Формы (источника) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - изучить виды форм (источников) права. Это значит рассмотреть внутреннюю структуру, взаимодействие, распространенность источника права в зависимости от национального менталитета, географических особенностей, исторических традиций народа той или иной страны в которой распространен данный источник.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- выявить различия и общие черты между понятиями «источник права» и «формой права»;
- дать характеристику основным источникам права современности;
- рассмотреть и сравнить особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь;
- рассмотреть нормативно-правовые акты в качестве ведущих источников права;
- выделить основные виды нормативно-правовых актов (закон и подзаконные акты).

Содержание

Введение
1. Основные характеристики формы (источника) права
1.1 Понятие источника права
1.2 Краткая характеристика основных источников права современности
1.3 Особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь
2. Нормативно-правовые акты как ведущие источники права
2.1 Закон как вид нормативно-правовых актов
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты
Заключение
Список сокращений
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

4.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяясь на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Государственного банка, Государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.

4. Решения и постановления  местных органов государственной  власти (например, областных представительных, законодательных структур - Саратовской  областной Думы, Астраханского областного  Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты  муниципальных (негосударственных)  органов. Эти акты принимаются  в пределах компетенции названных  структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7. Локальные нормативные  акты - это предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения, организации и регулирующие  их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями  форм государственного правления, многовековыми  традициями стран, национальными и  другими факторами. Тем не менее, подавляющее большинство нормативно-правовых систем строится по признаку степени юридической силы акта. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1998 г. с 244 - 245..

Пределы действия нормативно-правовых актов

Для правильного применения правовых норм необходимо точно определять пределы действия нормативных актов  во времени, в пространстве и по кругу лиц, на которых они распространяются.

Действие нормативного акта во времени начинается, по общему правилу, с момента вступления его  в силу Федеральный закон от 24 мая 1994 г. «О порядкеопубликования и  вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. - 1994. - № 8, ст. 801. .

1. Акт вступает  в силу с момента его принятия  правотворческим органом.

2. Акт начинает  действовать по истечении определенного  срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти.

3. Нормативно-правовой  акт вступает в силу со времени,  указанного в самом акте или  в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного  срока вступления в силу нормативных  актов важно потому, что именно с этого момента их предписания  подлежат исполнению. Новый нормативно-правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют место после его вступления в силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и существовали до его издания. Такое положение является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются только в двух случаях:

- если самим нормативно-правовым  актом устанавливается его обратная  сила;

- если уголовные  законы или акты административного законодательства смягчают наказание или вообще устраняют наказуемость деяния.

Нормативно-правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

- по истечении срока  действия акта, когда такой срок  был специально установлен;

- в связи с изданием  нового нормативного акта, заменившего  ранее действующий;

- на основании прямого  указания конкретного органа  об отмене данного нормативного  акта.

Пределы действия нормативного акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных  актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна  органу, их издавшему. Так, нормативные  акты членов федерального государства действуют лишь на их территории; акты местных органов государства - на территории района, префектуры, города, земли и т. п.. При федеративном государственном устройстве в отдельных случаях допускается возможность действия некоторых правовых норм одного государства на территории другого государства (например, при разрешении имущественных споров, вопросов о наследстве).

Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются  исключения из общего правила, когда  действия нормативно-правовых актов  по кругу лиц не совпадают с  их действием по территории. Так, иностранные  граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативно-правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, о воинской службе).

Нормативные акты могут  распространять действие не на всех граждан  и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и др.). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, попадающих под их действие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

В мировом юридическом  пространстве, существуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы. Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от способа участия государства в правотворчестве. Все когда-либо имевшие место формы права трудно перечислить, они сохранились и дошли до нас с древнейших времен, претерпев значительную эволюцию. Многие же со временем утратили свое значение и остались лишь в истории (например, труды римских юристов таких как Цицерон, Ульпиан), но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это - правовой обычай - санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового и некоторых других отраслей права. Юридический прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательного применения при решении аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в странах так называемой англосаксонской системы права (Великобритания, США). Здесь в обоснование решения юридических дел ссылаются, как правило, не на законы и подзаконные акты, а на ранее состоявшиеся по аналогичным делам решения верховных судов. В странах романо-германской правовой системы, к которым относятся, прежде всего, государства континентальной Европы, юридический прецедент играет роль вспомогательного источника права. Нормативный акт - особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются основным источником права в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в России. В странах англосаксонской системы растет удельный вес нормативных актов как источников права, но они, по-прежнему, менее значимы, чем судебные прецеденты. В странах с сильным влиянием религии на государство, основными источниками права могут служить религиозные тексты. Так, в мусульманских странах основными источниками права являются Коран, акты его толкования учеными знатоками ислама - иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходным случаям - киясы.

Источники права на территории Республики Беларусь практически идентичны  источникам права  континентальной  Европы и Российской Федерации. Отличие  заключается лишь в наделении Президента Республики Беларусь правом издания декретов, имеющих силу закона. И определенной правовой соподчиненностью и приоритетом федеральных законов и других актов Российской Федерации над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, что обусловлено ее федеративным устройством.

В российском праве  действует принцип  верховенства Конституции  и федерального конституционного закона и соответствия им всех остальных  актов. Большое значение имеет также положение  о приоритете федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов субъектов федерации - над актами местного самоуправления; наконец, действует принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед актами подотчетных им исполнительных органов.

Система нормативно-правовых актов каждой страны достаточно разветвленная  и отражает особенности ее развития и традиций. На ее верхних ступеньках стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативно-правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. В отличие от нормативно-правового акта, юридический прецедент имеет возможность более быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения и восполнять пробелы в праве, что позволяет судить о нем как о наиболее прогрессивном источнике права.

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

СПИСОК  СОКРАЩЕНИЙ

1. в. - век; 

2. г. - год; 

3. гл. - глава; 

4. др. - другой;

Информация о работе Формы (источника) права