Транспортные обязательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:01, курсовая работа

Описание

В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).
Целью данной курсовой работы является исследование транспортных обязательств.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по гражданскому праву на тему Транспортные обязательства горбунова.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)


40

 

Введение

   В отечественной гражданско-правовой доктрине укоренилось понятие "транспортные договоры", под которыми на самом деле понимаются гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности (как правило, с участием транспортных организаций). Этим понятием охватываются различные типы договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (фрахтование на время) транспортных средств, строительного подряда (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п. Ядром, центральным звеном системы всех так называемых транспортных договоров принято считать договор перевозки, под которым традиционно разумеется договор перевозки конкретного груза, сконструированный по модели реального договора, т.е. такой договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Что касается остальных так называемых транспортных договоров, то им обычно отводится вспомогательная роль, а их значение видится в обеспечении и обслуживании центрального договора перевозки груза, пассажира или багажа.

   Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке.

  В настоящее время государственное управление транспортом нацелена на решение следующих задач: защита интересов РК в области транспорта; осуществление межгосударственного и международного сотрудничества в области транспорта; разработка проектов законодательных и иных актов, стандартов, норм определяющих правовой и нормативных статус всех видов транспорта, независимо от форм собственности; разработка концепций и государственных программ развития всех видов транспорта, формирование и проведение инвестиционной, научно-технической и социальной политики; контроль за соблюдение прав потребителей транспортных услуг; разработка прогнозов и своевременное обеспечение потребностей государственных нужд республики и население в перевозках; координация работы и осуществления функции государственного регулирования деятельности транспортного комплекса РК.

  В современном обществе существуют несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров (воздушное или морское судно, железнодорожный состав), а также разной естественной средой их эксплуатации (например, речной и морской транспорт).

  Целью данной курсовой работы является исследование транспортных обязательств.

  Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие договора перевозки и источники правового регулирования; охарактеризовать ответственность по договору перевозки; раскрыть содержание договоров перевозки пассажиров, груза, транспортной экспедиции, буксировки, а так же сделать соответствующие выводы по теме.

  Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие на основании транспортных обязательств в российском гражданском праве.

   Предметом исследования выступают закрепленные в гражданском праве Российской Федерации договоры, связанные с перевозкой грузов, как способы регулирования отношений субъектов гражданского права; основания возникновения правовых обязательств и их влияние на статус участников договорных отношений, связанных с перевозками.

Исследованию транспортных обязательств посвятили свои работы следующие авторы: С.М. Грачев , Г.П. Савичев, М.И. Брагинский , В.В. Витрянский и многие другие. Из нормативно-правовых актов в написании курсовой работы имеет наибольшее значение Гражданский кодекс Российской Федерации. Для раскрытия темы и достижения поставленных задач важное значение имеет вопрос об используемых методах. В данной курсовой работе используется анализ, а также исторический, логический, сравнительный и системный методы.

  Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Развитие и совершенствование гражданского и транспортного законодательства в рассматриваемой сфере породило множество вопросов, разрешение которых представляет интерес как с точки зрения теории, так и практики. Несовершенство и несогласованность некоторых правил приводит к различному пониманию цивилистами правовой природы транспортных обязательств, их предмета и сущности. Исправить сложившееся положение возможно путем выработки таких норм, которые соответствовали бы экономической природе транспортных обязательств и отвечали бы требованиям единства правового регулирования процесса доставки грузов. Решение этой задачи определяет необходимость тщательного исследования и анализа правовой природы исследуемых договоров и лежащих в их основе экономических отношений.

 

           1.Транспортные обязательства и их правовое регулирование.

1.1. Понятие договора перевозки и источники правового регулирования.

