Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:55, курсовая работа

Описание

Исполнительное производство — это урегулированная правом, упорядоченная законом и иными нормативными актами, санкционированная государством и обеспеченная силой государственного принуждения совокупность процессуальных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем (непосредственно или опосредованно, через поручение), направленных на своевременное и полное фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах юрисдикционных и не юрисдикционных органов[1]

Содержание

Введение
1. Добровольное исполнение
2. Меры принудительного исполнения
3. Обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника
4. Отложение исполнительных действий
5. Приостановление исполнительного производства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Исполнительное производство_курсовая.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обя­занности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства пра­вительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гра­жданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, фе­деральных органах правительственной связи и информации, федераль­ных органах государственной охраны, федеральном органе обеспече­ния мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ и создаваемых на военное время специальных формированиях[55].

Законодательство не содержит определения понятия «боевые дейст­вия», однако из смысла п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об обороне» следует, что боевые действия — это действия по отражению агрессии независимо от объявления состояния войны2. Подпункт «а» пункта 1 статьи 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» разграничивает понятия участия в боевых действиях и выпол­нения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положе­ния, а также в условиях вооруженных конфликтов.

Учитывая отсутствие легитимного определения «боевых действий» представляется разумным широкое толкование данного термина для целей исполнительного производства, что позволит защитить права и охраняемые законом интересы должника и взыскателя, не только уча­ствующих в боевых действиях, но и выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов, тем более, что расширительное толкование понятия «боевые действия» содержится в подзаконных актах.

4) В случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое  оспаривание допускается законом.

5) В случае подачи жалобы в суд на действия органов (должност­ных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

6) В случае вынесения постановления должностным лицом, которо­му федеральным законом предоставлено право приостанавливать ис­полнение судебного акта или акта другого органа, на основании кото­рого выдан исполнительный документ, а также исполнение документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) В случае предъявления в суд иска об исключении из описи (осво­бождении от ареста) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу. Данная норма защищает права не только третьих лиц, имущество которых арестовано в качестве имущества должника, но и права самого должника, если было арестовано его имущество, на которое в соответствии с законом не может быть обра­щено взыскание[56].

В юридической науке и практике сложилось определенное мнение, что споры об освобождении имущества от ареста (исключении из опи­си) в тех случаях, когда нарушены права третьих лиц, относятся к сфе­ре применения исков, связанных с устранением препятствий в распо­ряжении (иногда пользовании) имуществом — негаторных исков по правилам ст. 304 Гражданского Кодекса Российской Федерации. На­против, иски об освобождении имущества от ареста, которые подают собственники (обладатели иных вещных прав), лишенные права реаль­но владеть этим имуществом, следует квалифицировать как виндикационные: они могут быть заявлены по правилам ст. 301 и 305 ГК РФ[57].

Возможность подачи негаторного иска прямо предусмотрена и статьей 92 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в которой прямо указано, что в случае возникновения спора, связан­ного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыска­ние, заинтересованные граждане и организации вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи[58].

К числу факультативных (возможных) случаев приостановления исполнительного производства относятся случаи, указанные в ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В этих случаях производство может быть приостановлено, но обязанности приос­тановления нет.

Так, исполнительное производство может быть приостановлено:

1) В случае обращения судебного пристава-исполнителя в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением о разъяснении принятого им судебного акта или акта другого органа, а также документа, который в силу закона является исполнительным до­кументом.

Данная норма имеет большое принципиальное значение, посколь­ку только таким образом можно правильно и не нарушая права и ох­раняемые законом интересы сторон (других заинтересованных лиц) исполнить требования исполнительного документа. Вместе с тем, представляется ошибочным включение в число фактических обстоя­тельств, при наличии которых приостановление исполнительного производства лишь возможно. Правильнее было бы признать обяза­тельность приостановления в данном случае. Действительно, судеб­ный пристав-исполнитель не зная как правильно исполнить требова­ния исполнительного документа и обратившись для этого за разъяснением в суд или другой орган, выдавший исполнительный до­кумент, просто не может до решения судом вопроса по существу со­вершать юридически безупречные исполнительные действия, так как всегда существует потенциальная возможность того, что суд или дру­гой орган, выдавший исполнительный документ, разъяснит его иначе, чем это понимает пристав-исполнитель.

2) В случае просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации[59].

Указанная норма схожа с нормой, предусмотренной п. 3 ст. 20 Закона, где указано, что исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, или просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях. Вся разница, таким образом, в участии или неучастии должника именно в боевых действиях. Видимо, законодатель посчитал, что участие в боевых действиях однозначно исключает для должника возможность исполнения и не позволяет произвести исполнение судебному приставу-исполнителю.

Кроме того, такого рода права для взыскателя в данном случае не предусмотрено, что ставит стороны в неравное положение, так как взыскатель может проходить службу и не иметь возможности принять исполнение от должника[60].

3) В случае нахождения должника в длительной служебной командировке[61].

