Арбитражное производство с иностранным элементом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данного курсовой работы является изучение арбитражно-процессуального регулирования производства по делам с участием иностранных лиц, определение правового положения иностранного элемента в арбитражном производстве, выявление изъятий из общих принципов судопроизводства, а также правила подсудности, применимые при рассмотрении дел с участием иностранных лиц.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

I.Компетенция арбитражных судов……………………………………………...3

II.Особенности рассмотрения дел с участием иностранных лиц арбитражными судами…………………………………………………………………...10

III.Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий……...…13

IV.Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…………………………………………………...17

Заключение…………………………………………………………………........26

Список использованной литературы…………………………………………...

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

       В Соглашении урегулированы также  вопросы документооборота. Документы, выданные или засвидетельствованные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции по установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств, признаются действительными на территории других государств - участников СНГ без какого-либо дополнительного удостоверения. Документы, которые на территории одного из государств - участников СНГ квалифицируются как официальные, сохраняют на территории других участников Соглашения доказательственную силу официальных документов (ст. 6).

       Разные  процессуальные системы и доктрины определяют границы правовой помощи неодинаково. Так, если исходить из ст. 6 Конвенции о правовой помощи и  правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - участниками Содружества Независимых государств от 22 января 1993 г.10, то можно сделать вывод, что к сфере правовой помощи относится наряду с поручениями также признание и исполнение иностранных судебных актов. В общем, с этим следует согласиться, но необходимо учитывать, что такое признание и исполнение регулируются отдельно и очень подробно.

       В литературе высказано заслуживающее  одобрения мнение о том, что для  ускорения процесса исполнения судебного поручения за рубежом суду необходимо максимально задействовать стороны, участвующие в споре, в частности, дать им возможность самим представлять заверенные переводы документов, подлежащих вручению за границей11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       § 4. Признание и  приведение в исполнение решений

       иностранных судов и иностранных  арбитражных решений 

       Признание и исполнение решений государственных  иностранных судов и иностранных  арбитражных (третейских) судов на территории Российской Федерации регулируются рядом многосторонних международных соглашений (конвенций), двусторонних международных договоров с участием РФ, а также национальными источниками права. К многосторонним относятся, например, Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г. (далее - Гаагская конвенция 1954 г.), Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. (г. Киев) (далее - Киевское соглашение 1992 г.); в развитие этого Соглашения, а также основываясь на Договоре о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 г., было заключено Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества (Москва, 6 марта 1998 г.) (далее - Московское соглашение 1998 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) и Протокол к данной Конвенции (Москва, 28 марта 1997 г.) о внесении в нее изменений и дополнений (далее - Минская конвенция 1993 г.); Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.) (далее - Нью-Йоркская конвенция 1958 г.).

       Довольно  много двусторонних договоров о  правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам (некоторые по гражданским и уголовным или только по гражданским, например с Испанией и Италией, либо вообще без указания категорий дел) заключено СССР и РФ с другими странами. Договоры содержат главы о взаимном признании и исполнении решений государственных судов. В этих главах немало сходных положений, но есть и различия, которые необходимо учитывать на практике12.

       На  европейском континенте действует  Конвенция о юрисдикции и приведении в исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам (Брюссель, 24 сентября 1968 г.) и воспринявшая ее основные положения и расширившая состав участников новая Конвенция под тождественным наименованием (Лугано, 16 сентября 1988 г.). Высшим Арбитражным Судом РФ официально поставлен вопрос о присоединении РФ к Брюссельской конвенции и проводятся консультации о присоединении к Луганской конвенции13.

       В числе российских национальных нормативных  актов следует назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей"14 (далее - Указ 1988 г.), нормы, которого в силу п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" от 12 декабря 1991 г. действуют на территории Российской Федерации15. Указ 1988 г., закрепив общее положение о допустимости признания и исполнения иностранных судебных актов только в случаях, предусмотренных международными договорами (конвенциями, соглашениями) с участием советского (ныне российского) государства, наметил пути для подписания, ратификации таких актов или присоединения к ним.

