Виды транспортных обязательств и их содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство, сложившиеся в теоретической литературе воззрения и судебную практику, провести комплексный анализ правового регулирования транспортных обязательств, а также обозначить проблемы в рассматриваемом вопросе и разработать предложения по их разрешению и совершенствованию соответствующей законодательной базы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Транспортные обязательства и их правовое регулирование……………….9
1.1 Понятие системы транспортных договоров, обязательства……………….9
перевозки и иных транспортных обязательств…………………………….…..9
1.2. Источники правового регулирования ……………………………………..16
1.3. О правовой природе транспортных обязательств………………………...18
2. Договоры, регулирующие перевозку грузов…………………………..……26
2.1 Договор перевозки грузов……………………………………………..……27
2.2 Договор транспортной экспедиции………………………………………..34
2.3 Договор об организации перевозок грузов………………...………………51
3. Договоры перевозки пассажиров и багажа……………...…………………..61
3.1 Понятие и виды договора перевозки пассажира…………………………..61
3.2 Обязательство по доставке багажа…………………………………………66
Заключение………………………………………………………..……………..73
Список использованных источников……………………………….…………76

Работа состоит из  1 файл

Виды транспортных обязательств и их содержание.doc

— 380.00 Кб (Скачать документ)

Исполнение железной дорогой обязанности по выдаче багажа пассажиру или иному управомоченному лицу осуществляется в следующем порядке. Багаж выдается на железнодорожной станции назначения предъявителю багажной квитанции и проездных документов (билетов). Операции по выдаче билетов должны осуществляться в течение всего времени, когда железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа. На железнодорожной станции назначения прибывший багаж хранится бесплатно 24 часа без учета дня прибытия. За хранение багажа сверх установленного срока взимается плата в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа. Багаж, не востребованный в течение 30 дней со дня его прибытия, подлежит реализации железной дорогой (ст. 91, 92 УЖТ РФ).

На морском транспорте багажом считается любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза либо животных (ст. 180 КТМ). Сдача багажа оформляется выдачей багажной квитанции. Упакованные или переупакованные места багажа должны иметь определенные приспособления, обеспечивающие их перевозку. Пассажир вправе объявить ценность своего багажа как общую для всех сданных к перевозке мест багажа, так и для каждого места в отдельности. Сведения о сумме объявленной ценности багажа вносятся в багажную квитанцию. По прибытии судна в пункт назначения багаж должен быть выдан пассажиру при условии предъявления последним багажной квитанции[103].

Определенными особенностями отличается перевозка багажа по договору воздушной перевозки пассажира. Исходя из смысла ст. 103 ВК вещи, перевозимые пассажиром на воздушном судне, вообще не дифференцируются по правовому режиму на ручную кладь (внутрикаютный багаж) и собственно багаж. Все указанные вещи объединены одним термином "багаж", просто часть багажа в пределах весовых норм пассажир перевозит в салоне самолета на бесплатной основе, а другая часть (за пределами указанных норм) перевозится в том же самолете, но отдельно от пассажира за отдельную плату. Данное обстоятельство лишний раз подтверждает правомерность вывода о том, что правоотношение по перевозке багажа не образует отдельного договора перевозки багажа, а представляет собой элемент предмета договора перевозки пассажира.

Вместе с тем от перевозки багажа как факультативного обязательства перевозчика по договору перевозки пассажира необходимо отличать правоотношения, связанные с перевозкой грузобагажа, а также грузов для личных (бытовых) нужд граждан. Такие модели правоотношений, в частности, применяются на железнодорожном транспорте. Их отличие состоит в том, что в качестве отправителя грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд может выступать не только пассажир, следующий по проездному документу (билету) в том же направлении, что и соответствующий грузобагаж или груз, но любое лицо, отправляющее указанный грузобагаж или груз. В этом случае, действительно, обязательство перевозчика по доставке грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд по своей правовой природе представляет собой отдельный договор перевозки грузобагажа или груза для личных (бытовых) нужд, который отличается от договора перевозки пассажира не только своим предметом (доставка грузобагажа или груза и выдача его в пункте назначения управомоченному лицу), но и тем, что такой договор носит реальный характер, а его заключение удостоверяется выдачей грузобагажной квитанции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ правового регулирования системы транспортных договоров позволяет сделать вывод, что каждый из видов транспорта является отдельной хозяйственной системой, взаимодействующей с другими транспортными системами, а также, что транспортные отношения - едва ли не наименее разработанная в нормативном плане область правоотношений, а поэтому необходимо собирать специалистов, профессионально обсуждать эти вопросы, разрабатывать рекомендации по совершенствованию нормативных актов в этой сфере.

