Торговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание

Финансовые ресурсы, являясь индикатором экономики, позволяют выявить наиболее предпочтительные направления социально-экономического развития страны и ее регионов. Их формирование и направления использования оказывают влияние на пропорции распределения средств между отраслями и сферами экономики, на уровень оснащенности предприятий финансовыми ресурсами. Формируя направления использования финансовых ресурсов в соответствии с установленными приоритетами, изменяя их размеры, оставляемые в распоряжении субъектов хозяйствования, государство может воздействовать на развитие экономики. Соответственно, комплексное социально-экономическое развитие государства во многом зависит от методов формирования финансовых ресурсов и от оптимального выбора направлений их использования.

Работа состоит из  1 файл

сокращенный диплом.docx

— 194.77 Кб (Скачать документ)

Самарская область имеет  все возможности увеличить число  секторов экономики с высокой  и средней инвестиционной привлекательностью при реализации взвешенной государственной  инвестиционной стратегии.   На основе Стратегии социально-экономического развития области должны быть поочередно разработаны три среднесрочные программы по пятилетиям с обязательным финансовым обеспечением их реализации, четким механизмом мониторинга, а уже на их основе – целый ряд областных целевых программ различного уровня, масштаба и длительности по решению отдельных задач развития региона.         Одновременно с этим должны дорабатываться и корректироваться стратегии социально-экономического развития муниципальных образований Самарской области, составляться планы и программы действий по отдельным отраслям и проблемам развития.         Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что Самарская область занимает лидирующие позиции во многих сферах экономического развития РФ, что несомненно оказывает существенное влияние на формирование системы управления региональными финансовыми ресурсами и циркуляцию необходимых денежных потоков на территории вышеуказанного субъекта РФ.     

    1. Анализ финансовых ресурсов регионального бюджета Самарской области

Анализ формирования финансовых ресурсов представляет собой изучение взаимосвязей между финансовыми  потоками, циркулирующими на территории Самарской области.        Данные показатели, позволяют проводить глубокий и всесторонний анализ структуры финансовых ресурсов регионального бюджета, решение о перераспределении которых принимается региональными органами власти. Примером такого решения являются Законы Самарской  области «Об областном бюджете Самарской области на 2008, 2009, 2010 года» утвержденные  Самарской Губернской Думой  27.11.2008 года.  Исполнение текстовых статей Закона Самарской области  «Об областном бюджете на 2010 год». Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2008,2009 ,2010 года» установлено, что в 2010 году доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Самарской области и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям Самарской области культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, направляются на содержание и развитие материально-технической базы указанных бюджетных учреждений Самарской области сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов областного бюджета.         В таблице 2.2.1. отражена структура налоговых доходов Самарской области за период 2009-2010 гг.

Таблица 2.2.1.

Структура налоговых доходов  Самарской области за период 2008-2010 гг.

Наименование

2009

2010

2011

Структура, %

2009

2010

2011

Налог на прибыль

34 214 528

19 509 696

26 015 965

50,41

35,29

38,68

НДФЛ

19 888 207

18 664 516

19 540 437

29,3

33,77

29,05

Акцизы

3 786 204

5 101 673

9 710 090

5,58

9,23

14,44

Налог на имущество организаций

6 597 094

9 137 583

10 266 413

9,72

16,53

15,26

Транспортный налог

1 275 945

1 601 876

1 693 821

1,88

2,9

2,52

Налог на добычу полезных ископаемых

2 109 032

1 261 871

35 659

3,11

2,28

0,05

Итого

67 871 010

55 277 215

67 262 385

100

100

100


 

Формирование финансовых ресурсов Самарской области зависит  как от внутренних, так и от внешних  факторов, оказывающих огромное влияние  на экономическую, социальную и культурную стороны развития регионов и всей страны в целом. Помимо этих факторов, на формирование финансовых ресурсов Самарской области оказывают  влияние источники формирования финансовых ресурсов, как один из первых показателей финансовой активности и стабильности региональной политики проводимой, как в сфере финансов, так и в других сферах современной  жизни.

 

    1. Анализ финансов хозяйствующих субъектов региона

Финансовые ресурсы Самарской области включает в себя:    -   средства хозяйствующих субъектов области;      -   средства бюджетной системы;          -  средства региональных отделений внебюджетных фондов;    -   средства банковско-кредитной и страховой систем;    -   средства фондового рынка.       Большое влияние на формирование финансовых ресурсов региона оказывают амортизационные отчисления хозяйствующих субъектов, значительный объем которых обусловлен высокой стоимостью основных фондов (по стоимости основных фондов Самарская область занимает 6-е место в Российской Федерации и 1-е место в Приволжском федеральном округе).  Существенная часть финансовых ресурсов области формируется за счет средств внебюджетных социальных фондов.        Внебюджетный социальный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации России и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.          Внебюджетные социальные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели. С их помощью можно решить ряд задач:    -  оказание социальной помощи и услуг населению путем выплаты денежных пособий, единовременной помощи;       -    обеспечение восстановления и сохранения трудоспособности;  - оказание социальных услуг населению путем финансирования учреждений социальной инфраструктуры;       -   финансирование пенсионного обеспечения.      С помощью внебюджетных социальных фондов можно влиять на экономическое развитие регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий.          Увеличение объема финансовых ресурсов может быть достигнуто за счет повышения рентабельности деятельности организаций, увеличения суммы средств, привлекаемых из федерального бюджета и внебюджетных источников, улучшения налогового администрирования. [39]      Наличие крупных и развитие малых предприятий, рост их прибыли и постоянно увеличивающиеся финансовые потоки способствуют развитию банковских структур области, которые благодаря растущей ресурсной базе кредитных организаций региона начиная с 2000 года получают прибыль, превышающую финансовые результаты деятельности предыдущих периодов в среднем на 30%.            Появление новых участников финансового рынка и качественные изменения на рынке банковских услуг привели к появлению еще одного направления выгодного размещения кредитных ресурсов - ипотечному кредитованию, как наиболее перспективному направлению развития в последующие годы.          Фондовый рынок является важнейшим эмитентом цивилизованного финансового рынка. Наибольшее влияние на его развитие оказывают продолжающийся экономический рост области, выход на рынок капиталов негосударственных пенсионных фондов, высокие инвестиционные страновой и региональный рейтинги.          Работу инфраструктуры фондового рынка региона координирует Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе, контролируя деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 2008-2011 гг. оно занимало 6-е место в Российской Федерации по регистрации выпусков ценных бумаг, составляя 5,5% от общего количества зарегистрированных выпусков в стране. В общем объеме зарегистрированных выпусков ценных бумаг региональный фондовый рынок составляет в среднем 7,5% от общероссийского объема.     Несмотря на наличие в регионе крупных организаций с котирующимися на рынке ценными бумагами, вложения в ценные бумаги остаются не самым популярным инструментом сохранения сбережений, уступая в объемах другим видам инвестиций. В этой связи население может заинтересовать начавшаяся деятельность паевых инвестиционных фондов (ПИФ), в первую очередь ПИФов недвижимости, необходимость которых вызвана вводом в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, запретом прежних форм финансирования жилищного строительства за счет дольщиков.    Тенденция роста активов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) обусловлена повышением интереса населения и работодателей к альтернативным пенсионным накоплениям. Однако вследствие ориентированности НПФ на менее рискованные и «длинные» государственные ценные бумаги они не оказывают серьезного влияния на рынок ценных бумаг, и в перспективе не предполагается существенного наращивания их инвестиций в корпоративном сегменте фондового рынка.       Большое количество свободных финансовых средств у потенциальных инвесторов, сохраняющиеся высокие цены на нефть, благоприятная конъюнктура западных финансовых рынков, последовательное удорожание рубля, избыточная денежная ликвидность и хорошие макроэкономические показатели региона в сочетании с повышением регионального инвестиционного рейтинга крупнейшими рейтинговыми агентствами позволяют прогнозировать стабильную, динамичную и цивилизованную работу регионального рынка ценных бумаг.          Страхование как система защиты имущественных интересов государства, организаций и граждан является одним из основных участников финансовой системы региона и имеет большое значение для развития Самарской области в качестве перспективного сокращения расходов на ликвидацию непредвиденных рисков, а также мощного источника привлечения инвестиционных ресурсов страховщиков, и опосредованно – денежных средств населения.     Отраслевая структура прибыли, наибольшие доли которой приходятся на машиностроение и металлообработку, топливную промышленность, химию и нефтехимию, транспорт и связь, не соответствует отраслевой структуре экономики (наиболее рентабельными являются топливная промышленность, связь, транспорт, промышленность строительных материалов, химия и нефтехимия), что обусловлено различной рентабельностью отраслей.  [35]  Одной из проблем формирования источников финансовых ресурсов Самарской области является создание механизм максимального использования ресурсов бюджетной системы. Суть проблемы состоим в том что, сегодня значительная часть региональных бюджетов по объективным причинам исполняется не в денежной, а в ресурсной форме. При этом эффективно контролируются и координируются только денежные потоки. В результате ресурсная часть бюджетов исполняется неудовлетворительно, многие решения принимаются субъективно, что провоцирует завышение бюджетных расходов и потерю доходов. Это ведет к росту социальных проблем, усилению коррумпированности региональных и муниципальных чиновников, а также к разрушению межрегиональных экономических связей.    Следующая проблема заключается в   низкой инвестиционной активности в реальном секторе экономики. Одна из главных причин низкой инвестиционной активности в реальном секторе экономики - слабая окупаемость большинства инвестиционных проектов. Это обусловлено высокой ценой “живых денег”. Инвестиции исключительно в не денежной форме, не позволяют наладить полноценную производственную деятельность. Следствием становится ограничение инвестиционного процесса отраслями с высокой скоростью и степенью окупаемости, преимущественно обслуживающими сферу обращения. В производственной сфере инвестиции, как правило, ограничиваются лишь ресурсами, оплачиваемыми в не денежной форме.            Недостаточное стимулирование максимального использования собственных доходных источников. Сегодня в число основных статей расходов региональных и местных бюджетов входит финансирование жилищно-коммунальных услуг, а также оказание финансовой поддержки. В случае удачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства, построения совершенной системы межбюджетных отношений и реализации иных мероприятий, предусмотренных Правительством, можно было бы рассчитывать на существенное увеличение финансовых ресурсов региональных и местных органов власти.          Отсутствие стимулов для регионов и субъектов местного самоуправления к более полному использованию собственных доходных источников и достижению финансовой самодостаточности.      Это обусловлено ежегодным пересмотром объемов финансовой поддержки и коррекцией доходных источников соответствующих бюджетов в зависимости от результатов их функционирования в предыдущем году. Планировании “от достигнутого” ведет к максимальным потерям тех бюджетов, которые максимально увеличили свою доходную базу и снизили расходную потребность в предыдущем году. Наоборот, наименее успешная бюджетная политика ведет к получению максимальной финансовой поддержки и иных видов доходов.          Слабый контроль за расходованием средств высокодотационных территорий. Ряд субъектов Федерации получает финансовую поддержку федерального бюджета в размере более 60-70% их суммарных доходов. В этих условиях стимулы для максимального использования ими собственных доходных источников и развития собственной налоговой базы крайне незначительны. В результате на подобных территориях вводится большое количество льгот по региональным и местным налогам. Тем самым на территории России стихийно возникают свободные от региональных и местных налогов зоны (Республики Алтай, Ингушетия, Калмыкия, ряд ЗАТО и др.), в которых региональные и местные налоги заменяются разовым взносом в соответствующий внебюджетный фонд. Это подрывает налогооблагаемую базу других субъектов Российской Федерации.       В настоящее время социальные льготы существенно превышают возможности региональных и местных бюджетов. В то же время значительная их часть носит нелогичный характер. Например, продолжает действовать норма, в соответствии с которой государство гарантирует применение повышенных коэффициентов по заработной плате всем работникам, занятым на территории Севера и приравненных к нему районов, независимо от форм собственности. Средств для компенсации подобных расходов нет. В результате растет долг по заработной плате, например, перед шахтерами Воркуты. При этом чрезвычайно велика нагрузка на бюджет, связанная с предоставлением социальных льгот категориям населения, которые в подобных льготах не нуждаются. Например, детские пособия выдаются практически независимо от реальных доходов соответствующих семей.       Принимая во внимание всё вышеизложенное, можно совершенно открыто заявить, что источники формирования финансовых ресурсов Самарской области, имеют следующие проблемы:        - отсутствие механизмов, позволяющих в максимальной мере использовать все ресурсы бюджетов, включая недоимку по налогам и другим обязательным платежам, штрафы и пени;        -    низкая инвестиционная политика в реальном секторе экономики;  - недостаточное стимулирование максимального использования собственных доходных источников;        -    недостаточный уровень контроля за бюджетно-финансовой политикой высокодотационных субъектов Федерации и органов местного самоуправления; -    превышение суммы на социальные льготы, финансовых возможностей регионального бюджета.          Меры, предложенные по решению данных проблем, в конечном счёте и послужат рекомендациями  по повышению эффективности использования финансовых ресурсов Самарской области.       

