Понятие административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является комплексное исследование теоретических и практических взглядов на определение понятия Административного права, его принципов, источников, функций.
Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:
1. Исследование административного права, как отдельной и независимой отрасли российского права;
2. Определение понятия административного права, а также его предмета и метода;

Содержание

Введение 3
1. Понятие, предмет и метод административного права 4
2. Принципы и функции административного права 9
3. Источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права 14
Заключение 19
Список использованных источников 20

Работа состоит из  1 файл

Понятие АП.docx

— 50.78 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение           3

 

  1. Понятие, предмет и метод административного права   4

 

  1. Принципы и функции административного права    9

 

  1. Источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права           14

 

Заключение          19

 

Список использованных источников      20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной контрольной  работы «Понятие, принципы, функции, источники и проблемы систематизации административного права как отрасли права».

Актуальность данной темы не оставляет сомнений, т.к. административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, в силу того что деятельность органов государственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

Целью данной работы является комплексное исследование теоретических  и практических взглядов на определение понятия Административного права, его принципов, источников, функций.

Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:

  1. Исследование административного права, как отдельной и независимой отрасли российского права;
  2. Определение понятия административного права, а также его предмета и метода;
  3. Характеристика принципов и функций административного права;
  4. Выявление основных проблем систематизации административного права.

Предметом исследования являются административное право как самостоятельная отрасль права.

Методологической основой  исследования является общенаучный  диалектический метод познания, наряду с которым были использованы частно-научные методы теоретического анализа – формально-логический, систематический, исторический.

Общетеоретической основой  исследования послужили работы: Л.Л. Попова, Н.Ю. Хаманевой, Д.Н. Бахрана, и др. ученых.

Структура контрольной работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.

 

 

  1. Понятие, предмет и метод административного права

 

В переводе с латыни, английского  и многих европейских языков «административный» - означает «управленческий». «Административное  право» понимается как «управленческое  право» или «право управления». Порой  в литературе высказывается сомнение в том, следует ли вообще считать  его отраслью законодательства. Как  известно, отраслям законодательства присуща известная «обозримость»  нормативного материала, допускающая  управление им из единого центра системы  — возглавляющего отрасль закона, выступающего в качестве первичного акта. В силу крайней разнородности  своего предмета административное право, как уже давно установлено  юридической наукой, не поддается  кодификации. «То, что называется административным кодексом, — отмечает французский  ученый Ж. Ведель, — представляет собой сборник законов и декретов, сгруппированных в зависимости от предмета регулирования по инициативе того или иного издателя». Административное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из ведущих отраслей публичного права России1.

Рассмотрим несколько  точек зрения ученых на понимание  предмета отрасли наука административного  права. Традиционная точка зрения (профессора Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, Ю.М. Козлов и др.) выражается в том, что предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. Отношения, складывающиеся  между органами исполнительной  власти, с одной стороны, и организациями  любых организационно-правовых форм  и форм собственности, а также  индивидуальными субъектами (гражданами, служащими), с другой. Такие отношения  можно назвать внешними, то есть  связанными с непосредственным воздействием при помощи государственно-властных полномочий на объекты, не входящими в систему органов исполнительной власти.

2. Отношения, возникающие внутри органа (органов) исполнительной власти или, другими словами, внутрисистемные (внутриорганизационные) отношения. Указом Президента Российской Федерации установлена структура и организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти (министерства, службы и агентства). Соответствующим законодательством определена их компетенция, организация службы в них, а также формы и методы работы внутри конкретного органа. К этому виду отношений относятся отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администрации организаций, деятельность которых регулируется нормами административного права, с их служащими. Такие отношения возникают по поводу формирования управленческих структур, комплектования должностей служащих, распределения между ними обязанностей, прав, ответственности и т.п2.

Точка зрения профессора К.С. Бельского (оригинальная, широко обсуждаемая  в литературе) заключается в следующем. Ученый считает, что предмет административного  права включает в себя три группы общественных отношений: а) собственно управленческие; б) полицейские; в) отношения  в области административной юстиции. Рассмотрим их подробнее:

1. Собственно управленческие  отношения («право внутреннего  управления») — традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической. Их особенностями является то, что они: 1. Возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления. 2. Имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти. 3. Являются преимущественно отношениями «власти-подчинения» (или «вертикальными» «властеотношениями»).

2. Полицейские отношения  — это отношения, «обратные» управленческим. В отличие от первых они возникают не в государственно-аппаратной или «внутренней» среде, а преимущественно во «внешней» среде, в частности в местах, имеющих общественное значение (улицы, дороги, скверы, площади, вокзалы, стадионы и т.п.). Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений: 1. Организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб милиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков). 2. Надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей). 3. Административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в милицию, применение огнестрельного оружия и др.).

