Федеральный законодательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотреть законодательный процесс в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи:
• дать понятие законодательного процесса;
• дать понятие стадии законодательного процесса;
• охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;
• проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; Рассмотрение законопроектов в Совете Федерации; Подписание и обнародование закона. А также дополнительные стадии;
• выделить возможности совершенствования законодательного процесса в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Понятие законодательного процесса и его стадий……………8
ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса……………………………13
ГЛАВА 3. Пути совершенствования законодательного процесса………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57

Работа состоит из  1 файл

Федеральный законодательный процесс.docx

— 80.85 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

г. Пермь

 

 

 

Юридический факультет

 

 

 

Курсовая работа

 

Предмет: Конституционное право России.

Тема: Федеральный законодательный процесс.

 

 

 

Выполнил: студент

2курса/6 лет обучения/

Чугаев А. А.

Проверил:

Советов И. К.

                                                                             

 

      

ПЕРМЬ 2011г.

 

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Понятие законодательного процесса и его стадий……………8

ГЛАВА 2. Стадии законодательного процесса……………………………13

ГЛАВА 3. Пути совершенствования законодательного процесса………45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….54

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Законодательный процесс  как конституционно-правовой институт Российского демократического федеративного  правового государства обеспечивает главное, наиболее характерное направление  деятельности одной из ветвей власти российского государства - законодательной власти. В ходе законодательной деятельности формируются правовые основы общественной жизни. В то же время современные политические, экономические, социальные условия российского общества определяют особенности и порядок осуществления деятельности, связанной с формированием национальной правовой системы.

По общепринятому мнению отечественных и зарубежных правоведов, законодательная деятельность занимает центральное место среди всех направлении парламентской работы, определяет место и характерную  роль парламента в системе разделения властей.

Без преувеличения можно  сказать, что в наши дни в России впервые в ее истории формируется  законодательный процесс в подлинном  смысле этого слова, как это принято  понимать в цивилизованном демократическом  мире. Эта деятельность все более  обретает черты подлинного парламентаризма, наполняется адекватным содержанием. И главное - это организация законодательного процесса в условиях формирования правовой государственности в соответствии с принципом разделения властей  и другими принципами правового  государства.

Актуальность темы определяется ролью и значением закона, законодательства, законодательного процесса в современной  государственной и общественной жизни юридической силы в правовой системе российского государства  определяет исключительно важную роль и значимость законодательного процесса в современной России.

Россия сегодня воспринимает правовые ценности цивилизованного  мира, обогащая их своим опытом, привносит  свою специфику в решение тех  либо иных проблем парламентаризма  и демократии. Ей предстоит создать  современную модель законодательного процесса как вида государственной  деятельности, направленной на обеспечение  прав и свобод человека и гражданина, защиту добра и справедливости - высших общечеловеческих ценностей.

Степень научной разработанности  темы. Несмотря на наличие довольно обширной научной правовой литературы и общетеоретической, и специальной до настоящего времени отсутствует всестороннее осмысление законодательного процесса в России во всем объеме, на всех уровнях, на всех этапах и стадиях.

Вклад в теоретическую  разработку проблем законодательного процесса, внесенный А.С. Пиголкиным, Р.О. Халфиной, Д.А. Ковачевым, А.В. Мицкевичем, С.В. По Лениной, Д.А. Керимовым. В работах этих ученых проанализированы некоторые вопросы, связанные с осуществлением законодательного процесса в Российской Федерации, как то: стадии законодательного процесса, законодательная инициатива, законодательная техника. Следует также отметить значение публикаций по этому вопросу, предпринятых в последние годы депутатами и практическими работниками Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе работу А.Шохина по проблемам взаимодействия властей в законодательном процессе, а также предпринятое А.А.Котенковым исследование по вопросам взаимоотношений Президента Российской Федерации и Государственной Думы в законотворческом процессе.

Корни нынешней правовой системы  России уходят в прошлое, и влияние  прежних правовых стандартов весьма ощутимо. Однако можно отметить в  ряде случаев исчезновение правовой преемственности, хотя некоторые правовые решения могли бы оказаться приемлемыми  и в новых условиях. В современной юридической науке и практике взгляды на понимание содержания, сущности, стадий, целей и задач законодательного процесса остаются различными: от узкого, сводящего законодательный процесс к процедуре принятия законов в парламенте, до самого широкого и всеобъемлющего, включающего в это понятие правообразование, разработку законопроектов, прохождение их в законодательном учреждении.

Остаются неоднозначными подходы к пониманию проблем  объема, темпов и качества законодательной  деятельности. Вот только один из моментов. Как справедливо отмечает А.С. Пиголкин, один из видных исследователей законодательных процедур, разработка проектов нормативных актов - сложная и кропотливая работа, несовместимая с поспешностью. Казалось бы, сейчас в период кардинального обновления законодательства говорить о размеренности, неторопливости правотворческой работы значит тормозить сам процесс обновления законодательства, юридического обеспечения проводимых политических и экономических реформ. Однако, как показывает практика, многие недостатки нынешней правотворческой деятельности связаны именно с поспешностью подготовки и принятия нормативных решений, перегруженностью планов законотворческих работ. Об этом свидетельствуют, в частности, планы законотворчества Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и их реализация.

В научной юридической  литературе этот вопрос пока еще не получил всестороннего освещения, не исследована в полной мере роль законодательного процесса как одного из институтов российского демократического правового социального федеративного  государства. Нет четкого понимания  этапов и стадий законодательного процесса. Отсутствует правовое регулирование  многих принципиальных моментов, относящихся  к порядку и условиям осуществления  законодательной деятельности. Это  порождает на практике проблемы, подчас перерастающие в политическую конфронтацию.

