативы обладают Президент России, Совет  Федерации в целом, отдельные  члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, Правительство России, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также Конституционный  Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный  Суд по вопросам их ведения. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.  Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 56-59.

2.  Крылова Н. Е. Уголовное право. Учебник. Практикум. М., 2000.

3.  Якубов А. Е. Обратная сила уголовного закона: некоторые проблемы совершенствования Уголовного кодекса РФ. СПб., 2003. С. 31.

4.  Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 15—19.

5.  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Под ред. А. С. Михлина. М., 2004. С. 34.

6.  Пункт 6 Постановления Конституционного Суда РФ от 24.10.1996 N 17-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах».

7.  Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. М., 2007. С. 27; Определение Конституционного Суда РФ от 16 января 2001 года № 1-О «По делу о проверке конституционности примечания 2 к статье 158 УК РФ» // Российская газета. 2001. 3 февраля.

8.  Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3833.

9.  Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 26.06.2007) «О недрах» // Российская газета. 15.03.1995. № 52.

10.  Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. С. 93.

11.  Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Российская газета. 07.12.1995. № 237.

12.  Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Российская газета. 24.12.1998. № 244.

13.  Уголовное право. Общая часть / Отв. ред. И. Я. Козаченко, З. А. Незнамова. М., 2001. С. 39.

14.  Российское уголовное право. Общая часть / Под ред. В. С. Комиссарова. СПб., 2005. С. 71.

15.  Договор о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г.

16.  Уголовное право России. Практический курс / Под общ. ред. А. И. Бастрыкина; под науч. ред. А. В. Наумова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 24.

17.  Наумов А. В. Российское уголовное право. Курс лекций. В 2-х тт. Т. 1. Общая часть. М., 2004. С. 151.

18.  Авакьян С.А. Федеральное Собрание - Парламент России. М., 1999.

19.  Боботов С.В. Законодательный процесс в Соединенных Штатах Америки // Журнал российского права. 1997. № 5.

20.  Боботов С.В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. 1998. №4-5.

21.  Бошно С.В. Субъекты права законодательной инициативы: традиции и современные подходы, реальность и перспективы. - В сб.: Осуществление политической и правовой реформ в Российской Федерации. Вып. 3. М., 1996.

22.  Гранкин И.В. Парламент России. М., 1999.

23.  Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты и понятия. Смоленск, 1995.

24.  Законодательный процесс в России: граждане и власть. Практические советы. М., 1996.

25.  Законотворчество в Российской Федерации. Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000.

26.  Керимов А.Д. Закон во Франции: от принятия до промульгирования // Государство и право. 1997. № 7.

27.  Комментарий к Конституции Российской Федерации. Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996.

28.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1-2. Учебник. Под ред. Б.А.Страшуна. М., 1999.

29.  Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999.

30.  Малков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных актов // Государство и право. 1995. № 5.

31.  Очерки парламентского права (зарубежный опыт). Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1993.

32.  Парламент и президент (опыт зарубежных стран) // Труды Института законодательства и сравнительного правоведения. 58. М., 1995.

33.  Савельева Е.М. Сравнительный опыт организации законодательной деятельности во Франции, Германии и Испании (аналитический обзор). Под общ ред. А.Я. По-луяна. М., 2000.

34.  Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

35.  Шохин А.Н. Взаимодействие властей в законодательном процессе. М., 1997.

36.  Штатина М.А. Организация законодательного процесса в Конгрессе США. М., 1994. 
 

1 Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности //Государство и право - 1994. - №3.- стр.4

[1]См. Законодательство Российской Федерации: Теоретические вопросы, проблемы и перспективы развития. /«Круглый стол» журнала «Советское государство и право» //Советское государство и право. 1992. №10,11.

Информация о работе Законодательный процесс