Вещные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:32, контрольная работа

Описание

Право собственности может быть рассмотрено в объективном и в субъективном смысле. В первом случае речь идет о юридическом институте - совокупности правовых норм, значительная часть которых, имея гражданско-правовую природу, входит в подотрасль вещного права.

Содержание

Введение
1. Право собственности
2. Право собственности граждан и юридических лиц
3. Право государственной и муниципальной собственности
4. Право общей собственности
5. Защита права собственности и иных вещных прав
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

самородова по ГК контрольная вещные права.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с п. 1 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности, если законом не установлен другой срок. При неисполнении этой обязанности такое имущество по решению суда подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность (п. 2 ст. 238 ГК РФ). Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в том же порядке (п. 3 ст. 238 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 213 и п. 2 ст. 1 ГК РФ количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Содержание права собственности граждан и юридических лиц. Граждане и юридические лица владеют, пользуются и распоряжаются своим имуществом по собственному усмотрению. Они могут совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ).

Таким образом, граждане и юридические лица (по общему правилу) имеют одинаковые по содержанию правомочия в отношении имущества, находящегося в их собственности. В равной степени они также несут бремя содержания своего имущества, а также риск его случайной гибели или случайного повреждения. Права граждан и юридических лиц как собственников должны защищаться равным образом (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Вместе с тем законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица. Как правило, такие особенности вытекают из естественного различия граждан и юридических лиц. Например, специальным основанием приобретения права собственности для граждан является переход имущества по наследству в соответствии с законом в случае смерти другого гражданина (п. 2 ст. 218, гл. 63 ГК РФ), поскольку юридическое лицо не может выступать наследником по закону. По действующему законодательству только граждане, являющиеся супругами или членами крестьянского (фермерского) хозяйства, могут приобретать имущество в общую совместную собственность (ст. 256, 257 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"[7]).

С другой стороны, только юридическое лицо может приобретать имущество в результате внесения вклада (взноса) участниками (учредителями, членами) в уставный (складочный) капитал или в имущество юридического лица (п. 3 ст. 213 ГК РФ), а также в результате реорганизации (п. 2 ст. 218 ГК РФ). Высшим Арбитражным Судом РФ было разъяснено, что с момента внесения имущества в уставный (складочный) капитал и государственной регистрации соответствующих юридических лиц учредители (участники) названных юридических лиц утрачивают право собственности на это имущество.

Особенности владения, пользования и распоряжения имуществом граждан и юридических лиц обусловлены, как правило, спецификой правового режима соответствующих вещей, являющихся объектами права собственности, либо характером деятельности гражданина или юридического лица (индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации), наличием у юридического лица общей или специальной правоспособности, предопределяющей общий или целевой режим использования его имущества.

  3. Право государственной и муниципальной собственности

Общие положения. В условиях рынка государственная и муниципальная собственность сохраняет достаточно важное значение. Особенно это касается государственного сектора экономики, в котором до сих пор остаются наиболее крупные компании (ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС", ОАО "РЖД" и т.д.), играющие важнейшую роль в создании национального богатства.

В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Это означает, что по общему правилу все положения о праве собственности, содержащиеся в разделе II ГК ("Право собственности и другие вещные права"), в равной степени касаются граждан, юридических лиц, а также субъектов государственной и муниципальной собственности.

В то же время в п. 2 ст. 124 ГК РФ установлено, что к публично-правовым образованиям должны применяться нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Имущество публично-правовых образований принадлежит не народу, проживающему на соответствующей территории, а самому государству (муниципальному образованию) как субъекту гражданского права.

Главной особенностью государственной и муниципальной собственности является ее публичный характер: она призвана служить обеспечению публично-правовых задач и функций государства и муниципальных образований. Наиболее наглядно это показано в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"[8] (ст. 26.11) и в Законе об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 50). В соответствии с этими законами в собственности субъектов РФ и муниципальных образований может находиться только то имущество, которое необходимо для осуществления их публичных полномочий.

Еще одной особенностью является наличие у публично-правовых образований полномочий устанавливать для себя и иных собственников общеобязательные правила поведения в виде издания нормативных правовых актов различного уровня. У государства это полномочие основано на суверенитете, в силу которого оно обладает на территории Российской Федерации всей полнотой государственной власти. У иных публично-правовых образований такое полномочие производно от суверенитета государства, на территории которого они находятся, и закрепляется за ними с санкции государства.

В соответствии с Конституцией РФ (п. "о" ст. 71) гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Поэтому издавать нормативные акты, затрагивающие непосредственно режим права собственности, может только Российская Федерация. В то же время ее субъекты в пределах своего ведения и муниципальные образования также вправе издавать нормативные акты по вопросам, входящим в их компетенцию, например по вопросам управления государственной (муниципальной) собственностью. Эти акты могут оказывать косвенное правовое воздействие и на содержание режима права собственности.

Другим отличием является наличие специальных оснований возникновения и прекращения права государственной и муниципальной собственности. Такими основаниями являются, например, реквизиция (ст. 242 ГК РФ), конфискация (ст. 243 ГК РФ), приватизация (ст. 217 ГК РФ), обращение имущества в доход государства (ст. 169, п. 2 ст. 179 ГК РФ).