 

 

 

 

 

 

3. Разработка рекомендаций  по повышению эффективности использования  финансовых ресурсов Самарской  области

3.1. Принципы совершенствования источников формирования финансовых ресурсов Самарской области

Критическое состояние сферы материального производства, в котором занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее на фоне все более обостряющейся проблемы невыплаты заработной платы. Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из всех уровней бюджетной системы не обеспечивают потребностей этих социально значимых областей.     Эти и многие другие проблемы, прежде всего, связаны с неудовлетворительным функционированием бюджетно-финансового механизма Российской Федерации. Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не только в нерациональном построении структуры распределения отдельных статей, но, прежде всего – в простой нехватке региональных финансовых средств, возникших в результате недоисполнения источников финансовых ресурсов Самарской области.  В целом доходная часть бюджета субъекта Российской Федерации определяется как сумма всех поступлений, вносимых из каждого источника финансирования. Данное обстоятельство требует использовать весь комплекс возможностей для совершенствования структуры расходной части бюджета и увеличения их доходов.          В ходе проведения анализа источников формирования финансовых ресурсов Самарской области, были  выявлены основные причины недоисполнения источников формирования финансовых ресурсов Самарского регионального бюджета.         Основные причины недоисполнения источников формирования финансовых ресурсов Самарского регионального бюджета:    - отсутствие механизмов, позволяющих в максимальной мере использовать все ресурсы бюджетов, включая недоимку по налогам и другим обязательным платежам, штрафы и пени;        -    низкая инвестиционная политика в реальном секторе экономики;  - недостаточное стимулирование максимального использования собственных доходных источников.        -    недостаточный уровень контроля за бюджетно-финансовой политикой высокодотационных субъектов Федерации и органов местного самоуправления; -    превышение суммы на социальные льготы, финансовых возможностей регионального бюджета.          К числу основных направлений деятельности по повышению эффективности использования средств региональных бюджетов могут быть отнесены:             1. Создание механизм максимального использования ресурсов бюджетной системы:           а) обеспечить взаимодействие в сфере реализации государственного и муниципального заказа, а также усиления производственной интеграции между регионами;             б) создать локальные платежные схемы в рамках крупных производственных корпораций и закрытых градообразований;    в) лимитировать траты клиентов, а также - определить перечень организаций, по которым возможно в данный момент совершать операции с увеличенным (уменьшенным) лимитом по отношению к стандартным;   г) использовать клиринговый счет для зачисления средств, которые могут быть использованы для оплаты налогов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;          д) ввести составление межрегиональных договоров на взаимную поставку товаров, работ, услуг.           2. Совмещение денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций:            а) создание сбытовой системы;        б) формирование чёткого представления о формах оплаты произведенной продукции;             в) отладка взаимодействия между предприятием, осуществляющим конечную сборку продукции и предприятиями-партнерами;     г) определение объемов и форм оплаты поставленного сырья, полуфабрикатов и комплектующих;        д) денежная составляющая инвестиций должна ограничиваться выплатой заработной платы и закупкой крайне ограниченного круга товаров, работ и услуг;             е) организация, предоставляющая денежную часть инвестиций (банк, инвестиционный фонд и пр.), должна иметь полный контроль за всем процессом производственной деятельности, выделяя средства напрямую предприятиям-партнерам в соответствии с договором с головной компанией. 3. Стимулирование максимального использования собственных доходных источников :            а) осуществлять финансирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) не через выделение средств из федерального бюджета, а через установление повышенной доли НДС (налога на прибыль), подоходного налога с физических лиц, которые подлежат зачислению в региональный бюджет в счет ФФПР;    4. Контроль за расходованием средств высокодотационных территорий (путём реализации комплекса мероприятий на основе более полного описания заложенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) процедур, либо принятия серии постановлений Правительства, суть мер состоит в следующем):            а) ввести статью 112.1, описывающую порядок выполнения положений ст. 112 в части передачи исполнения бюджета субъекта Федерации (либо местного бюджета) под контроль Министерства финансов (органа, исполняющего бюджет субъекта Федерации);       б) в статье 112.1, изложить права контролирующего органа по приостановлению и (или) ограничению расходования средств отдельных статей экономической классификации контролируемого бюджета до выполнения требований контролирующего органа;        в) включить в статью 134 БК РФ дополнительные условия предоставления финансовой поддержки, традиционно указываемые в Федеральных законах “О бюджете...”;        г) ввести в статью 138 дополнительное условие получения субъектом Федерации финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, состоящее в обязательном согласовании с Министерством финансов основных бюджетных параметров, согласии органов власти субъекта Федерации.          5. Сокращение расходов на социальные льготы :     а) принятие правительством постановлений о приоритетах в социальном обеспечении, в котором ничего не отменяется, но определяется, кто имеет право на социальное обеспечение в первоочередном порядке при отсутствии в бюджете средств;            б) формирование механизма, позволяющего погашать задолженность по выплате социальных платежей в формах, соответствующих структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.  [37]           Создание механизма максимального использования ресурсов бюджетной системы. Для этого, в настоящее время необходимо обеспечить взаимодействие в сфере реализации государственного и муниципального заказа, а также усиления производственной интеграции между регионами.    Для решения вышеуказанных проблем  необходимо:     - усовершенствовать механизм формирования и реализации государственного и муниципального заказа;        - создать унифицированный инструмент, позволяющий удовлетворять платежеспособный спрос, выраженный как в деньгах, так и в товарно-материальных ресурсах.          Система формирования государственного и муниципального заказа строится из различных элементов, связанных между собой единообразным программным обеспечением.          В общем виде она состоит из:        - планирования всеми государственными заказчиками платежеспособной (обеспеченной средствами бюджета) потребности в продукции (товарах, работах и услугах) на текущий финансовый год, состоящего из сбора информации от каждого подведомственного или подчиненного потребителя, финансируемого через заказчиков и составления сводной потребности;  - планирования обобщенной платежеспособной потребности в продукции (далее - сводный заказ) на текущий финансовый год на основании поступившей от каждого государственного заказчика информации. Все заказчики, являющиеся прямыми получателями бюджетных средств, определенные ведомственной структурой расходов бюджета, разрабатывают по установленной форме годовые, с поквартальной разбивкой, планы закупок продукции для государственных нужд на следующий финансовый год.   Кроме того, все заключаемые государственными заказчиками контракты должны:              -  регистрироваться в Реестре контрактов;       - следовать структуре проведения сводного экономического анализа с выделением групп однородной продукции и назначением головных заказчиков, ответственных за организацию конкурсной процедуры по размещению заказа на группу продукции;            - соблюдать размещения заказов на закупку продукции в течение финансового года с использованием конкурсной процедуры, при этом основным способом закупок признается открытый конкурс, а в особо оговоренных случаях могут применяться иные способы, такие как: закрытый конкурс, метод ценовых котировок, закупка у единственного источника;  - руководствоваться координацией процесса закупок и методологическими рекомендациями;        - собирать информацию о предложениях поставщиков продукции;  - устанавливать и поддерживать межрегиональные связи на принципах территориального разделения труда и обмена информацией о платежеспособной потребности;         - анализировать выполнения расходной части бюджета в финансовом году, определённым, экономической эффективностью деятельности всех заказчиков;             - соблюдать принципы разработки государственными заказчиками бюджетных заявок на следующий финансовый год на основе анализа исполнения бюджета предшествующего года;       - предоставлять разработки отчетной документации для органов государственной статистики и контрольно-ревизионным структур по проведенным торгам (конкурсам) и достигнутому экономическому эффекту за счет снижения закупочных цен по результатам торгов.     Таким образом, ключ к повышению инвестиционной активности лежит в совмещении денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций.  Ключевыми условиями привлечения инвестиционных ресурсов в любой форме являются: создание сбытовой системы, и четкое представление о формах оплаты произведенной продукции; отладка взаимодействия между предприятием, осуществляющим конечную сборку продукции и предприятиями-партнерами; определение объемов и форм оплаты поставленного сырья, полуфабрикатов и комплектующих.    Суть предлагаемого механизма инвестиционной деятельности состоит в том, что на основе существующей информации о рыночной конъюнктуре головная компания:           - размещает заказы на изготовление соответствующих видов продукции; - организует привлечение средств, необходимых для финансирования расходов по выплате заработной платы предприятий - партнеров;   - обеспечивает привлечение инвестиционных ресурсов предприятий -партнеров в товарно-материальной форме и предоставляет им соответствующие гарантии;             - организует сборку и реализацию конечной продукции, а также оплату привлеченных инвестиционных ресурсов в оговоренной форме.    Стимулирование регионов к более полному использованию собственных доходных источников и достижению финансовой самодостаточности целесообразно осуществить на основе применения некоторых срочных мер в рамках реформирования системы межбюджетных отношений.    С этой целью предлагается при единых для всех регионов ставках расщепления федеральных налогов, финансирование Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) осуществлять не через выделение средств из федерального бюджета, а через установление повышенной доли НДС, налога на прибыль и подоходного налога с физических лиц, которые подлежат зачислению в региональный бюджет в счет ФФПР. Указанные доли закрепляются на несколько лет и не подлежат пересмотру независимо от результатов хозяйственной деятельности, равно как и другие доходные источники соответствующих бюджетов. Таким образом, регион (орган местного самоуправления) получит максимальный стимул для развития собственной налоговой базы. Одновременно будут серьезно ограничены встречные финансовые потоки.      Срок, на который закрепляются соответствующие доходы, должен быть сравним со сроком губернаторских выборов (3-5 лет). Это позволит добиться максимальной заинтересованности соответствующих органов власти в максимальном развитии и использовании налогового потенциала.   Проблема контроля за бюджетно-финансовой политикой высокодотационных субъектов Федерации и органов местного самоуправления может быть решена за счет реализации комплекса мероприятий на основе более полного описания заложенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ)процедур, либо принятия серии постановлений Правительства.  Для совершенствования источников формирования финансовых ресурсов Самарской области необходимы: целенаправленные, хорошо планируемые и рационально продуманные меры. Только при наличии всех этих составляющих, вышепредложенные меры смогут считаться эффективными.

3.2. Оценка эффективности  мер по совершенствованию источников  финансовых ресурсов Самарской  области

 

Рекомендации по совершенствованию источников финансовых ресурсов Самарской области:           - создание механизмов максимального использования ресурсов бюджетной системы;           - совмещение денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций;            -    стимулирование максимального использования собственных доходных источников;            -     контроль за расходованием средств высокодотационных территорий; -     сокращение расходов на социальные льготы.     Создание механизм максимального использования ресурсов бюджетной системы, по нашему мнению должно быть достигнуто за счёт следующих мер: обеспечения взаимодействия в сфере реализации государственного и муниципального заказа, усиления производственной интеграции между регионами;  создания локальной платежной схемы в рамках крупных производственных корпораций и закрытых градообразований; лимитирования трат клиентов, а также - определения перечня организаций, по которым возможно в данный момент совершать операции с увеличенным (уменьшенным) лимитом по отношению к стандартным; использования клирингового счета для зачисления средств, которые могут быть использованы для оплаты налогов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет; введение  составления межрегиональных договоров на взаимную поставку товаров, работ, услуг.         Заключение межрегиональных договоров  на взаимную поставку товаров, работ, услуг расширит заказ органов власти на продукцию, производимую на их территории, в объеме, необходимом для удовлетворения межрегиональных бюджетных потребностей.  Создание локальных платежных схем в рамках крупных производственных корпораций и закрытых градообразований, обеспечит замкнутый цикл использования ресурсов от начисления заработной платы до покупки товаров и услуг в специализированных магазинах, связанных с предприятием производственными связями. Лимитирование трат клиентов, а также - определение перечня организаций, по которым возможно в данный момент совершать операции с увеличенным (уменьшенным) лимитом по отношению к стандартным, является решением кризисного периода, но его актуальность на сегодня трудно переоценить.       Совмещение денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций, предоставляется возможным осуществить за счёт: создания сбытовой системы; формирования чёткого представления о формах оплаты произведенной продукции;  отладки взаимодействий между предприятием, осуществляющим конечную сборку продукции и предприятиями-партнерами; определения объемов и форм оплаты поставленного сырья, полуфабрикатов и комплектующих;  денежной составляющей инвестиций, которая должна ограничиваться выплатой заработной платы и закупкой крайне ограниченного круга товаров, работ и услуг;  организации, предоставляющей денежную часть инвестиций (банк, инвестиционный фонд и пр.), которая должна иметь полный контроль за всем процессом производственной деятельности, выделяя средства напрямую предприятиям-партнерам в соответствии с договором с головной компанией.            Благодаря совмещению денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций удастся:           - обеспечить условия для притока отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики субъектов Федерации в денежной и товарно-материальной форме;         - использовать научно-технический и производственный потенциал предприятий отечественной промышленности для производства продукции, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке;  - снизить затраты бюджета по реализации социальных программ, связанных с реструктуризацией отечественной промышленности;   - осуществить поддержку отечественной науки и производства без расходов из бюджетной системы, одновременно решив вопросы трудоустройства бывших сотрудников оборонных предприятий, а также их социальные проблемы;           - сформировать реальную альтернативу такой своеобразной форме кредитования промышленности, как неплатежи.      Контроль за расходованием средств высокодотационных территорий  может быть достигнут путём реализации комплекса мероприятий на основе более полного описания заложенных в Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) процедур, либо принятия серии постановлений Правительства, суть мер состоит в следующем: ввести статью 112.1, описывающую порядок выполнения положений ст. 112 в части передачи исполнения бюджета субъекта Федерации (либо местного бюджета) под контроль Министерства финансов (органа, исполняющего бюджет субъекта Федерации); в статье 112.1, изложить права контролирующего органа по приостановлению и (или) ограничению расходования средств отдельных статей экономической классификации контролируемого бюджета до выполнения требований контролирующего органа; включить в статью 134 БК РФ дополнительные условия предоставления финансовой поддержки, традиционно указываемые в Федеральных законах “О бюджете...”; ввести в статью 138 дополнительное условие получения субъектом Федерации финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, состоящее в обязательном согласовании с Министерством финансов основных бюджетных параметров, согласии органов власти субъекта Федерации.  Сокращение расходов на социальные льготы, может быть достигнуто путём: принятия правительством постановлений о приоритетах в социальном обеспечении, в котором ничего не отменяется, но определяется, кто имеет право на социальное обеспечение в первоочередном порядке при отсутствии в бюджете средств;  формирования механизма, позволяющего погашать задолженность по выплате социальных платежей в формах, соответствующих структуре доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.          В результате реализации предложенных мер по сокращению расходов на социальные льготы, удастся существенно сократить обязательства бюджетов всех уровней, не обеспеченные финансированием.      Это в свою очередь позволит:        - снизить потребность в расходах региональных и местных бюджетов;  - изыскать дополнительные ресурсы для поддержки наиболее нуждающихся в поддержке групп населения;       - обеспечить адресность социальных льгот;      - предотвратить социальные взрывы.       Предлагаемый комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования средств региональных бюджета позволит увеличить их доходно-расходную часть не менее чем на 15-20 %, обеспечить прозрачность финансовой деятельности соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, создать условия для усиления межрегиональной интеграции и развития реального сектора экономики. 