Транспорт, сохраняя приоритетное положение в хозяйствующих системах России, в условиях перехода к рынку постепенно освобождается от прямого государственного регулирования своей деятельности. Рынок транспортных услуг все активнее заполняется коммерческими, частнопредпринимательскими структурами, становящимися постоянными субъектами транспортных отношений. Естественно, что в этих условиях особое значение приобретает система транспортных договоров, позволяющих свободно выбирать контрагента и определять условия договора по соглашению с ним. Система транспортных договоров корреспондирует самой транспортной системе России, поскольку способствует нормальному функционированию последней, обеспечению народного хозяйства, юридических и физических лиц услугами по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

1. Терминологические различия в названиях договоров, как договор воздушной перевозки, морской перевозки, перевозки внутренним водным транспортом, железнодорожной и автомобильной перевозки, не имеют принципиального значения, поскольку все они имеют единую правовую природу, направлены на организацию будущих перевозок, не порождают прав и обязанностей сторон по перевозке данного конкретного груза, относятся к категории предварительных договоров, в соответствии с которыми стороны заключают в будущем конкретные договоры перевозки грузов (ст. 429 ГК).

2. К пробелу ГК, равно как и транспортных уставов и кодексов, относится то, что он оставляет как бы открытым вопрос об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора об организации перевозок грузов, поскольку ст. 798 ГК лишь устанавливает, что перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

3. Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

4. Основным выводом данной работы следует считать то, что законодательство не дает определения транспортной системы как единого хозяйственного комплекса и с организационно-правовой точки зрения такого комплекса не существует, поскольку не существует единого централизованного управления транспортом, единого законодательства. ГК также не внес в этот вопрос существенных изменений, так как практически почти все статьи гл. 40 («Перевозка») содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам. Кроме того, общественный транспорт страны утратил свое монопольное положение: субъектами транспортных отношений все в большей мере становятся частнопредпринимательские структуры.

5. В процессе исследования впервые выделены признаки, характеризующие договоры, относимые к числу транспортных:

А. они применяются в сфере работы транспорта,

Б. опосредуют перемещение грузов, багажа и людей,

В. опосредуют выполнение вспомогательных операций по отношению к перевозке грузов, багажа и людей,

Г. содержание действий, выполняемых в рамках этих договоров, а следовательно, права и обязанности их участников определяются правилами транспортного законодательства.

6. Нами установлено, что транспортные обязательства в гражданском праве могут быть представлены в виде определенной системы, основными элементами которой являются перевозочные и вспомогательные обязательства. Если перевозочные обязательства опосредуют перемещение грузов в пространстве магистральным видом транспорта и, в этом смысле, выступают как основные или стержневые, то вспомогательные призваны обеспечить успешное выполнение этого процесса транспорта. Первая группа обязательств состоит из обязательства перевозки экспедиции и оганизации перевозок грузов. Вторая - включает следующие обязательства по перевозке пассажиров и багажа. Третья - включает в себя вспомогательные транспортные договоры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

I. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3. – М.: Эксмо, 2004. – 480 с.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [от 24.07.2002 № 95-ФЗ] // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.

4. Воздушный кодекс Российской Федерации [от 19.03.1997 № 60-ФЗ] // СЗ РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1383.

5. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации : [от 07.03.2001 № 24-ФЗ] // СЗ РФ. – 2001. – № 11. – Ст. 1001.

6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации : [от 30.04.1999 № 81-ФЗ,] // СЗ РФ. – 1999. – № 18. – Ст. 2207.

7. О транспортно-экспедиционной деятельности: федеральный закон: [от 30.06.2003 № 87-ФЗ.] // СЗ РФ. – 2003. – № 27 – Ст. 2701.

8. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации : федеральный закон: [от 10.01.2003 № 18-ФЗ] // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 170.

9. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации: федеральный закон: [от 10.01.2003 № 17-ФЗ ] // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 169.

10. О лицензировании отдельных видов деятельности: федеральный закон [от 08.08.2001 № 128-ФЗ] // СЗ РФ. – 2001. – № 33 (часть I). – Ст. 3430.

11. О естественных монополиях: федеральный закон [от 17.08.1995 № 147-ФЗ] // СЗ РФ. – 1995. – № 34. – Ст. 3426.

