Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Исполнительное производство — это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов[1]

Содержание

Введение
1. Добровольное исполнение
2. Меры принудительного исполнения
3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника
4. Отложение исполнительных действий
5. Приостановление исполнительного производства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Исполнительное производство_курсовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

 

 

Кафедра гражданского процесса

 

 

 

Группа 605

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине:  Исполнительное производство

 

Тема: Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 6 курса

Регионально-заочного факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 


Содержание:

 

Введение

1. Добровольное исполнение

2. Меры принудительного исполнения

3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника

4. Отложение исполнительных действий

5. Приостановление исполнительного производства

Заключение


Введение

Исполнительное производство — это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов[1].

Исполнительное производство с одной стороны представляет собой совокупность самых различных исполнительных процедур, отличных по содержанию. Вместе с тем, любое исполнительное производство осуществляется по определенным этапам, стадиям и совершение исполнительных действий происходит планомерно и поступательно. Стадийность исполнительного процесса (исполнительного производства) представляется наиболее важной для практиков, поскольку именно рассмотрение особенностей движения исполнительного процесса по стадиям позволяет правильно использовать средства принуждения, эффективно и экономично осуществить исполнительные действия[2].


1. Добровольное исполнение

Пунктом 3 статьи 9 ФЗ «Об исполнительном производстве предусмотрено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 81 и 82 Закона.

Институт добровольного исполнения имеет важное значение, т.к. в результате принудительного исполнения расходы должника  по погашению задолженности возрастают, поэтому закон стимулирует должника на добровольное исполнение исполнительного документа.  Кажется, что значение института добровольного исполнения еще шире. Он позволяет должнику по доброй воле исполнить требования исполнительного документа, которые в случае необходимости могут быть обеспечены мерами государственного принуждения, и имеют, следовательно, диспозитивный, демократически-гуманный характер[3].

Государство призывает должника самостоятельно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, т.е. самостоятельно, по доброй воле восстановить нарушенное право или охраняемый законом интерес. Тем самым государство сглаживает (нейтрализует) отдельные социальные противоречия. Институт добровольного исполнения оказывает, таким образом, и строго положительное влияние на повышение общественного и единичного правосознания.

Предоставление времени для добровольного исполнения – обязанность, а не право судебного пристава-исполнителя. Тем не менее, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать любой, но не свыше 5-дневного, срок для осуществления добровольного исполнения. Указанный пятидневный срок не соответствует реалиям работы российской почтовой системы. Как справедливо отмечается в научной литературе, прессе, это обстоятельство и порождает обоснованные жалобы организаций и граждан на неправомерное взыскание исполнительского сбора. Многие предлагают внести в закон норму, позволяющую производить исчисление данного срока не в момент вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, а со дня получения его должником[4]. При этом они предлагают судам, при рассмотрении таких жалоб, следует устанавливать, когда должник получил копию постановления о возбуждении исполнительного производства, а в случае просрочки добровольного исполнения не по вине должника, следует освобождать его от уплаты исполнительского сбора. Уважительной причиной следует признавать и неполучение должником постановления о возбуждении исполнительного производства: в таком случае исполнительский сбор взысканию не подлежит[5]. В настоящий момент на практике при исполнении решений суда судебный пристав-исполнитель начинает отсчет срока для добровольного исполнения с момента получения должником постановления о возбуждении.

Добровольное исполнение осуществляется должником через судебного пристава-исполнителя. Судебный пристав-исполнитель контролирует фактическое добровольное исполнение. В практике надзорных органов, а также суда, тем не менее, не редки случаи, когда судебный пристав-исполнитель формально относится к вопросу предоставления должнику времени для добровольного исполнения, самовольно увеличивает установленный законом 5-дневный срок для добровольного исполнения, что в целом не способствует полному и своевременному исполнению требований исполнительных документов и нарушает права и охраняемые законом интересы взыскателей[6].

Имеется и другая проблема – случаи добровольного исполнения пока составляют 71 % от общего количества исполнительных производств и по большинству остальных 29 % производств должники достаточно умело используют предоставленное им для добровольного исполнения время для сокрытия имущества, на которое может быть наложен арест, его реализации, в том числе при помощи фиктивных сделок и т.п.[7]

Представляется, что срок для производства добровольного исполнения должен быть увеличен хотя бы до 15 дней с момента вынесения постановления или 10 дней с момента получения его копии должником, а его реальная величина должна устанавливаться в каждом случае дифференцировано. Это связано с тем, что с течением времени (с момента выделения Службы судебных приставов в 1997 г.) на исполнение судебному приставу-исполнителю из года в год поступает большее количество исполнительных документов и чтобы подготовить пакет документов на отправку должнику требуется все больше времени. Также, у должника будет больше времени на то, чтобы изыскать возможность и погасить всю сумму долга сразу.

    Неисполнение должником требований исполнительного документа в добровольном порядке влечет взыскание с него исполнительского сбора.    


