Использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов: теоретико-правовой аспект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:37, дипломная работа

Описание

Объект – информационные технологии в правоохранительной деятельности.

Предмет – теоретико-правовые аспекты использования информационных технологий правоохранительными органами в РФ.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка вопросов правового обеспечения процессов использования информационных технологий правоохранительными органами РФ.

Работа состоит из  1 файл

Использование информационных технологий в ОВД.doc

— 324.50 Кб (Скачать документ)

Учеты органов внутренних дел в зависимости от способа обработки информации подразделяются на три вида: ручные, механизированные, автоматизированные.

Автоматизированные учеты состоят из ряда автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС). Накопление и обработка криминальной информации с помощью АИПС осуществляются в региональных банках криминальной информации (РБКИ).

Приведем основные АИПС и кратко охарактеризуем их назначение и возможности.

1.                  АИПС «КАРТОТЕКА» – автоматизированный пофамильный и дактилоскопический учет, служит для получения сведений о гражданах Российской Федерации, иностранцах и лицах без гражданства; о судимости, месте и времени отбывания наказания, дате и основании освобождения, о смерти в местах лишения свободы, об изменении приговора, амнистии; о месте жительства и месте работы до осуждения; о розыске лиц, задержанных за бродяжничество; перемещении осужденных; группе крови, дактилоскопической формуле.

2.                  АИПС «ОПОЗНАНИЕ» выдает информацию о лицах, пропавших без вести, неопознанных трупах, неизвестных больных и детях – гражданах Российской Федерации, СНГ и лицах без гражданства.

3.                  АИПС «ФР-ОПОВЕЩЕНИЕ» обеспечивает учет преступников, разыскиваемых по искам предприятий и организаций (государственных должников) или граждан (неплательщиков алиментов), пропавших без вести, отрабатывает запросы на лиц, находящихся в федеральном розыске, а также готовит циркуляры на объявление или прекращение розыска.

4.                  АИПС «ОРУЖИЕ» позволяет вести учет yтраченного (похищенного, утерянного) и выявленного (изъятого, найденного, добровольно сданного) вооружения (стрелковое оружие, гранатометы, артиллерийские системы и другое вооружение).

5.                  АИПС «АВТОПОИСК» содержит информацию о легковых и грузовых автомобилях, автобусах, полуприцепах отечественного и иностранного производства со следующими установочными данными – государственный номер, номера двигателя, кузова и шасси. В информационных центрах МВД, УВД дополнительно осуществляется регистрация мотоциклов, мотороллеров и мотоколясок.

6.                  АИПС «АНТИКВАРИАТ» выдает сведения об утраченных и выявленных предметах, представляющих историческую, художественную или научную ценность. К ним относят археологические находки, предметы древности, антропологические и этнографические предметы, исторические реликвии, художественные произведения и предметы искусства.

7.                  АИПС «ВЕЩЬ» информирует пользователя о похищенных и изъятых номерных вещах, а также документах, ценных бумагах общего государственного обращения в связи с совершенными преступлениями.

8.                  АИПС «СЕЙФ» позволяет осуществлять сбор, обработку и выдачу информации о преступлениях, при совершении которых взламывались металлические хранилища.

В настоящее время начато внедрение автоматизированных информационно-поисковых систем «ДОСЬЕ» и «НАСИЛИЕ».

1.                  АИПС «ДОСЬЕ» позволяет подучить сведения об особо опасных рецидивистах, «ворах в законе», «авторитетах» преступного мира и др.: установочные данные, приметы, место работы, место жительства, связи, привычки и т.д.

2.                  АИПС «НАСИЛИЕ» обеспечивает такими сведениями о тяжких нераскрытых и раскрытых преступлениях, связанных с насилием против личности, как предмет посягательства, место, время и способ совершения, описание изъятых следов и др.

Для учета правонарушений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства, разработана и функционирует АИПС «КРИМИНАЛ-И», включающая пять подсистем:

1.                  АИПС «Криминал-И Аомпрактика» содержит сведения об иностранцах и лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения;

2.                  АИПС «Криминал-И Преступление» выдает сведения о происшествиях и преступлениях с участием иностранцев и лиц без гражданства;

3.                  АИПС «Криминал-И ДТП» обеспечивает сведениями об иностранцах и лицах без гражданства, участниках ДТП на территории России;

4.                  АИПС «Криминал-И Розыск» содержит данные о находящихся в розыске или разысканных иностранцах;

5.                  АИПС «Криминал-И Наказание» содержит сведения об иностранцах и гражданах России, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

Примерами АИСС, применяемых для проведения оперативной и учетно-аналитической работы в горрайорганах и МВД республик, являются:

1.                  АИСС «СВОДКА» – позволяет работать с базой данных, создаваемой по поступающей в органы внутренних дел оперативной информации о происшествиях и преступлениях, осуществлять поиск в БД по реквизитам, а также вести статистическую обработку данных, составлять отчеты при поступлении запросов и после исполнения документов;

2.                  АИСС «ГАСТРОЛЕРЫ» – предназначена для автоматизированной обработки оперативными подразделениями УВДТ и ОВДТ информации о лицах, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел на транспорте, и их связях; о похищенных на транспорте, неразысканных или добровольно сданных вещах, имеющих индивидуальные номера или характерные особенности;

3.                  АИСС «Грузы-ЖД» – разработана для автоматизированного сбора, хранения и выдачи информации о фактах хищения груза и багажа на железнодорожном транспорте, по которым возбуждены уголовные дела, а также о раскрытых хищениях грузов;

4.                  АИСС «НАРКОБИЗНЕС» – предназначена для сотрудников отдела по незаконному обороту наркотиков. Использование системы межзадачных связей позволяет выявлять лица, их связи с событиями, друг с другом, оружием и адресами, проходящими по разным видам учетов;

5.                  АИСС «Картотека-Регион» – предназначена для работы с пофамильными учетами осужденных, разыскиваемых и задержанных за бродяжничество лиц;

6.                  АИСС «СПЕЦАППАРАТ» – предназначена для работы со спецаппаратом и позволяет планировать oпeративно-розыскные мероприятия на основе быстрого и качественного обеспечения их необходимой информацей. Можно, например, быстро найти круг лиц, проходящих по однотипным фактам из массива спецсообщений, способам совершения преступлений, адресам и т.п.