Приходится констатировать, что практика осуществления законодательной  деятельности в Российской Федерации, и ее субъектах не получила до настоящего времени глубокого анализа, что в значительной мере объясняется недооценкой роли закона в нашей жизни, всеобщей атмосферой правового нигилизма. Да что греха таить, нередко и среди самих парламентариев преобладает настроение: «А давайте запишем вот так, потому что так хотим и можем это сделать!». Но волюнтаризм и субъективизм никогда не были добрыми помощниками в законодательной работе. К сожалению, в научной и иной правовой литературе пока не имеется разработок, направленных на создание оптимальной модели и методики законотворческого процесса. Нет ответа и на вопрос, где грань политики и права в этом деле. Российские законодательные органы: Государственная Дума, Совет Федерации, парламенты субъектов Федерации буквально завалены законопроектами и иными законодательными предложениями.

И вопрос о том, как разобраться  во всем этом весьма пестром конгломерате, как отделить объективную необходимость  в принятии закона от стремления управленцев  взвалить на плечи парламента ответственность  за решение повседневных вопросов оперативной  деятельности - не теоретический, а  настоятельный практический вопрос парламентских будней.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: формально - логическим, социологическим, системным, структурно-функциональным и другими общенаучными методами, имеющимися в арсенале современной юриспруденции.

Целью данной работы является рассмотреть законодательный процесс  в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие  задачи:

  • дать понятие законодательного процесса;
  • дать понятие стадии законодательного процесса;
  • охарактеризовать основные и дополнительные стадии законодательного процесса произвести, их классификацию;
  • проанализировать стадии законодательного процесса: законодательная инициатива; предварительное рассмотрение законопроектов; Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе; Рассмотрение законопроектов в Совете Федерации; Подписание и обнародование закона. А также дополнительные стадии;
  • выделить возможности совершенствования законодательного процесса в РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие  законодательного процесса и его  стадий.

 В юридической литературе имеются различные терминологические варианты наименования процедуры принятия законов, В. Е. Чиркин, например, говорит о законодательном процессе и других формах работы парламента, полагая, что главной формой работы парламента является законодательствование. При этом он использует термин «процесс законодательства»1. Конечно, законодательный процесс отражает и является проявлением форм деятельности парламента. Однако сводить деятельность парламента только к этой форме деятельности - явно не достаточно. Достаточно широко понимает суть законодательного процесса Б. А. Страшун. По его мнению, законодательный процесс как юридическое понятие необходимо строго отграничивать от общесоциального понятия законотворчества.

Законодательный процесс, как  и любой юридический процесс, имеет два значении:

  • порядок деятельности (в данном случае - по созданию закона).
  • сама эта деятельность.

Она осуществляется законодательным органом - парламентом и главой государства при возможном в определенных случаях участии правительства либо, в редких случаях, - посредством процедуры референдума. Законотворчество - более широкое понятие, ибо охватывает деятельность, подчас не регулируемую, и не исчерпывается собственно созданием закона, а включает оценку его эффективности и возможную последующую корректировку2. Если продолжать анализ проблемы с точки зрения терминологического ее обозначения, то, например, в Регламенте Государственной Думы применяется термин «законодательная процедура». Такой вариант также возможен, имея в виду семантическую близость терминов «процесс» и «процедура». Наиболее оптимальным является следующее определение законодательного процесса - это упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта, рассмотрение законопроекта, принятие федеральных законов, подписание и обнародование федеральных законов.

Конституцией РФ предусмотрено  три вида законов Российской Федерации:

  • федеральные законы;
  • федеральные конституционные законы;
  • законы РФ о поправках к Конституции РФ.

Федеральные законы составляют основной законодательный массив, над  которым работают парламентарии. Они  принимаются простым большинством голосов. Федеральные конституционные  законы впервые были закреплены в  конституционном законодательстве Конституцией РФ 1993г. Их исчерпывающее  число и предмет регулирования  прямо установлены Конституцией РФ. К ним относятся законы: об условиях и порядке введения чрезвычайного  положения на территории РФ или в  ее отдельных местностях (ст. 56 и 88); о принятии в РФ и образовании  в ее составе нового субъекта, а  также об изменениях в составе  РФ (ст. 65, 66, 137) и т.д. Для того чтобы  принять ФКЗ требуется квалифицированное  большинство голосов парламентариев - не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации и . от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ.

Законы о поправках  в Конституцию РФ имеют целевое  значение по изменению Конституции  РФ. Порядок их принятия аналогичен порядку принятия федеральных конституционных законов. Регламент Государственной Думы развивает и конкретизирует положения и нормы Конституции Российской Федерации, касающиеся законодательного процесса, его основных стадий. Регламент же Совета Федерации выделяет процессуальные моменты, характеризующие участие Совета Федерации в законодательном процессе: несмотря на то, что Совет Федерации не создает, не принимает федеральных законов, его участие в законодательном процессе чрезвычайно важно, так как без него немыслим сам законодательный процесс. Участие в законодательном процессе должно рассматриваться в качестве одного из приоритетнейших направлений деятельности правительства любого государства, ориентирующегося на соблюдение общецивилизационных принципов демократии и законности3.

Законодательный процесс  распадается на ряд этапов, именуемых  стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования  законов, урегулированных нормами  конституционного права таким образом, что только завершение процедурных  действий одного этапа позволяет  перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права  и обязанности четко оговорены  процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий, пренебрежение процедурными правилами означает нарушение законности в законотворчестве.

Информация о работе Федеральный законодательный процесс