    Транспорт - одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, является необходимым звеном процесса производства, которое, как известно, получает свое завершение в потреблении. Транспортировка делает продукт доступным для потребителя, но она же увеличивает его стоимость. Транспортировка товаров может осуществляться как собственными транспортными средствами изготовителя (поставщика) или потребителя (покупателя), так и специализированными транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями). В первом случае условия транспортировки составляют предмет договоров купли - продажи, а во втором - предмет транспортных договоров. В конечном счете, предметом всех транспортных договоров является перемещение грузов, пассажиров и багажа.[1]

  Процесс транспортировки опосредуется различными договорами, имеющими неодинаковое значение для доставки грузов, пассажиров и их багажа. В связи с этим не существует единого договора транспортировки, способного охватить все разнообразные отношения, складывающиеся в процессе транспортировки, либо подготавливающие или завершающие этот процесс.[2]

   В отличие от других глав ГК, содержащих достаточно полную регламентацию гражданско-правовых договоров, исключающих во многих случаях необходимость принятия по этим вопросам специальных законов, главы 40 ГК содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах, ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.[3]

    Основным транспортным договором является договор перевозки грузов, пассажиров и их багажа. Договор перевозки - это соглашение по которому перевозчик обязуется доставить груз либо пассажира в определённый пункт назначения, а пассажир либо отправитель груза обязуется за указанную услугу оплатить провозную плату. Перевозка означает перемещение кого-либо или чего-либо в пространстве с помощью транспортного средства

   Если речь идет о перевозке грузов, то с договором перевозки могут быть связаны: договор транспортной экспедиции, договор на эксплуатацию подъездных путей, договор об организации перевозок и др.

   Отношения, складывающиеся при перевозке грузов, пассажиров и их багажа, регулируются Гражданским Кодексом РФ и специальными нормативными актами, отражающих специфику различных видов транспорта.

Таким образом не всякое территориальное перемещение объектов или людей с помощью транспортных средств приводит к возникновению обязательства перевозки. Последнее характеризуется рядом особенностей. Оно должно быть товарным и строиться на эквивалентно-возмездных началах, необходимо учитывать способ перемещения, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными возчиками, специально созданными для оказания транспортных услуг всем и каждому. [4]

   Договор перевозки  оформляется товарно-транспотрной накладной, которая имеет следующие особенности:

- всегда оформляется в письменной форме;

-доказывает факт сдачи груза перевозчику

- является основанием для предъявления претензий и исков к транспортной организации со стороны грузоотправителя.

  Товарно-транспортная накладная  составляется  грузоотправителем. Плата за перевозку определяется по соответствующим тарифам автотранспортной организации либо иным способом. Плата указывается до сдачи груза к перевозке. В случае если провозная плата не внесена, то автотранспортная организация не принимает груз к отправки.

   Выдача груза осуществляется на складе получателя, либо в ином месте указанном грузополучателем. Получатель груза не в праве отказаться от груза за исключением случаев, когда качество груза в следствии его порчи, либо повреждении изменилось настолько, что это препятствует возможности полного, либо частичного использования груза.

     Гражданский кодекс определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с  ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

В настоящее время приняты и действуют три новых общих транспортных закона: а) Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г.[5] ; б) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.[6] в) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г.[7]

  С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.

 

                     

 

 

 

1.2. Ответственность по договору перевозки.

 

  В ст. 793 ГК предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Вместе с тем ответственность в обязательствах по перевозке имеет и значительную специфику, отличающую ее от обычной ответственности за нарушение обязательств.

   Предусматривается обязательный претензионный порядок урегулирования разногласий возникших при заключении и   исполнении договора перевозки. Претензии оформляются в письменной форме и предъявляются перевозчику до подачи в суд искового заявления. Так же предусмотрен сокращённый срок исковой давности 1 год.[8]

  Ответственность перевозчика носит безусловный характер т.е случаи освобождения перевозчика от ответственности регулируются соответствующими нормами законодательства.

    Установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, доказав свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя, к числу таких обстоятельств относятся: а) особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств; б) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке; в) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий или мер предосторожности для сохранения груза при перевозке или хранении; г) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму. При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

Информация о работе Транспортные обязательства