       Главным национальным источником в настоящее  время является гл. 31 АПК РФ. В  ст. 3 ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что все федеральные и иные нормативные акты, действующие на территории РФ и связанные с АПК РФ, должны быть приведены в соответствие с АПК РФ. Специально допущено применение Указа 1988 г. с момента введения в действие АПК РФ (с 1 сентября 2002 г.) в части, не противоречащей АПК РФ 2002 г.16.

       Статья 241 АПК РФ сохраняет центральное  положение Указа 1988 г. о том, что  иностранные судебные решения признаются и исполняются в Российской Федерации  арбитражными судами, если это предусмотрено международным договором или федеральным законом. Речь идет о решениях, принятых на территории иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности. Понятие такой деятельности трактуется по нормам российского права (ст. 27 АПК РФ), т.е. независимо от того, какой зарубежный государственный суд или зарубежный третейский суд (арбитраж) вынес соответствующее решение.

       В определенной части процедуру признания  либо разрешения принудительного исполнения иностранного судебного решения на территории РФ регулируют международные акты, но в основном применяются нормы ст. ст. 241 - 246 АПК РФ, где предусмотрены форма и содержание соответствующих заявлений, порядок их подачи и рассмотрения, обобщенные основания отклонения ходатайств и т.д.

       Для начала такой специфической разновидности  производства необходима подача заявления  стороной - участницей спора, в пользу которой состоялось решение, в арбитражный  суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, либо если местонахождение или место жительства должника неизвестны, то по месту нахождения имущества должника. Подсудность арбитражного суда в этом случае такая же, как и при обращении стороны с заявлением о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, находящегося на территории РФ.

       Требования  к заявлению о признании и  приведении в исполнение иностранного судебного решения предусмотрены  ч. 2 ст. 242 АПК РФ. Необходимо указать  наименование арбитражного суда, в который подается заявление, сведения о суде, вынесшем решение, о сторонах рассмотренного спора и об их адресах, о содержании состоявшегося решения, а также ходатайство обратившейся стороны (взыскателя) о признании и приведении в исполнение решения, а также перечень прилагаемых документов. С учетом объекта заявления определен состав прилагаемых к нему документов (ч. ч. 3 - 5 ст. 242 АПК РФ): удостоверенные надлежащим образом копии решения, документов о его вступлении в законную силу, об извещениях ответчика, полномочиях представителя и др. При подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения уплачивается государственная пошлина в размере 1000 руб. (подп. 11 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

       Заявление о признании и приведении в  исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения  рассматривается судьей единолично в судебном заседании в срок, не превышающий месяца со дня его  поступления в арбитражный суд. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не может быть препятствием для рассмотрения дела. При рассмотрении дела арбитражный суд не вправе пересматривать решение иностранного суда по существу, он лишь проверяет, есть ли основания для признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения или в этом должно быть отказано (ст. 243 АПК РФ).

       Основания отказа в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения полностью или в части перечислены в ст. 244 АПК РФ. В ней представлены в обобщенном варианте мотивы отказа, обычно по сложившейся мировой практике включенные в международные конвенции, соглашения, договоры соответствующего класса. Но в каждом конкретном случае с учетом этих нормативных актов по отношению к решению, вынесенному на территории иностранного государства, российский арбитражный суд должен проверить, нет ли в актах с участием данного государства положений, не совпадающих с перечнем ст. 244 АПК РФ.

       Ответы  на такие вопросы более просты, когда речь идет о решениях иностранных  третейских судов (арбитражей), поскольку  на них распространяется Нью-Йоркская конвенция, которую ратифицировали, подписали или к ней присоединились более 110 государств. Сложнее может оказаться ситуация, когда признание и исполнение испрашиваются по отношению к акту зарубежного государственного суда. Россия пока еще не участвует в универсальных международных соглашениях по таким вопросам (кроме соглашений внутри СНГ). А потому следует выяснять, есть ли договор между РФ и конкретной страной о правовой помощи, каково его содержание в части отказа в признании и исполнении решений, процедура рассмотрения ходатайств и пр.

