Формы (источника) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - изучить виды форм (источников) права. Это значит рассмотреть внутреннюю структуру, взаимодействие, распространенность источника права в зависимости от национального менталитета, географических особенностей, исторических традиций народа той или иной страны в которой распространен данный источник.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- выявить различия и общие черты между понятиями «источник права» и «формой права»;
- дать характеристику основным источникам права современности;
- рассмотреть и сравнить особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь;
- рассмотреть нормативно-правовые акты в качестве ведущих источников права;
- выделить основные виды нормативно-правовых актов (закон и подзаконные акты).

Содержание

Введение
1. Основные характеристики формы (источника) права
1.1 Понятие источника права
1.2 Краткая характеристика основных источников права современности
1.3 Особенности основных форм права Российской Федерации и Республики Беларусь
2. Нормативно-правовые акты как ведущие источники права
2.1 Закон как вид нормативно-правовых актов
2.2 Подзаконные нормативно-правовые акты
Заключение
Список сокращений
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

4.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

К данной классификации  примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу акты парламента правительства министерства муниципального органа и т. д. Учитывая неодинаковую роль основных частей механизма государства следует особо обратить внимание на акты органов государственного управления.

Центральным и главным является подразделение нормативно-правовых актов в соответствии с их иерархической структурой. В данной классификации основным критерием отнесения нормативного акта к тому или иному виду служит его юридическая сила. Юридическая сила указывает на место акта его значение его верховенство или подчиненность зависит от положения и роли органа издавшего акт от конституционных его полномочий и компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативные правовые акты. Оно отражает не только формальную сторону (верховенство закона) но и особенности содержания законов. В них содержаться основополагающие первичные нормы базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

Виды законов 

- Конституция (закон  законов) - основополагающий учредительный  политико-правовой акт закрепляющий  конституционный строй права  и свободы человека и гражданина  определяющий форму правления и государственного устройства учреждающий федеральные органы государственной власти

- федеральные конституционные  законы - принимаются по вопросам  предусмотренным и органически  связанным с Конституцией

- федеральные законы - акты текущего законодательства посвященные различным сторонам социально-экономической политической и духовной жизни общества

- законы субъектов  федерации - издаются их представительными  органами и распространяются  только на соответствующую территорию.

Виды подзаконных  актов

- указы и распоряжения  Президента Российской Федерации  (вторые в отличие от первых  принимаются больше по процедурным  текущим вопросам)

- постановления и  распоряжения Правительства Российской  Федерации - акты исполнительного  органа государства наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами

- приказы инструкции  положения министерств ведомств  государственных комитетов, которые  регулируют, как правило, общественные  отношения, находящиеся в пределах  компетенции данной исполнительной  структуры

- решения и постановления  местных органов государственной  власти

- решения распоряжения  постановления местных органов  государственного управления

- нормативные акты  муниципальных (негосударственных)  органов

- локальны нормативные  акты - предписания принятые на уровне конкретного предприятия учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Подробнее см. раздел 2. Нормативно-правовые акты как ведущие источники права.

Нормативный договор

В некоторых случаях  способом установления норм права может быть договор. Он представляет собой соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы. Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаками нормативного договора являются следующие:

- Правовая база  нормативных договоров находится  в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

- В нормативном  договоре всегда предполагается  участие государственного органа. Чем более высокое место в  управленческой иерархии занимает  последний, тем выше юридическая сила договора.

- Нормативные договоры  заключаются в публичных интересах,  их цель достижение общего  блага, то есть общественные  цели здесь преобладают.

- Нормативные договоры  содержат правила, регулирующие  поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

- Многочисленность, неопределенность  адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

- Договорные нормы  рассчитаны на длительное действие  и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также  специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ  от выполнения договорных условий в  одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор  характеризует публичность, общедоступность  договорных условий, иногда - официальное  опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания  административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных  договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению  полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Нормоустанавливающее  значение договоров признается во всех системах права. Особо важна роль договора как источника права  в таких отраслях права, как международное  и конституционное.

Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.

Внутринациональный  договор заключается на государственном  уровне и становится частью внутринационального  законодательства. Как правило, договоры между государством и государственными образованиями, между субъектами федерации, правительством, ведомством, исполнительными органам субъектов федерации и т. д.

Международный договор.

Международный договор - это определенно  выраженное соглашение между двумя или  несколькими государствами  относительно установления, изменения или  прекращения их прав и обязанностей. Договоры могут быть нормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерного оружия; Договор по космосу) или учредительными (например, Договор о Содружестве Независимых Государств).

Нормоустанавливающее  значение имеет включенный в Конституцию  Российской Федерации  Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 года полномочными представителями РФ и ее субъектов - республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором были разграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и ее субъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства к федерации Федеративный конституционный закон от 31 декабря 1996г. - № 1 - ФКЗ//Собрания законодательства РФ. - 1997. - № 1. С. 1. .

Источниками права могут являться различные соглашения как разновидности договора. В Российской Федерации в современных условиях значительно возрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной и государственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областями и входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известны соглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов. Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерации вправе передавать на основании соглашений администрации автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий.

Договоры  устанавливают нормы  права и в российском трудовом праве. Так, нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях») К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России. - М. - 1999. С. 144. . В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства законодателя и работников по таким вопросам, как механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, перечисленных в договоре. А также по вопросам занятости, переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их жилья. Условия коллективных договоров, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Иными словами, коллективный договор представляет собой локальную специфическую правовую норму.

Общие принципы права.

В некоторых странах  своеобразным источником права признаются общие принципы, то есть отправные, исходные начала правовой системы. Например, юристы стран  континентального, так  и общего права  при отсутствии законодательной  нормы, обязательного  прецедента или обычая могут ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной направленности права. Гражданским кодексом Греции, например, осуществление какого-либо права запрещается, если оно «превышает пределы, установленные доброй совестью или иными добрыми нравами или социальной и экономической целью права». В Афганистане в случае пробела в законе суд может разрешить дело в соответствии с принципами шариата, являющегося основным источником права в ряде стран Востока Алексеев С. С. Общая теория права. - М.: Юрид. Лит., 1982. - С 166., также см. гл. XXIII..

Указание  на возможность апеллировать к общим принципам  права как к  его источнику  иногда закрепляется в законодательном  порядке. Гражданский  кодекс Испании, например, среди источников права прямо называет общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.

Общие принципы права отнесены к числу источников международного права  статьей 38 Статута  Международного суда. Эта статья гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему  споры на основании  международного права, применяет… общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». К общим принципам в праве относятся, например, такие положения, как «специальный закон отменяет действие общего закона», «позднейшим законом отменяется более ранний» и т.д. Устав ООН // Международное право в документах. - М. - 1997. - С. 13.

Идеи  и доктрины.

Мнения  ведущих ученых-юристов  в большинстве  правовых систем не образуют право в  собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового  регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В Романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов.

В то же время истории  развития права известны случаи, когда  юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета, в связи с чем, заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву Общая теория права: Учебник для юридических вузов/Под общей ред. А. С. Пиголкина. - М.: МГТУ, 1998. - С 168., также см. гл. XXIII. .

Религиозные тексты

Такие источники права  наиболее характерны для мусульманского права, в целом имеющего религиозную  основу. Мусульманское право - шариат это система правовых норм, основанная на исламе. Для него характерна чрезвычайно объемная сфера нормативного регулирования, широко охватывающая и частную жизнь людей. Согласно исламу истинный создатель права - Аллах, передавший его через своего пророка Мухаммеда. Таким образом, в праве проявляется воля Всевышнего. Нормы мусульманского права основываются на вере и не должны иметь логического, рационального обоснования. Поскольку они считаются божественным откровением, какое-либо их изменение, отмена, правка законодателем не допускается. Задача законодателя - открывать в исламских источниках нормы права, а не формировать их заново.

Информация о работе Формы (источника) права