В собственности публично-правовых образований может находиться более широкий круг объектов, чем в собственности частных лиц. В соответствии с п. 3 ст. 212 ГК РФ виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, определяются законом. Например, федеральной государственной собственностью являются лесной фонд и расположенные на землях обороны леса (ст. 19 Лесного кодекса). Участки лесного фонда могут предоставляться гражданам и юридическим лицам лишь в пользование (ст. 22 Лесного кодекса). Исключительно в федеральной собственности находятся водные объекты (ст. 34 Водного кодекса). Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. В государственной собственности Российской Федерации или ее субъектов находится животный мир (ст. 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О животном мире"[9]). В муниципальной или частной собственности могут находиться только изъятые в установленном порядке из естественной среды обитания объекты животного мира. В государственной собственности находятся недра (ст. 12 Закона о недрах). В Российской Федерации также закреплено приоритетное значение государственной собственности в отношении земли и других природных ресурсов. В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности. Субъектами государственной собственности являются государство (Российская Федерация в целом), а также государственные образования - субъекты РФ, к которым относятся республики, края, области, автономные округа, автономная область, а также города федерального значения. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта регулируются специальным федеральным конституционным законом (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации").

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения). Все муниципальные образования регистрируются в государственном реестре муниципальных образований.

Основы разграничения полномочий указанных субъектов в сфере управления принадлежащей им собственностью установлены в Конституции РФ. В частности, федеральная государственная собственность и управление ею находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. "д" ст. 71 Конституции РФ). В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также разграничения государственной собственности (пп. "в" и "г" ст. 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения ее субъекты обладают всей полнотой государственной власти; в частности, в их ведении - государственная собственность субъектов РФ и управление ею (ст. 73 Конституции РФ). Муниципальная собственность, а также владение, пользование и распоряжение ею находятся в ведении муниципальных образований (ч. 1 ст. 130, ст. 132 Конституции РФ).

4. Право общей собственности

Гражданское законодательство регулирует такое положение, когда имущество принадлежит на праве собственности не одному лицу, а двум или более лицам, независимо от того, кто является субъектом права собственности - гражданин, юридическое лицо, государство либо государственное или муниципальное образование. В данной ситуации на это имущество возникает право общей собственности. Оно может возникнуть в силу различных оснований: наследования, состояния в браке, образования крестьянского (фермерского) хозяйства, приватизации, совместной покупки вещи, совместной постройки дома, соединения и смешания вещей. Объектом права общей собственности является индивидуально-определенная вещь (например, жилой дом) или совокупность таких вещей (например, вещи, входящие в наследственную массу). Объектом права общей собственности может быть и предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

Для общей собственности характерна множественность субъектов права собственности, которые именуются участниками общей собственности, или сособственниками. Специальное правовое регулирование отношений общей собственности связано с тем, что необходимо согласовать воли участников общей собственности, обеспечить надлежащее состояние общего имущества и учет законных интересов не только окружающих их третьих лиц, но и остальных сособственников. Общая собственность характеризуется переплетением отношений сособственников ко всем третьим лицам, с одной стороны, и отношений между самими сособственниками - с другой. Первые по своей юридической природе являются абсолютными, а вторые - относительными правоотношениями.

В пункте 2 ст. 244 ГК РФ закрепляется два вида общей собственности: долевая и совместная. Общая собственность именуется долевой, когда каждому из ее участников принадлежит определенная доля. В общей совместной собственности доли ее участников заранее не определены, они фиксируются лишь при разделе совместной собственности или при выделе из нее.

Гражданское законодательство закрепляет положение, согласно которому каждому сособственнику принадлежит доля в праве собственности на все общее имущество. Данная норма подчеркивает, что право каждого сособственника не ограничивается какой-то конкретной частью общей вещи, а распространяется на всю вещь. Также сохраняется указание на то, что объектом этого права как права собственности является вещь. Поскольку права других сособственников распространяются на все имущество в целом и не ставится под сомнение характеристика общей собственности, она является многосубъектной. А поскольку право каждого сособственника выражается в определенной доле, долевая собственность выступает как особый вид общей собственности[10].

Для раскрытия содержания права собственности, принадлежащего участнику общей долевой собственности, некоторые авторы вводят понятия реальной и идеальной доли. Под реальной долей они понимают конкретную, физически обособленную часть общего имущества, которая якобы принадлежит каждому из сособственников, а с учетом того, что нескольким лицам принадлежит право собственности на один и тот же материальный предмет, конструкция идеальной доли сводит право на долю лишь к его стоимостному выражению. В данной трактовке обе конструкции не только не раскрывают сущности отношений общей собственности, а приводят к упразднению общей собственности как особого правового института.

Закрепленный законодателем подход к определению доли предполагает, что общая собственность на имущество является долевой, кроме случаев, когда законом предусмотрено образование на это имущество совместной собственности, т.е. закреплена презумпция, согласно которой общая собственность в случае ее возникновения всегда предполагается долевой. Поэтому образование общей совместной собственности допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, а переход с режима общей долевой на режим общей совместной собственности разрешается тогда, когда это предусмотрено законом. Данное положение необходимо для того, чтобы отношения между сособственниками отличались требуемой в гражданском обороте четкостью и определенностью, для распределения между сособственниками приносимых общим имуществом доходов и падающих на него расходов, а также для определения имущества, на которое может претендовать сособственник при разделе общей собственности или при выделе из нее.

Информация о работе Вещные права