В законодательстве понятие «длительная командировка» не определено. Думается, что в данном случае и нельзя установить какие-либо временные или пространственные рамки, поскольку это понятие все же оценочное, поэтому под «длительными командировками» следует иметь «те служебные командировки, которые носят длительный характер. При выезде в командировку на небольшой срок, когда возвращение стороны заранее определено, рассмотрение дела откладывается с указанием конкретного дня судебного заседания с таким расчетом, чтобы лицо, находящееся вне места рассмотрения дела, было надлежащим образом извещено и имело реальную возможность после возвращения из командировки принять участие в судебном заседании». С точки зрения исполнительного производства показателен не временной или какой-либо другой фактор, а сам факт отсутствия должника по служебной надобности длительное время, что не позволяет ему в полном объеме и своевременно осуществить свои полномочия как стороны исполнительного производства[62].

4) В случае нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении.

5) В случае подачи жалобы на действия судебного пристава- исполнителя или отказ в его отводе[63]. Такая норма представляется разумной. Правда, при подготовке проекта Закона были предложения о том, что в данном случае приостановление необходимо сделать обязательным. Между тем, такая позиция привела бы к фактическому уклонению должников от исполнения требований исполнительных документов путем «перманентного» оспаривания действий судебных приставов-исполнителей и требования их отвода[64].

6) В случае розыска должника, его имущества или розыска ребенка.

7) В случае нахождения должника либо взыскателя в отпуске за
пределами места совершения исполнительных действий. Указанная
норма целесообразна, однако в понятие «отпуска» нельзя вкладывать
смысл только лишь трудового права. Иначе, в противном случае, как
быть с предпринимателями, лицами, выполняющими работу без заключения трудового договора и т. д.

Думается, что эту норму следует толковать расширительно. С другой стороны, предприниматель может, например, изменить место деятельности и фактического проживания без изменения места жительства, что не позволит передать исполнительный документ в другую службу судебных приставов и решение фактически не будет исполнено. Таким образом, следует распространять правило об отпуске и на других трудоспособных занятых или самозанятых лиц, однако к определению временных рамок следует также подходить, пользуясь критериями трудового права  - 1 -2 месяца в году[65].

Законом предусмотрены сроки приостановления исполнительного производства.

Так, в соответствии п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство приостанавливается в случаях:

1)              смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, недееспособным, а также возбуждения арбитражным судом  производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - до определения его правопреемников, передачи судом имущества безвестно отсутствующего управляющему, определенному органами опеки и попечительства, или назначения недееспособному должнику опекуна либо принятия решения по указанному делу;

2)              прохождения взыскателем или должником военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, нахождения в длительной служебной командировке, стационарном лечебном учреждении или розыска должника, его имущества или розыска отобранного у него ребенка — до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из лечебного учреждения либо завершения розыска должника, его имущества или завершения розыска отобранного у него ребенка;

3) оспаривания исполнительных действий, а также исполнительного документа либо судебного акта или акта другого органа, на основании которого он выдан, — до окончательного рассмотрения вопроса по существу (то есть до вступления решения в законную силу);

4) жалобы на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя — до рассмотрения жалобы судом, а в иных случаях — до прекращения обстоятельств, послуживших основанием приостановления исполнительного производства[66].

Согласно п.2 ст. 22 Закона после устранения указанных обстоятельств исполнительное производство возобновляется судом, его приостановившим, по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава - исполнителя. Вместе с тем, представляется, что обязанность своевременного обращения в суд с заявлением о возобновлении исполнительного производства должна лежать на судебном приставе-исполнителе, как должностном лице органа принудительного исполнения, ответственном за своевременное и полное исполнения требований исполнительного документа, в связи с чем, в заявлении взыскателя не должно быть необходимости.

В п. 3 ст. 22 Закона предусмотрено, что установленные настоящей статьей сроки приостановления исполнительного производства могут быть сокращены судом, однако, такая формулировка некорректна в отношении сроков приостановления исполнительного производства в случаях обязательного его приостановления. Действительно, как быть, например, в случае участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации? Пунктом 3 статьи 20 Закона должнику в таком случае гарантировано приостановление исполнительного производства, так как, находясь в рядах Вооруженных Сил и участвуя в боевых действиях фактически не может исполнить требования исполнительного документа.

В п.п. 2 п. 1 ст. 22 Закона должнику гарантируется приостановление исполнительного производства до увольнения с военной службы или начала прохождения военной службы по контракту, сокращение срока приостановления явно приведет (как и в случаях с нахождением должника в длительной командировке, на стационарном лечении и т. п.) к нарушению его прав, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве. Более правильным будет сокращение срока приостановления исполнительного производства лишь в случаях его факультативного приостановления[67].

Как уже отмечалось, рассмотрение вопросов о приостановлении исполнительного производства относится к компетенции судебных органов. В соответствии с п. 1 ст. 24 Закона приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Во всех остальных случаях приостановление и прекращение исполнительного производства производятся судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя[68].

Решение о приостановлении суд доводит до заинтересованных лиц судебный пристав-исполнитель. Он, как это предусмотрено п. 3 ст. 24 Закона, в трехдневный срок сообщает об этом сторонам, в суд (если вопрос решался не тем судом, который выдал исполнительный документ) или другой орган, выдавший исполнительный документ.

Информация о работе Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе