Административное право. Основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма­тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули­рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен­ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест­венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе­чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11
4. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)


Содержание:

              Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

1.      Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . .4

2.      Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3.      Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11

4.      Административная  ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . 13 

5.      Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6.      Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма­тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули­рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен­ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест­венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе­чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Наиболее значимые для общества отношения объективно требуют юри­дического вмешательства государства и обеспечиваются нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственно-конституционного устройства; функционирование государства и его органов; институты граждан­ского общества; системы и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отноше­ния. Публичное право призвано обеспечивать и охранять общие интересы госу­дарства.

Одной из наиболее объемных отраслей российского публичного права является административное право.

Административное право часто называют управленческим правом, что обусловлено предметом его правового регулиро­вания. Оно регламентирует управленческую деятельность, широкий круг обще­ственных отношений по поводу организации и деятельности органов государ­ственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

              Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов го­сударственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений. Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в  жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных  невластных субъектов  в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административное право - отрасль права, совокупность правовых норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере исполнительной власти.

Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового нормативного акта (Закона, Указа Президента, постановления Правительства и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Административное право как отрасль права и наука.

 

Административное право представляет собой одну из самых сложных, крупных базовых отраслей российского права, так как деятельность органов го­сударственного управления затрагивает интересы практически всех субъектов общественных отношений.

В настоящее время разработано большое число дефиниций, определяю­щих административное право, что создает определенные трудности выбора по­нятийного аппарата. В научной литературе административное право определя­ется как отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной дея­тельности органов государственного управления. Данное определение дает об­щее представление об административном праве, но для его уточнения необхо­димо проанализировать предмет и метод административного права. Предмет и метод правового регулирования и обособленная нормативная база выступают критериями деления российского права на отрасли.

Предмет административного права — совокупность общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в процессе прак­тической реализации государственного управления, урегулированная нормами административного права.

Общественные отношения, которые образуют предмет административно­го права, имеют сложный, комплексный характер, им свойственны следующие особенности:

1. Эти отношения носят публично-правовой характер и возникают в свя­зи с практической реализацией органами исполнительной власти своих полно­мочий. Государство определяет пределы своего вмешательства в общественную жизнь: с одной стороны, эти пределы обусловлены необходимостью обеспечить реализацию публичных интересов; с другой — обязанностью обеспечить авто­номию личности в гражданском обществе.

2.  Административное право регулирует общественные отношения в осо­бой области государственной жизни — сфере государственного управления. При этом под государственным управлением понимается деятельность органов исполнительной власти. Эта деятельность носит разносторонний характер и осуществляется в экономической, административно-политической и социально-культурной сферах. Кроме того, сюда же примыкает и система местного само­управления.

3.  Административным правом регулируются также отношения управлен­ческого характера, которые возникают за рамками деятельности органов ис­полнительной власти, однако носят исполнительно-распорядительный харак­тер. Примером может служить деятельность Председателя Государственной Думы по организации работы ее комитетов и комиссий, а также деятельность председателя суда по распределению дел, подлежащих рассмотрению, между судьями и т.п. Эти отношения традиционно называются внутриорганизационными.

4.  Административное право регулирует, в основном, отношения, в кото­рых изначально исключено юридическое равенство участников — властные от­ношения. Одним из участников отношений выступает обязательный субъект, наделенный государственно-властными полномочиями. Исключения составля­ют административно-договорные отношения, но их удельный вес в общей мас­се управленческих отношений слишком мал.

5.  Административное право осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения во взаимодействии с нормами других отраслей рос­сийского права. Примером может быть взаимодействие с нормами трудового права при регулировании вопросов государственной службы.

Будучи главным критерием деления права на отрасли, предмет правового регулирования все же не позволяет провести окончательное деление системы права на составляющие элементы. Наряду с предметом правового регулирова­ния, выделяется его метод, который является основанием, позволяющим про­вести отраслевую классификацию. Метод правового регулирования находит свое выражение в порядке установления субъективных прав и юридических обязанностей; в степени их конкретизации и определенности; путях и средствах обеспечения субъективных прав и юридических обязанностей в сфере государ­ственного управления и позволяет понять механизм воздействия администра­тивно-правовых норм на управленческие отношения.

В настоящее время не сложилось единого подхода к определению метода правового регулирования. Существует мнение, что каждая отрасль российского права обладает своим автономным, индивидуальным средством правового воз­действия. В этой связи может идти речь о конституционно-правовом, админи­стративно-правовом, уголовно-правовом, гражданско-правовом и других мето­дах правового регулирования. С другой точки зрения, все отрасли права ис­пользуют единый правовой инструментарий, общие средства, и речь следует вести об определенном их соотношении применительно к конкретной отрасли российского права. Такой подход видится более приемлемым.

Так, каждая отрасль российского права в своей деятельности использует следующие методы: запрет, предписание, дозволение.

Запрет предполагает возложение обязанности воздержаться от опреде­ленного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения. В этом случае происходит сужение свободы действий субъектов управленческой деятельности. Так, в Кодексе РФ об административных право­нарушениях содержатся нормы, которые устанавливают составы администра­тивных правонарушений, за совершение которых виновные привлекаются к ад­министративной ответственности.

Предписание как метод правового регулирования предполагает возложе­ние на субъект управленческой деятельности обязанностей, определенных ад­министративно-правовыми нормами. Подобная характеристика роднит предпи­сание с запретом, однако, разница заключается в том, что последнее требует от субъекта воздержаться от определенного варианта поведения. Доминирование предписания среди средств административно-правового регулирования обу­словлено сущностью управленческих отношений, которые называют властеот-ношениями, отношениями, для которых характерен обязательный субъект, на­деленный полномочиями государственно-властного характера.

Дозволение — это предоставление участникам управленческих отноше­ний возможности самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. Это не вседозволенность, не бесконтрольное поведение субъектов правовых отноше­ний, а предоставление им свободы выбора в определенных рамках.

Метод административного права — это определенное соотношение запрещающих, предписывающих и дозволяющих средств. Индивидуализация этого соотношения зависит от конкретного управленческого дела, ситуации. При этом наблюдаются общие тенденции развития системы административно-правовых средств. Так, все шире применяются дозволительные средства, что обусловлено федеративным устройством российского государства, отнесением административного и административно-процессуального права к предмету со­вместного ведения и компетенции Российской Федерации и ее субъектов.

Тенденция все более широкого применения дозволительного метода не означает, что позиции императивных средств будут ослабевать. Речь должна идти о принципе разумной достаточности в определении средств воздействия на управленческие отношения.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что для административно-правового метода характерно следующее:

1.   Метод административного права представляет собой определенное со­отношение предписания, запрета и дозволения.

2.   Методу административного права наиболее присущи правовые сред­ства распорядительного типа.

3.   Метод административного права предполагает одностороннее воле­изъявление одного из участников регулируемого отношения. Данное свойство связано с наличием субординационных связей в управлении.

4.   Метод административного права не исключает использования диспозитивных средств, которые основаны на равенстве участников регулируемых отношений. Это вызвано необходимостью учета интересов их участников на основе добровольного согласия. Выбор варианта поведения в пределах, опреде­ленных правовыми нормами, повышает уровень самоорганизации управленче­ской системы.

5.  Сфера применения метода административного права будет расширять­ся. Это обусловлено его реформированием, наличием диспозитивных начал, что позволяет регулировать экономические отношения в условиях действия рынка.

Метод административного права — это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия административно-правовых норм на управленческие отношения.

С учетом вышеизложенного, административное право можно опреде­лить как совокупность юридических норм, регулирующих отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возни­кающие в иных сферах общественной жизни, и использующих средства дозво­ления, запрета и предписания с доминированием последних.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

2.Источники административного права

Источники административного права - это формы выражения со­держания норм административного права. Рассмотрение источников админист­ративного права имеет важное значение, что обусловлено диалектической взаимосвязью между «содержанием» и «формой» как философскими катего­риями. Являясь ведущим элементом, содержание определяет форму своего вы­ражения, однако и последнее оказывает влияние на содержание.

Правовой действительности известны следующие формы-источники пра­ва: правовой обычай, административно-судебный прецедент, правовая доктри­на, договор нормативного содержания, нормативно-правовой акт, акт референ­дума.

Основным источником административного права является нормативный акт, который служит своеобразным резервуаром правовых норм. Доминирова­ние нормативного правового акта связано с принадлежностью российского права к романо-германской правовой семье. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности органов государственной власти. В юридиче­ской энциклопедии нормативный акт определяется как «официальный пись­менный документ, принимаемый уполномоченным органом; устанавливает, из­меняет или отменяет нормы права».

Информация о работе Административное право. Основные понятия