Административное право. Основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма­тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули­рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен­ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест­венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе­чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11
4. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направлен­ность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст.  3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); опре­деляют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, об­ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок­ругов.

2.  Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом предста­вительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.; «Об общественных объединени­ях» от 19 мая 1995 г. и т.п.

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Консти­туции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ от 6 июня 2005 г. №890 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной служ­бы».

4.  Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных за­конов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

 

 

 

 

 

             

 

 

3.Место административного права в системе российского права

Административное право, обладая собственным предметом правового ре­гулирования, индивидуальным инструментарием (методом регулирования), обособленной нормативной базой, является самостоятельной отраслью россий­ского права. Значимость регулируемых отношений, их объем позволяют отне­сти ее (отрасль) к одной из фундаментальных отраслей российского права. Со­храняя присущую «самобытность», административное право тесно взаимодей­ствует с другими отраслями российского права, что предопределено необходи­мостью комплексного регулирования общественной жизни.

              Реформирование системы государственного управления привело к изме­нению предмета правового регулирования административного права: некото­рые отношения теперь входят в сферы интересов муниципального, таможенно­го, экологического, земельного и других отраслей российского права. Методы административно-правового регулирования также претерпевают существенную коррекцию: все чаще при регулировании управленческих отношений исполь­зуются диспозитивные начала.

Роль административного права в системе российского права обусловлена не только необходимостью осуществления правоохраны, где широкое приме­нение получили меры административного принуждения, но и значимостью по­зитивного регулирования общественных отношений.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституци­онным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, кон­ституционное право закрепляет основы государственного (конституционного) строя, федерального устройства, компетенцию, порядок образования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ос­новные права и свободы человека и гражданина. Многие положения Конститу­ции РФ находят свою детализацию в административно-правовых нормах, кото­рые содержатся как в законах, так и подзаконных нормативных актах. При этом следует помнить, что приоритет остается за конституционно-правовыми нор­мами.

Глубокая связь существует между нормами административного и граж­данского права. Регулируя имущественные и личные неимущественные отноше­ния, нормы гражданского права часто требуют их опосредования администра­тивно-правовыми нормами. Так, в п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов испол­нительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные феде­ральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содер­жащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ). Государство устанавли­вает общие правовые основы управления экономикой, т.е. осуществляет «мяг­кое» регулирование деятельности субъектов частной и общественной собствен­ности. В то же время государство выступает в качестве наиболее крупного соб­ственника, что предполагает прямое администрирование по отношению к собст­венным субъектам экономических отношений, но с учетом объективных эконо­мических законов.

Вместе с тем, отличие между этими отраслями заключается в предмете и методе правового регулирования, что обусловило их отнесение соответственно к частному и публичному праву.

Тесная связь существует между нормами административного права и трудового права. Трудовые отношения широко урегулированы подзаконными нормативными актами (Президента РФ, Правительства РФ). Большую роль в обеспечении законности и дисциплины в сфере трудовых отношений играют различные инспекции и контрольные органы, чья деятельность регламентиру­ется нормами административного права.

Особенно плодотворно нормы рассматриваемых отраслей права взаимо­действуют при регулировании вопросов государственной службы. Прием на службу, аттестация государственных служащих, перемещение государственных служащих и т.д. регулируются нормами административного права. В то же время вопросы оформления служебных отношений регламентируются нормами трудового права.

Глубинная связь существует между нормами административного и фи­нансового права. Правовое положение органов управления кредитно-финансовой сферы (Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Центрального Банка РФ и др.) урегулировано нормами администра­тивного права; за нарушение норм финансового права устанавливается админи­стративная ответственность.

Взаимодействие административного и уголовного права обусловлено на­личием института юридической ответственности. Предмет их регулирования во многом схож, а различие определяется степенью общественной опасности дея­ний, которые являются основанием административной и уголовной ответствен­ности.

Существуют глубокие органические связи административного права с таможенным. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов — эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами ад­министративного права.

Административное право, а точнее его институт — административно-процессуальное право — тесно взаимодействует с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., так и Гражданско-процессуальным кодексом.

Приведенный краткий анализ взаимодействия административного права с другими отраслями российского права указывает на то, что консолидация, сти­рание границ между ними отражают объективно существующую тенденцию, которая будет постоянно усиливаться.

 

 

 

4. Административная  ответственность 

 

Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушение законности, государственной дисциплины.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Основанием административной ответственности является - административное правонарушение. Уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, и т.п. Субъектами могут быть как физические лица, так и коллективные образования (организации).

Административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. Административные взыскания применяются - уполномоченными органами и должностными лицами, исполнительной власти, местного самоуправления, судами. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчинённых им правонарушителей. Применение административного взыскания не влечёт судимости и увольнения с работы. Признаки административного правонарушения:

- антиобщественность;

- противоправность;

- виновность;

- наказуемость деяния.

Признаки (элементы) состава административного правонарушения:

- объект;

- объективная сторона;

- субъект;

- субъективная сторона.

Объект - общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Объективная сторона заключается в действие или бездействии, запрещённом административным правом.

Субъект - физические лица (должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др.), организации.

Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Вина - умысел и неосторожность.

 

 

5. Презумпция невиновности

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

К административным правонарушениям относятся:

        нецензурная брань;

        оскорбительное приставание к гражданам;

        уничтожение или повреждение чужого имущества;

        появление на улицах, стадионах, парках, в транспортном средстве общего пользования в состоянии опьянения;

        неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции при охране им общественного порядка;

        безбилетный проезд.

На первом этапе данные о нарушении попадают в Информационный центр региона, где оно было совершено, – базу данных правоохранительных органов. Данные об административных правонарушениях хранятся там в течение года со дня совершения административного правонарушения, а если наложен штраф – в течение года со дня его уплаты. Данные о совершенных уголовных правонарушениях из регионального центра поступают в Информационный центр в Москве и хранятся десятки лет.

6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

- доставление;

- административное задержание;

- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;

- изъятие вещей и документов;

- отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

- медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

- задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

- арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

- привод.

Доставление

Доставление – это принудительное препровождение гражданина в специальное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении, если составление протокола является обязательным; применяется, если на месте составить протокол об административном правонарушении невозможно (дождь, ветер, не на чем писать и т. д.).
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.
Доставление в соответствующее служебное помещение осуществляется:

- должностными лицами органов внутренних дел (милиции);

- военнослужащими внутренних войск МВД РФ, должностными лицами

-ведомственной охраны или вневедомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемому ими объекту или с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация о работе Административное право. Основные понятия