Для формирования грамотной информационной политики правоохранительными органами РФ, выполнения приказов Министерства внутренних дел РФ оперативно-розыскная деятельность по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий должна осуществляться с учетом особой специфики этих преступлений.

Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6 тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60 информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а также большое число предприятий и учреждений.

Расширился и круг потребителей, заинтересованных в получении информации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад ею пользовались, в основном, оперативно – следственные работники МВД, службы безопасности, прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники налоговой и таможенной служб, финансовых и коммерческих структур, представители администраций республик, краев, областей.

Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональных информационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер. Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулирования данными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры и выбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшем реализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой, от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ, стройной системы информационного обслуживания массового пользователя.

В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме с помощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно – розыскного и справочного назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. в год, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономического назначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн. документов.

Залог успешного осуществления оперативно-розыскных мероприятий состоит, прежде всего, в том, что стратегию и тактику выявления и раскрытия противоправных деяний необходимо строить на основе хороших знаний специфики состава преступления. Другими словами сотрудники правоохранительных органов должны обладать хорошими знаниями в области компьютерных технологий, кибернетики, психологии, психолингвистики. Понятно, что в настоящее время такой подход реализовать довольно трудно ввиду слабой подготовки сотрудников МВД РФ в области современных информационных технологий.

Учитывая неотложность решения задачи по стабилизации преступлений в области информационных технологий оперативно-розыскная деятельность в области высоких технологий в настоящее время, на наш взгляд, должна базироваться на трех дополнительных специальных принципах:

                   стратегия и тактика ОРД в области информационных технологий должно строится на основе самого широкого использования современных достижений в области данных технологий;

                   на этапе разработки стратегии и тактики ОРД в области высоких технологий гласно и негласно должны привлекаться высококвалифицированные специалисты по информационным технологиям;

                   необходимо существенно пересмотреть качественный состав субъектов при установлении конфиденциального сотрудничества (при осуществлении агентурной работы);

                   арсенал оперативной техники необходимо пополнить современными техническими приборами и устройствами (в т.ч. компьютерными программами), разработанными и успешно применяемыми в информационно-технологической сфере народнохозяйственного комплекса;

                   личному составу специализированных оперативных подразделений необходимо пройти соответствующую подготовку (переподготовку) по применению такой техники.

Без использования самых современных технических средств эффективность оперативно-розыскной деятельности в сфере высоких технологий резко снизиться.

В деятельности подразделений органов внутренних дел может использоваться как универсальное, так и специальное программное обеспечение.

Универсальные программы (информационно-поисковой системы, редакторы, электронные таблицы и т.п.) общего назначения не только повышают производительность труда и эффективность работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, но и поднимают ее на качественно новый уровень.

Специализированные программы могут быть ориентированы на непосредственное их применение при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в направлении борьбы с информационной (в т.ч. компьютерной) преступностью.

В настоящее время существует программы, позволяющие:

                   контролировать процесс попыток взлома компьютерной системы или сети;

                   определять индивидуальный почерк работы программиста и идентификационных характеристики разработанных им программ;

                   определять перечень электронных адресов и сайтов Интернет, с которыми работал пользователь;

                   негласно регистрировать перечень программ, с которыми работает пользователь;

                   определять путь, а в некоторых случаях и конкретный адрес, исходящей угрозы для компьютерных систем;

                   осуществлять негласный контроль над программистом, определяя характер разрабатываемых продуктов;

                   обнаружить латентную и закодированную информации в компьютерной системе;

                   проводить идентификацию компьютерных систем по следам применения на различных материальных носителях информации;

                   осуществлять исследование следов деятельности оператора в целях его идентификации;

                   осуществлять диагностику устройств и систем телекоммуникаций на возможность осуществления несанкционированного доступа к ним;

                   исследовать материальные носители с целью поиска заданной информации;

                   осуществлять исследование компьютерных технологий для установления возможности решения конкретных преступных задач (крекинг, хакинг, фрикинг и т.п.);

                   исследовать программ для ЭВМ и базы данных для определения их возможного предназначения для преступных действий (наличие программных закладок, подпрограмм класса «троянский конь» и т.п.).

Это далеко не полный перечень возможностей существующего программного обеспечения, которое с успехом может использоваться при осуществлении ОРД.

Поисковые программные средства могут найти широкое применение в оперативно-розыскной деятельности (непроцессуальная форма), в том числе и до возбуждения уголовного дела. Факт обнаружения объектов (программ закладок, программного обеспечения для изготовления вирусов или для осуществления взлома компьютерных сетей и т.п.) может послужить основанием для возбуждения дела и производства расследования. В процессуальной форме поисковые программные средства могут найти применение при проведении следственных действий, таких как следственный осмотр (все его виды), выемка предметов, документов и электронной почтовой корреспонденции, следственный эксперимент, выполняемый с целью опытной проверки показаний.

Информация о работе Использование информационных технологий в деятельности правоохранительных органов: теоретико-правовой аспект