12. О защите прав потребителей : закон РФ [от 07.02.1992 № 2300-1] // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.

13. Об утверждении правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: постановление Правительства РФ [от 02.03.2005 № 111] // СЗ РФ. – 2005. – № 10. – Ст. 851.

14.О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): постановление Правительства РФ [от 07.03.1995 № 239] // СЗ РФ. – 1995. – № 11. – Ст. 997.

15. Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью: приказ Министерства путей сообщения РФ[от 18.06.2003 № 40] // БНА. – 2003. – № 41. – С. 27.

16. Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте: приказ Министерства путей сообщения РФ [от 05.04.1999 № 20Ц] // БНА. – 1999. – № 22. – С. 30

II. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)

17. Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву / М.М. Агарков. – М.: Юрлитиздат. 1940. – 618 с.

18. Баукин В.Г. Правовое регулирование перевозок грузов железнодорожным транспортом / В.Г. Баукин. – М.: Статут.2004. – 422 с.

19. Белов В.А. Гражданское право. Общая и Особенная части / В.А. Белов. – М.: ЮрИнфоР. 2008. – 682 с.

20. Богатых Е.А. Гражданское и торговое право / Е.А. Богатых. – М.: Статут, 2010. – 192 с.

21. Бордунов В.Д. Международное воздушное право: учебное пособие / В.Д. Бордунов.  – М.: Научная книга. 2007. – 496 с.

22. Брагинский М.И. Договорное право / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский.  – М.: Статут. 2005. – 704 с.

23. Быков А.Г. Система хозяйственных договоров. – М.: Статут. 2006. – 145 с.

24. Гражданское право: Учебник Ч. 2. / под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. – М., Проспект. 2008. – 834 с.

25. Гражданское право: Учебник. Т. 2. / под ред. Суханова Е.А. – М., Волтерс Клувер. 2008. – 834 с.

26. Гражданское право: учебник / под ред. В.П. Мозолин. – М.: Статут. 2008. – 395 с.

27. Гражданское и торговое право капиталистических государств: учеб­ник / под ред. М.С. Шакарян. – М.: Норма, 2010. – 559 с.

28. Гражданское право: учебник / под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. –М.: Юристъ, 2002. – 462 с.

29. Гражданское право: учебник / под ред. С.П. Гришаева. – М.: ТЕИС,

1999. – 289 с.

30. Гражданское право: учебник / под ред. Т.И. Илларионовой,
Б.М. Гонгало, В.А. Плетнева. – М.: Статут, 1998. – 560 с.

31. Гражданское право: учебник / под ред. В.Б. Залесского. – М.: Юринформ, 1998. – 189 с.

32. Гражданское право России: учебник / под ред. О.Н. Садиков. – М.: Юристъ, 2004. – 361 с. 

33. Егиазаров В.А. Транспортное право / В.А. Егиазаров. – М., Юрайт. 2007. – 326 с.

34. Егиазаров В.А. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / В.А. Егиазаров.  – М., Контракт. 2006. – 268 с.

35. Иоффе О.С. Обязательственное право / О.С. Иоффе. – М.: Статут. 2005. – 724 с.

36. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. Садикова О.Н. – М.: Инфра-М. 2008. – 836 с.

37. Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / под ред. Иванова Г.Г. – М.: Юристъ. 2008. – 476 с.

38. Комментарий к уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / под ред. Вайпана В.А. – М.:Юстицинформ. 2007. – 216 с.

39. Коммерческое право: Учебник / под ред. Попондопуло В.Ф – СПб., Питер. 2006. – 632 с.

40. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред.. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. – М.: Статут. 2002. –   614 с.

41. Красавчиков О.А. Система отдельных видов обязательств. – М.: Норма, 2006. – 452 с.

42. Международное частное право / под ред. Ерпылева Н.Ю. – М.: Норма, 2004. – С. 102.

43. Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М.,Норма, 1997. – С. 295.

44. Новицкий И.Б. История советского гражданского права / И.Б. Новицкий. – М., Юрлитиздат. 1948. – 702 с.

45. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор / И.Б. Новицкий.  – М., Статут, 2004. – 376 с.

46. Победоносцев К.П. Курс гражданского права / К.П. Победоносцев.  – М., Статут. 2003. – 674 с.

47. Практика рассмотрения коммерческих споров: анализ и комментарии Постановлений Пленума и обзоров Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации / под ред. Новоселовой Л.А., Рожковой М.А. – М., Статут. 2008. – 532 с.

Информация о работе Виды транспортных обязательств и их содержание