Источники административного права, их понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Источники административного права и их виды………………...……….4
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов………………...…………..8
3. Система источников административного права………………………....26
Заключение……………………………………………………………….………29
Список литературы……………………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО А,П,.docx

— 51.74 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» 

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ

 

 

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

ТЕМА:

иСТОЧНИКИ аДМИНИСТРАТИВНОГО  ПРАВА, ИХ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель: ___________

___________________________________

Выполнил работу: студент  2 курса ОЦП

1 группы 

Муранов Андрей Николаевич

Адрес: г.Вологда, ул.Энгельса, д.58, кв.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда  2010

План

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Источники административного права и их виды………………...……….4

2. Понятие  и виды нормативно-правовых актов………………...…………..8

3. Система источников административного права………………………....26

Заключение……………………………………………………………….………29

Список литературы……………………………………………………………....31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административное  право - самостоятельная отрасль  правовой системы России, которая  отличается от других прежде всего  по предмету и методу правового регулирования. Административное право, как совокупность правовых норм, является одной из самых крупных отраслей права, что обусловлено, в свою очередь, большим объемом предмета правового регулирования и разнообразием охватываемых им отношений.

Административное  право призвано регулировать особую разновидность таких общественных отношений, главным признаком которых является то, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти. Поэтому систематизация норм отрасли, которая проводится во всех отраслях права, здесь имеет очень большее значение.

Особенностью  отрасли административного права  является разнообразие и множество  источников его юридических норм. Это объясняется самим предметом  отрасли: разнообразием и большим  числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования  социальных процессов, объективной  потребностью децентрализации исполнительной власти.

Источники административного права — это  внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т. е. нормативные акты.

Целью этой работы является раскрытие понятия  и видов источников административного  права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для  этого понятие правовой системы  позволяет рассматривать соотношение  конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий  и иных организаций.

1. Источники административного права и их виды

 

В юридической  литературе под источником административного  права понимают внешнюю форму  выражения его норм. Известно, что  по своему содержанию административно-правовая норма отличается от норм иных отраслей права тем, что регулирует отношения  управленческого характера. Нормами  административного права определяются границы надлежащего поведения  органов исполнительной власти, их служащих, граждан, а также общественных организаций (их органов) в сфере  исполнительно-распорядительной деятельности государства. С помощью административно-правовых норм органы управления, государственные  служащие, граждане, общественные организации  наделяются определенными полномочиями. В этих нормах устанавливаются также  гарантии реализации прав и соблюдения обязанностей. Следовательно, благодаря  действию административно-правовых норм создается определенный правовой режим  управленческой деятельности.

Многообразие  административно-правовых норм предполагает многообразие источников административного  права Российской Федерации. Различают как чисто административные правовые источники, так и “смешанные” - многоотраслевые, в которых одновременно присутствуют нормы различных отраслей права (например, административного и гражданского, административного и уголовного и т.п.).

К источникам административного права относят  нормативные акты органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти, а также различного рода утверждаемые этими органами правила, положения, уставы и т. п. В зависимости от того, каким из органов, обладающих государственно-властными полномочиями, приняты эти акты, т. е. в зависимости от их юридической силы, все источники административного права подразделяются на несколько типов.

 

Источники административного права  на федеральном уровне

I. Законодательные  
1. Конституция Российской федерации . Имеет прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основы права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется  преимущественно в сфере государственного управления; определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти; разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Российской Федерации и т.д. 
2. Федеральные Конституционные законы  («О Правительстве Российской Федерации», « об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.) 
3. Федеральные законы («Об основах государственной службы РФ», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти  субъектов РФ»)

4. Законы РСФСР; законы Российской  Федерации; законы СССР 

II. Подзаконные  
1. Нормативные указы и распоряжения Президента РФ («О структуре федеральных органов исполнительной власти», «О полномочном представителе президента РФ в федеральном округе») 
2. Постановления и распоряжения  правительства («О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов РФ») 
3 Нормативные акты (приказы, постановления, инструкции и т. п.) министерств,  ведомств, государственных комитетов, федеральных служб и других центральных федеральных органов исполнительной власти.

 
Источники административного права  на уровне субъектов  
I. Законодательные  
1. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации  
2. Законодательство субъектов Российской Федерации  
II. Подзаконные  
1. Президентские акты, акты глав администраций  
2. Акты правительств субъектов  
3. Акты министерств и ведомств субъектов  
 
Источники административного права на уровне местного самоуправления (в случае наделения органами местного самоуправления необходимыми государственными полномочиями) 
1. Акты представительных органов самоуправления  
2. Акты исполнительных органов самоуправления 

3. Муниципальных органов управления 
 
Источники административного права на межгосударственном уровне  
Межгосударственные соглашения  
 
Источники административного права внутриорганизационного характера  
Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов). 

 

Приведенная  многообразная  система источников административного права остро  ставит проблему систематизации и кодификации - административно правовых норм.

Административное  право относится к числу самых  несистематизированных, а тем более  – некодифицируемых отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется  ее многопрофильностью.

Долгие  годы четких подходов в его систематизации  не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с другими  отраслями права отличается исключительной мобильностью.  Конституция РФ создает  прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильно законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения обильного массива действующих административно – правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.

Сейчас  кодифицирован лишь один институт российского  административного права (КоАП), объединивший нормы материального и процессуально права. Но это лишь частичная кодификация, т.к. трудно себе представить возможность всеобщей административно – правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается  задача систематизации административно – правовых норм,  приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего  дня, с интересами проводимой экономической реформы, с институтами, закрепленными в новой российской Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и виды нормативно-правовых  актов

Нормативный правовой акт (нормативный акт)

Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативный правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Классификация нормативно-правовых актов  производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действия; субъектам, их издающим.

В зависимости  от особенностей правового положения  субъектов правотворчества все  нормативно-правовые акты подразделяются на: 
- нормативные акты государственных органов; 
- нормативные акты общественных объединений (кооперативных, акционерных, профессиональных и т.п.); 
- совместные акты (государственных и негосударственных организаций); 
- нормативные акты, принятые в порядке референдума. 
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на: 
- общефедеральные; 
- акты субъектов Федерации; 
- акты органов местного самоуправления; 
- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, предприятия, учреждения).

 В зависимости  от срока действия различают: 
- акты неопределенно длительного действия; 
- временные акты.

В зависимости  от юридической силы нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные  акты.

Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной  мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного  содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное  законодательство). Но наряду с отраслевыми  нормативными актами действуют и  акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных  отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство - примеры комплексных нормативно-правовых актов.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: 
- на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; 
- на акты ограниченного действия - распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; 
- на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется Конституцией, а  также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или  иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством  определен также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Существует  несколько конституционных параметров правовой системы Российской Федерации.

Во-первых, признание того, что правовая система Российской Федерации включает правовые акты федеральных органов, правовые акты органов субъектов Федерации, местного самоуправления, а также акты, принятые в результате прямого народного волеизъявления.

Во-вторых, установление правовых зависимостей: Конституция, конституционные законы (понимаемые как федеральные), законы, указы, постановления, приказы, распоряжения и иные правовые акты находятся между  собой в строгом соотношении. Классификация правовых актов, порядок  их принятия, действия, изменения и  отмены регулируется федеральным законом  о нормативно-правовых актах.

Информация о работе Источники административного права, их понятия и виды