3. Отношения в области административной юстиции — это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления. Существуют и другие точки зрения на предмет административного права. Как ни странно, но это все еще спорный вопрос в науке. Если же взять наиболее устоявшуюся, «бесспорную» часть различных точек зрения, то можно дать следующее определение понятия: предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти3. В настоящее время, когда в стране предпринимаются попытки построения демократического, правового, социально-ориентированного государства с рыночной экономикой, все чаще раздаются голоса ученых по поводу кардинального изменения взгляда на предмет административного права России. Одним из таких ученых является Килясханов И.Ш. Его главная идея заключается в необходимости включения в предмет административного права институт защиты прав и свобод граждан. Его основным аргументом является ссылка на законодательство традиционно демократических стран. Например, предмет административного права в англо-саксонской системе права (Англия, США, Австралия и др.) определяется главным образом как порядок взаимоотношений органов публичной власти (суть органов исполнительной власти) и граждан в интересах последних. Посредством законов в классическом их понимании регламентируются лишь принципы (например, принцип разделения административных и судебных властей) либо особые случаи (например, случаи ответственности государства за ущерб, причиненный маневрами или учениями, мятежом и т.п.). Наиболее же важные нормы установлены судьей. Причем судейское нормотворчество осуществляется, как правило, в ходе рассмотрения претензий граждан к администрации. Это привело к тому, что французское право в основе своей ориентировано на регулирование взаимоотношений администрации и гражданина. При этом особая забота проявляется к ограждению граждан от произвола со стороны исполнительной власти4.

К методам административно-правового регулирования относятся: Предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство для административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры — правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.).

Запрет — это те же предписания, но «отрицательного» характера, а именно — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под угрозой применения мер дисциплинарного или административного принуждения (пример, Дисциплинарный устав ВС России, КоАП РФ, законодательство Омской области об административной ответственности).

Дозволение — юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.). С учетом сказанного административное законодательство, являющееся основным источником формирования административного права, целесообразно считать не отраслевым, а более крупным структурным элементом российского законодательства - массивом законодательства5.

Профессор Козлов Ю.М. считает, что «административное право  это совокупность правовых норм, с  помощью которых государство  регулирует общественные отношения, возникающие  в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти». Профессор  Коренев А.П., говоря о предназначении административного права отмечает, что оно «предназначено регулировать общественные отношения в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти». В курсе лекций по Административному праву России под редакцией И.Ш. Килясханова административное право формулируется как «отрасль права (система правовых норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций государства регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере организации и фунционирования исполнительной власти, государственного управления и местного самоуправления, а также в процессе внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности иных государственных органов».

Исходя из неоднозначности  понимания содержательной характеристики административного права некоторые  авторы стараются избегать прямых формулировок понятия современного административного права Российской Федерации6.

 

 

 

 

  1. Принципы и функции административного права

 

Функция, т.е. назначение, роль, направление деятельности - категория, непосредственно относящаяся к  общей характеристике административного  права как отрасли права, дающая возможность определить его внешние  свойства в данной правовой системе.

Возможно выделение определенных групп общественных отношений управленческого  характера, специфика которых оказывает  воздействие на функции административного  права. В их числе отношения, для  которых характерно следующее:

а) государство в лице исполнительной власти сохраняет свои монопольные позиции (например, армия, транспорт и связь, атомная энергетика и космос, естественные монополии);

б) наблюдается сочетание  государственной инициативы и самодеятельности тех или иных объектов управления (например, в сфере здравоохранения, культуры, образования);

в) преобладают не публично-правовые, а частные интересы (например, коммерческие структуры негосударственного характера).

Цели административно-правового  регулирования достигаются при  этом различными способами, многие из которых получают все большее  развитие именно в наши дни. В их числе:

а) разработка и реализация государственной политики, находящей  свое выражение в программах общефедерального и регионального масштабов (например, приватизации, демонополизации, инвестиций, энергосбережения);

б) установление и эффективное  проведение в жизнь правовых и  организационных основ всестороннего  развития личности, удовлетворения ее запросов, охраны жизни и здоровья, должных условий для развития ее творческой инициативы и активности (например, в области малого предпринимательства);

в) создание прочной правовой базы хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности в условиях оперативной  самостоятельности объектов и ограничения  вмешательства в их работу "сверху" (например, государственное стимулирование коллективного предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

г) укрепление управленческих связей на базе эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также  органов местного самоуправления; стимулирование межрегиональных управленческих отношений  и т.п.;

Информация о работе Понятие административного права