Источники административного права, их понятия и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Целью этой работы является раскрытие понятия и видов источников административного права, нормативно-правовых актов, дать их характеристику раскрыть существующие между ними связи. Используемое для этого понятие правовой системы позволяет рассматривать соотношение конституции, закона и подзаконного акта в контексте взаимодействия государственных органов, предприятий и иных организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Источники административного права и их виды………………...……….4
2. Понятие и виды нормативно-правовых актов………………...…………..8
3. Система источников административного права………………………....26
Заключение……………………………………………………………….………29
Список литературы……………………………………………………………....31

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК ПО А,П,.docx

— 51.74 Кб (Скачать документ)

В-третьих, нормы Конституции Российской Федерации  имеют прямое действие в Российской Федерации. Все правовые акты должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Акты и действия, противоречащие Конституции Российской федерации, не имеют юридической силы.

В-четвертых, в правовой системе обеспечивается верховенство закона. Все должностные  лица, государственные и общественные организации действуют на основе и по исполнение закона. Рамки закона дают простор выбору вариантов решений. Подзаконные акты должны строго соответствовать закону.

В-пятых, провозглашение принципа: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные  правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В-шестых, в случае возникновения юридических  коллизий используются либо согласительные процедуры, либо обжалование, приостановление, отмена, изменение правового акта. Юридические споры разрешаются  уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией и процедурами.

В-седьмых, общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы  и защищаются наравне с законом.

В ходе общественных преобразований и реформ в России, а также конституционного процесса и обновления законодательства меняется правовая система и прежде всего  ее структура. Можно говорить о трех уровнях правовой системы, когда вместо прежней, унифицированной, складывается правовая система с тремя подсистемами - по уровням. Это собственно федеральная правовая подсистема, правовая подсистема субъектов Федерации и правовая подсистема местного самоуправления с присущими ему элементами саморегулирования, В целом же правовая система в Российской Федерации есть структурно-функциональная совокупность правовых актов, возникающих и применяемых на основе общих принципов. Целостность ее обеспечивается общими правовыми принципами, внутрисистемными правовыми зависимостями и процедурами правотворчества и правоприменения.

В Конституции  Российской Федерации 1993 года впервые  введено понятие "правовая система" (ч. 4 ст. 15) и установлены следующие  виды правовых актов: "Конституция", "закон", "федеральный закон", "федеральный конституционный  закон", "правовые акты", "нормативные  правовые акты", "указы", "постановления", "распоряжения", "решения", "акт", "международные договоры", "устав", "договор", "соглашения". Всего 15 видов актов.

Правовые  акты находятся между собой в  разных соотношениях. Именно прочные  системообразующие связи разных видов актов позволяют вести  речь о правовой системе. Правовая система непрерывно деформируется, и связи между актами нарушаются. В целом же резко снижается эффективность правового воздействия на общественные процессы, а неостановимый вал правонарушений, преступности все ниже "опускает" уровень законности в стране, поэтому надо всемерно использовать системные связи правовых актов, умело их формировать и укреплять. Для этого следует знать и правильно применять прежде всего легальные средства и способы поддержания установленных соотношений между Конституцией, законами и подзаконными актами. Среди последних, конечно, тоже приходится соблюдать своеобразную соподчиненность.

К таким  средствам можно отнести:

а) признание  в правовой системе верховенства Конституции и ее высшей юридической  силы (таков смысл ст. 15 Конституции  Российской Федерации; в Конституции  Республики Узбекистан есть глава III "Верховенство Конституции и закона");

б) установление верховенства закона над всеми подзаконными актами (в Конституции Республики Башкортостан есть раздел "Система  законодательства" - ст.ст. 126 -131);

в) обеспечение  функционально-правовой зависимости, когда решение взаимосвязанных  задач объективно влечет за собой  цепь правовых актов (действие закона всегда порождает юридические связи  и отношения, опосредуемые в указах, постановлениях, приказах, локальных  актах, корпоративных нормах, в актах  народного опроса и голосования);

г) установление юридической силы каждого акта по сравнению с другими актами (естественно, она обеспечивается в случае отклонения такими средствами, как приостановление, изменение, отмена, обжалование, признание акта недействительным);

д) определение  сферы действия каждого акта и  точек его сопряжения с другими  актами.

Законы  занимают главное место в системе  нормативно-правовых актов. Их ведущее  положение определяется следующими основными признаками.

Во-первых, они принимаются только законодательными (представительными) органами государственной  власти или непосредственно народом  в порядке референдума.

 Во-вторых, обладают высшей юридической  силой, которая означает, что содержание  всех иных нормативно-правовых  актов не должно противоречить  законам: никто не вправе отменить  или заменить закон, кроме органа, который его издал.

В-третьих, регулируют наиболее важные основополагающие отношения. В законах закрепляется общественный и государственный  строй, компетенция центральных  звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.

В-четвертых, содержат нормы первичного, исходного  характера. Все иные акты призваны в  основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.

В-пятых, принимаются в особом процессуальном порядке.

Таким образом, закон - это принятый в особом порядке  акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы  многообразны, поэтому нуждаются  в классификации. Критерии этой классификации  обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют, и т.д.