       Перечисленные в ст. 244 АПК РФ основания отказа в признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения разделены на две группы.

       К первой группе отнесены мотивы, которые  должны быть выдвинуты и затем  доказаны заинтересованной стороной (должником). Это случаи, когда иностранное  судебное решение еще не вступило в законную силу по закону государства, на территории которого оно принято; сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом извещена о процессе либо по другим причинам не могла представить в суд свои объяснения; рассмотренное дело относится к исключительной компетенции российского суда; есть вступившее в законную силу по тождественному спору решение суда в РФ; тождественное дело находится на рассмотрении суда в России, и оно возникло ранее начала его рассмотрения в иностранном суде; истек срок давности приведения решения к принудительному исполнению, и этот срок не восстановлен российским арбитражным судом.

       Наличие оснований, составляющих вторую группу, арбитражный суд должен проверить  по своей инициативе. Отказ в признании и приведении в исполнение полностью или в части решения иностранного суда имеет место, если арбитражный суд признает совершение таких действий противоречащими публичному порядку Российской Федерации или есть иные основания, предусмотренные международным договором или федеральным законом.

       Как уже было отмечено, ст. 244 АПК РФ включает перечень наиболее общепринятых оснований  отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений. Но в  отдельных международных соглашениях  и договорах могут быть закреплены специфические особенности.

       Так, Гаагская конвенция 1964 г. отменила внесение платежей в суд иностранным истцом в качестве гарантии компенсации  возможных издержек ответчика. Но в  случае проигрыша дела таким истцом с него в государстве - участнике  Конвенции, где он находится, присуждаются эти издержки, причем "решение о взыскании судебных издержек и расходов объявляются подлежащими исполнению без заслушивания сторон, при условии, однако, что сторона, с которой производится взыскание, имеет право на последующее обжалование в соответствии с законодательством государства, где испрашивается исполнение" (ст. 19).

       В ст. 244 АПК РФ не воспроизведено предусмотренное  подпунктом "а" п. 1 ст. V Нью-Йоркской конвенции 1958 г. положение об отказе в признании и исполнении арбитражного (третейского) решения, если стороны третейского соглашения были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено. Но это положение подлежит применению в российском арбитражном производстве, как и в Конвенции в целом.

       По  Минской конвенции 1993 г. к отказу в признании и исполнении решения  иностранного суда приводит отсутствие документа, подтверждающего соглашение сторон по делу договорной подсудности (п. "д" ст. 55).

       Можно привести некоторые примеры оснований  отказа в признании и исполнении иностранных судебных решений, предусмотренных  действующими двусторонними договорами между РФ и зарубежными государствами. Так, решение третейского суда не подлежит реализации, если по закону договаривающейся стороны, где должно исполняться решение, такое дело не может быть предметом арбитражного разбирательства (п. 1 ст. 16 Договора с Алжиром); если суд, вынесший решение, не компетентен рассматривать дело в соответствии с внутренним законодательством государства, на территории которого решение постановлено (п. 1 ст. 15 Договора с Ираком), и т.п.

       После рассмотрения арбитражным судом  в судебном заседании заявления о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения он выносит заключительное определение. Оно должно содержать наименование и местонахождение органа, вынесшего решение; наименование сторон (взыскателя и должника); сведения о самом решении, которое было предметом рассмотрения российского арбитражного суда; и главный вывод - удовлетворить заявление или отказать в ходатайстве. Определение может быть в течение месяца со дня вынесения обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (ст. 245 АПК РФ).

Информация о работе Арбитражное производство с иностранным элементом