Административное право. Основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 20:59, реферат

Описание

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта норма­тивного регулирования, что обусловлено их природой. Средствами их регули­рования могут быть различные социальные нормы: морали, права, обществен­ных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общест­венные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспе­чивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2
1. Административное право как отрасль права и наука. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
2. Источники административного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Место административного права в системе российского права . . . . . . . . . . . . 11
4. Административная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
5. Презумпция невиновности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

- должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при выявлении административных правонарушений в соответствующей сфере.

Административное задержание

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы гражданина, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по нему. Административное задержание является мерой обеспечения производства по делу (а не наказания). Гражданина принуждают претерпеть некие ограничения, например, для того, чтобы он не скрылся, чтобы уточнить некоторые обстоятельства дела и т. д. Задержание производится специально на то уполномоченными лицами либо в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, либо с Уголовно-процессуальным кодексом.

Важно понимать, что задержать вас могут не просто так, а только либо за очевидное правонарушение, либо по подозрению в его совершении.
Сотрудники милиции должны вам объяснить, за что они вас задерживают или в чем подозревают. То есть вы должны понять, законно ли задержание и какими нормами оно должно регулироваться.
Если вы совершили административное правонарушение, вас вправе задержать на срок до 3 часов. Этот срок может продлиться в исключительных случаях максимум до 48 часов. Если вас подозревают в совершении преступления (уголовного правонарушения), то задержать могут только в том случае, если преступление наказывается лишением свободы. Срок задержания по подозрению в совершении преступления – 48 часов. Он может быть продлен еще на 72 часа, но только судом. Если за совершенное преступление законом лишение свободы не предусмотрено, а предусмотрены любые другие виды наказания (штраф, исправительные работы и др.), то задержать вас не имеют права.
Следует учитывать, что право составлять протокол об административном правонарушении и право задерживать суть разные права.
Перечень должностных лиц, которые могут составлять протокол, займет не одну страницу. Зато число тех, кто может задержать гражданина за совершение административного правонарушения, весьма ограничено:

- должностные лица органов внутренних дел (милиции);

- старшее должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при ОВД, военнослужащие внутренних войск МВД в месте расположения охраняемого объекта;

- должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ – при выявлении соответствующих административных правонарушений.

Необходимо учитывать, что должностные лица ОВД (милиции) могут производить административное задержание не только за подведомственные им административные правонарушения, но и за любое другое выявленное административное правонарушение при обращении к ним за помощью должностных лиц, которые, в свою очередь, уполномочены составлять только протоколы.

Сроки задержания и места содержания

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления. Срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Лица, задержанные в административном порядке, должны содержаться в специально отведенных для этого помещениях, отвечающих санитарным требованиям и исключающих возможность их самовольного оставления. Как правило, это комната или часть комнаты, отгороженная решеткой или ударопрочным стеклом.

Несовершеннолетние от 16 до 18 лет, в отношении которых применено административное задержание, должны содержаться отдельно от взрослых лиц.

У задержанного отбирают все предметы, которыми могут быть причинены телесные повреждения: перочинные ножики, веревки, вынимают шнурки из ботинок, забирают брючный ремень. Отбирают и сотовый телефон, и бумажник.

Вещи заносят в специальную графу протокола о задержании (перечисляют взятые бумаги, документы, указывают сумму денег) и позже, согласно этому списку, возвращают изъятое.

Права административно задержанного

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании. Отсутствие такой записи можно рассматривать как доказательство нарушения законодательства.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

        знакомиться со всеми материалами дела;

        давать объяснения;

        представлять доказательства (в том числе доказательства своей невиновности);

        заявлять ходатайства и отводы;

        пользоваться юридической помощью защитника и прочее.

Задержанный может отказаться давать объяснения в соответствии со ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя и своих близких.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Отказ в уведомлении всех перечисленных лиц или ограничение уведомлением только одного лица не может быть законным. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Защитник при административном задержании

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по данному делу может участвовать защитник. В качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении или с момента административного задержания. Административное законодательство не предусматривает предоставление защитника, оплачиваемого государством.

Протокол административного задержания

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается запись об этом. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

 

 

Заключение

 

Административное право представляет собой самостоятельную отрасль  российского права, имеющую важное значение в системе средств правового регулирования общественных отношений.

Административное право регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере функционирования,  прежде всего исполнительной власти. Но административное право выполняет важные регулятивные и охранительные функции во всей сфере публично-правового регулирования, регламентируя отношения органов власти и иных участников правоотношений. Нормы  и институты административного права, равно как и административные правоотношения, имеют определенные особенности по своей юридической природе, структуре, применению и сфере воздействия. По объему нормативного материала административное право является одной из наиболее крупных отраслей права. Все эти обстоятельства требуют  внимательного и  ответственного отношения курсантов и слушателей к изучению административного права.

В заключении следует отметить, что административное право частица нашего общества. Все здесь взаимосвязано и постоянно взаимодействует.
Спектр деятельности административного права очень широк, поэтому и его роль и значение для регулирования общественных отношений тоже велико.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.                  Кудин В.А., Канибер Ю.Н., Сойников С.А. Административное право. Учебник. Часть 1. М., 2005.

2.                  Д.Н. Бахрах. Административное право. М., 1993

3.                  Агопов А.Б. Административное право. Учебник. М., 2004.

4.                  А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. Административное право РФ. 1994.

5.                  Хаманева Н.Ю. Административное право РФ. Учебник. М., 2004.

6.                  Попов Л.Л., Административное право. Учебник. М.,2004.

7.                  Конин Н.М. Административное право России. Курс лекций. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

22

 



Информация о работе Административное право. Основные понятия