Некоторой попыткой сгруппировать законы по их целевому назначению и содержанию может  быть выделение законов: а) институционных, посвященных определению статуса  государственных, общественных организаций, трудовых коллективов, институтов непосредственной демократии; б) регламентационных, регулирующих сферу общественных отношений или  их комплекс; в) проблемно-ситуационных, направленных на решение крупной  социальной задачи в пределах определенного периода.

Целостность законодательного регулирования не исключает установления специфики  действия отдельных видов законов  и их определенной совместимости. Дифференциация законов происходит прежде всего  по предметному признаку, по кругу  регулируемых общественных отношений  и по определяемому этим их положению  в системе законодательства и  в правовой системе в целом. Иными  словами, содержательная характеристика законов непосредственно предопределяет их юридическую силу, т. е. характер и пределы регулирующего воздействия, обязательность действия и т. п.

Особый  интерес представляет деление законов  в зависимости от их значимости в  системе действующего законодательства. По этому основанию различают  законы конституционные и текущие. 
Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание. 
Конституция является основным законом государства. Ее сущность состоит в том, что она отражает расстановку политических сил в обществе, юридически закрепляет балансах интересов. Различают фактическую и юридическую конституции. Фактическая конституция - это реальные отношения в обществе. Юридическая конституция представляет собой правовое оформление этих отношений.

Конституция занимает главное место в системе  нормативно-правовых актов, которое  определяется ее особыми свойствами и особой ролью.  
Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призвана обеспечить внутреннее единство норм национальной правовой системы и эффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами. 
Перечень конституционных законов исчерпывающе определен Конституцией Российской Федерации. Это законы о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системе, Конституционном Суде, чрезвычайном положении, режиме военного положения и т.д. (всего их 14). Прямое закрепление в Конституции данных актов, круга регулируемых ими отношений, усложненная процедура принятия невозможность наложения на них вето Президента) определяют их особое место в системе действующего законодательства и повышенную юридическую силу.

Текущие (обыкновенные) законы принимаются  на основе и во исполнение конституционных  законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. Особой разновидностью текущих законов являются органические и чрезвычайные законы. 
Органические (кодифицированные) законы - юридически цельные, внутренне согласованные акты, отличающиеся высоким уровнем нормативных обобщений и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К этим законам могут быть отнесены Основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства.  
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, и носят временный характер. 
Законодательная деятельность - сложный и многогранный процесс.  
Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти. Эти акты предусматривают следующие основные стадии издания законов:

- законодательная инициатива;

- обсуждение законопроекта;

- принятие закона;

- опубликование (обнародование).

Под законодательной  инициативой принято понимать предоставленное  строго определенному кругу лиц  или учреждений право на внесение в органы представительной власти предложений  по совершенствованию законодательства и конкретных законопроектов, которому корреспондирует обязанность законодательных  органов рассмотреть эти инициативы. 
К числу субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы, статья 104 Конституции РФ относит Президента РФ, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ.

После регистрации  законопроекты направляются в рабочие  органы палат (комитеты и комиссии) для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке  дальнейшей работы над ними. Некоторые  из актов, связанных со значительным расходованием денежных средств  из федерального бюджета, должны иметь  предварительное заключение Правительства.

Обсуждение  законопроекта осуществляется, как  правило, в нескольких чтениях. Оно  проводится на открытом заседании палаты представительного органа и начинается с доклада инициатора законопроекта  и содоклада подготовительной комиссии (комитета) по основным положениям проекта. При необходимости по особо важным, касающимся всего населения законопроектам может быть и всенародное обсуждение. Непосредственное рассмотрение текста проводится постатейно, по разделам или  в целом. При этом каждая предложенная поправка голосуется отдельно. 
В зависимости от степени готовности законопроекта он может быть либо принят, либо отклонен, либо направлен на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие  федерального закона осуществляется на заседании Государственной Думы. Закон считается принятым, если за его принятие проголосовало более  половины от общего числа этой палаты. Для принятия конституционного закона и для преодоления отлагательного вето Президента или Совета Федерации  необходимо не менее двух третей голосов  депутатов. 
Некоторые законы могут иметь весьма существенное значение для всех субъектов Федерации (ст. 106 Конституции РФ). В этой связи они принимаются к рассмотрению Советом Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или если он в течение четырнадцати дней не был рассмотрен Советом Федерации вообще. При одобрении конституционного закона необходимо не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Для преодоления разногласий между двумя палатами Федерального Собрания могут создаваться согласительные комиссии. 
Текст принятого закона в течение четырнадцати дней подписывается и обнародуется Президентом. В случае несогласия с некоторыми положениями закона Президент может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Госдуму.

Законы  подлежат обязательному официальному опубликованию. Оно имеет важное юридическое (так как с ним  связано вступление закона в силу) и социальное значение (так как  является основой презумпции знания закона). В соответствии с Конституцией РФ неопубликованные законы не применяются.

Согласно  Закону от 25 мая 1994 г. "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы публикуются в течение семи дней после их подписания Президентом в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации". В необходимых случаях законы могут быть оглашены и иными, неофициальными способами: опубликованы в органах печати, обнародованы по телевидению, радио, переданы по каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам.

Информация о работе Источники административного права, их понятия и виды