2. Меры принудительного исполнения

Как отмечалось ранее, добровольное исполнение является важным институтом гражданского исполнительного права. Между тем, добровольное исполнение не решает, да и не может решить вопросы об исполнении всех юрисдикционных актов. Общественное и частное правосознание пока, как в России, так и в мире в целом, не достигло столь высокой ступени развития, что позволило бы исполнять юрисдикционные акты без применения тех или иных мер государственного принуждения, и было бы наивно полагать, что до тех пор, пока в обществе существуют противоречивые интересы (а их наличие – имманентный признак любого общества) люди (а в организациях принимают решение о добровольном исполнении также конкретные индивиды) всегда будут исполнять их добровольно.

Причины здесь не только в «низкой морали» и т.п. людей, на практике все гораздо сложнее. Очень часто физическое или юридическое лицо не согласно со справедливостью принятого в его отношении юрисдикционного акта (а ведь исполняются именно те или иные решения, которые просто формально выражены в исполнительном листе) и поэтому внутренне не готово к его добровольному исполнению. Иногда людьми движет (не всегда законный) экономический или любой другой расчет, который говорит им о том, что добровольное исполнение в настоящий момент, не смотря на наличие штрафных санкций менее выгодно, чем в последствии. Иной в таком случае просто выводит активы от возможного обращения на них взыскания, а кто-то, даже законопослушный гражданин, не в состоянии исполнить решение (например, о выселении) за столь короткий срок, который предусмотрен законом для добровольного исполнения.

В этом случае государство гарантирует исполнение юрисдикционного акта и защиту (восстановление), тем самым, прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, публичных образований в принудительном порядке.

Основания применения мер принудительного исполнения установлены в ст. 44 Закона. В соответствии с указанной нормой к ним относятся:

1) предъявление в установленном федеральном законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

3)  истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения[8].

Исполнительский сбор – это вид имущественной ответственности должника, без уважительных причин не выполнившего в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа.

Практика применения закона и судебного разрешения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя по взиманию исполнительского сбора дает возможность утверждать, что уважительные причины – это различные фактические обстоятельства, делающие невозможным исполнение требования исполнительного документа в установленный срок.

К таким обстоятельствам следует отнести:

              непреодолимую силу (подп. 1 п. 1 ст. 202 ГК РФ);

              возникшие у должника причины, влекущие отложение исполнительных действий  (ст. 19 ФЗ «Об исполнительном производстве»);

              предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта или акта другого органа, изменение способа и порядка его исполнения;

              обязательное или факультативное приостановление исполнительного производства (ст. 20, 21 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Для должника-учреждения уважительной причиной для неисполнения требований исполнительного документа о взыскании денежных сумм является их отсутствие на его счетах в банке или в иной кредитной организации в течение срока, предоставленного для добровольного исполнения, так как в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только денежными средствами.

Если учреждение в соответствии с учредительными документами осуществляет деятельность, приносящую доходы, то имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступает в самостоятельное распоряжение этого учреждения и учитывается на отдельном балансе  (ст. 298 ГК РФ). В этом случае неисполнение требования исполнительного документа из-за отсутствия денежных средств на счетах не будет являться уважительной причиной и должно повлечь за собой взыскание исполнительского сбора. Аналогично решается вопрос и в отношении образовательного учреждения. Для всех других организаций отсутствие на их счетах денежных средств не является уважительной причиной для неисполнения требования исполнительного документа.

День прекращения действия уважительных причин неисполнения требования исполнительного документа должен рассматриваться как начало срока, предоставленного для добровольного исполнения, по истечении которого взыскание исполнительского сбора будет правомерным.

По исполнительным документам о периодических платежах, взыскание которых обращается на заработную плату и иные виды доходов должника (о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, а также смертью кормильца), исполнительский сбор может быть взыскан лишь в случаях уклонения должника от этих платежей. Например, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей должник может сменить место работы или место жительства, не сообщив об этом судебному приставу-исполнителю по месту исполнения исполнительного документа и взыскателю, а также скрывать свой дополнительный заработок или иные виды дохода[9].

Позиция Конституционного суда РФ об исполнительском сборе, выраженная в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П говорит о том, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публичной ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7 % от взыскиваемой суммы или стоимости имущества, а по исполнительным документам неимущественного характера с физических лиц исполнительский сбор взыскивается в размере 5 МРОТ, с юридических лиц – от 50 до 500 МРОТ.

7 % - максимально допустимый размер взыскания, верхняя его граница. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств этот размер может быть снижен судебным приставом-исполнителем:

а) если постановление о взыскании исполнительского сбора не выносилось, то судебный пристав-исполнитель выносит данное постановление с уменьшенным размером исполнительского сбора;

б) если постановление о взыскании исполнительского сбора уже вынесено, то судебным приставом-исполнителем выносится постановление о снижении размера исполнительского сбора.

Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязан уведомить должника о том, что в случае неисполнения им исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения, к должнику будут применены меры принудительного исполнения; судебный пристав-исполнитель вынесет постановление, по которому с должника будет взыскан исполнительский сбор.

Информация о работе Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе