Формы (источника) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - изучить виды форм (источников) права. Это значит рассмотреть внутреннюю структуру, взаимодействие, распространенность источника права в зависимости от национального менталитета, географических особенностей, исторических традиций народа той или иной страны в которой распространен данный источник.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- выявить различия и общие черты между понятиями «источник права» и «формой права»;
- дать характеристику основным источникам права современности;
- рассмотреть и сравнить особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь;
- рассмотреть нормативно-правовые акты в качестве ведущих источников права;
- выделить основные виды нормативно-правовых актов (закон и подзаконные акты).

Содержание

Введение
1. Основные характеристики формы (источника) права
1.1 Понятие источника права
1.2 Краткая характеристика основных источников права современности
1.3 Особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь
2. Нормативно-правовые акты как ведущие источники права
2.1 Закон как вид нормативно-правовых актов
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты
Заключение
Список сокращений
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

4.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Ведомственные нормативные  правовые акты издаются строго в соответствии с компетенцией определенного органа и не должны противоречить вышестоящим  по юридической силе нормативным актам.

Подзаконные нормативные  акты принимают также местные  представительные и исполнительно-распорядительные органы власти в пределах своей компетенции.

Таким образом, источники  права на территории Республики Беларусь практически идентичны источникам права континентальной Европы и Российской Федерации. Отличие заключается лишь в наделении Президента Республики Беларусь правом издания декретов, имеющих силу закона. И определенной правовой соподчиненностью и приоритетом федеральных законов и других актов Российской Федерации над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации и т. д., что обусловлено ее федеративным устройством.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  АКТЫ КАК ВЕДУЩИЕ ИСТОЧНИКИ  ПРАВА

2.1 Закон как вид  нормативно-правовых актов 

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон  как источник права привлекал  к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт, его содержания, социальной роли и назначения. И в этом весьма преуспели.

Разумеется, это вовсе  не означает, что о законе все  познано. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

Дело в том, что  закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г. Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего «закон есть норма, то есть общее право, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а, следовательно, вид не может быть лишен того свойства какое присуще роду» Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - М., 1985. - С. 369..

Из этого рассуждения  следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы содержаться и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

В обыденной жизни, в обиходе использование термина  «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.

В силу этого и ряда других причин в научной и учебной  юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными его определениями, отражающими сложившееся представление о законе на современном этапе, являются следующие. Закон - это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей силой» Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М.: Юрид. лит. - 1982. - С. 219. . Или: закон - это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны» Хропанюк В. Н. Теория государства и права. - М. - 1998. - С. 182. . «В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений» Общая теория права/Отв. Ред. А. С. Пиголкин. М. - 1994. - С. 181..

Можно привести еще  целый ряд аналогичных определений  или сформировать свое собственное  определение закона. Однако главное  состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть его основные, специфические черты.

Чем выделяется закон  среди других нормативно-правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая  весь накопленный материал и используя  информацию, содержащуюся в приведенных выше определениях, можно указать на следующие специфические особенности закона.

Во-первых, закон - это  нормативно-правовой акт, принимаемый  только высшими органами государственной  власти (Федеральным Собранием - в  России, Конгрессом - в США, Парламентом - в Италии, Франции, Японии и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума.

Данный признак  закона выделяется исследователями  многих стран и является довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать обще признанным, как минимум по двум причинам.

Одна из них заключается  в том, что при этом не учитывается  тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступает и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). «Если трезво смотреть на вещи, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются творцами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации многие законы - теряют и сам смысл» (Фридмэн Л. Введение в американское право. - С. 85.). Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. Пи этом конституция Швеции закрепляет, что «предписания о совещательном референдуме во всем государстве» устанавливаются специальным законом. Утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко распространено, но, отнюдь не бесспорно и не общепризнанно.

Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.

Данные особенности  закона множества раз подтверждались государственно-правовой теорией и  практикой многих стран и, как  правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что «формой права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного общества создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности» Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. - М., 1985. - С. 381. .

Однако применительно  к правовой системе Великобритании и некоторых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствующей роли закона в системе остальных форм права практикуется неоднозначно и подвергается сомнению. Так, по мнению французского правоведа Р. Давида, закон в английской системе права традиционно рассматривался и рассматривается, не смотря на позитивные сдвиги после Второй мировой войны, в сторону интенсивного развития законодательства в качестве «второстепенного источника права». В традиционной английской концепции права закон «не считается нормальной формой выражения права». Конечно, судьи «применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, игнорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами в той форме, какую установят суды» Давид Р. Основные правовые системы современности. - М.: Прогресс. - 1988. - С. 320. .

Не вникая в суть спора и противоречий, касающихся вопроса о «главенстве» законов в системе других форм английского права, важно, однако, подчеркнуть, что рассматриваемый признак данного правового акта, хотя и является устоявшимся, но отнюдь не является общепризнанным признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования.

В-третьих, закон как  источник права, исходящий от высшего  органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен так же отражать волю и интересы всего общества или народа. Французский ученый Морис Ориу в своей книге «Основы публичного права» считает глубоко ошибочной формулу, согласно которой «закон есть выражение общей воли». Ибо на самом деле закон является «делом воли большинства существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса». Именно эта воля, а не общая воля является «законодательствующей», господствующей. Что же касается общей воли, «не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия».

В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются, и регулируется наиболее важные общественные отношения. Чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующее между ними различие касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.

В-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном  порядке.

Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.

На примере законодательства России можно видеть, как на основе законов и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно Конституции, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в Российской Федерации» Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. - М.: Юридическая литература, 1993. - ст. 115. п. 2. . В случае противоречия постановлений и распоряжений Правительства Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента России они «могут быть отменены Президентом РФ» Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. - М.: Юридическая литература, 1993. - ст. 115. п. 3. .

2.2 Подзаконные нормативно-правовые  акты

Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение законов  и содержат юридические нормы.

Несмотря на то, что  в нормативном правовом регулировании  социальных связей главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты тоже имеют весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие  виды подзаконных актов (на примере  Российской Федерации), расположенные  по иерархии.

1. Указы и распоряжения  Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993г. - М.: Юридическая литература, 1993г. - ст. 83.. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующие после законов место. Важная роль отводится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения - это вторые по значимости подзаконные акты главы государства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным вопросам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2. Постановления и  распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений.  Акты по оперативным и другим  текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

Информация о работе Формы (источника) права