Заключение

 

Современное состояние бюджетной  системы в Российской Федерации характеризуется исторически сложившимися межбюджетными отношениями и общим кризисным состоянием российской экономики. Все это оказывает влияние на финансы субъектов различных территорий, в том числе и на бюджет Самарской области.         Эффективная финансовая политика развития регионов является залогом успешного развития страны в целом. Так как современное состояние регионов России определяется общим состоянием экономики страны. Большинство своих функций государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы - финансовой политики. Успех финансовой политики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общей экономической ситуации в регионе.        На сегодняшний день формирование финансовых ресурсов на региональном уровне имеет не достаточно широкое освещение. Имеющиеся исследования посвящены эволюции межбюджетных отношений, то есть вопросам распределения финансовых ресурсов между центром и регионами. Тем самым недостаточно анализируются проблемы формирования финансовых ресурсов и возможности привлечения их в регион с помощью альтернативных методов и форм.          Указанные обстоятельства предопределили выбор темы дипломной работы, целью которой является методологическое обоснование финансовых ресурсов как базы укрепления и расширения социально-экономического развития региона, определение роли бюджета в системе управления финансовыми ресурсами, выявление структуры формирования доходной части бюджета Самарской области, и выработка предложений по разрешению проблем связанных с пополнением областного бюджета.     В данной работе  была показана взаимосвязь финансовых ресурсов с прочими экономическими категориями, проанализированы объем и структура финансовых ресурсов субъекта РФ.         Также  были исследованы теоретические аспекты финансов и финансовых ресурсов региона, направления их использования, состав и методы мобилизации, был выполнен анализ механизма использования инструментов управления финансовыми ресурсами на региональном уровне.  Вместе с тем были  подробно рассмотрены и изучены источники формирования финансовых ресурсов Самарской области.         Помимо этого в ходе работы были изучены: законы РФ и Самарской области, инструктивные материалы, нормативные акты и документы, данные годовой отчетности и проекты бюджета РФ и Самарской области, данные сводного финансового баланса и баланса финансовых ресурсов и затрат по Самаркой области, данные опубликованные в статистических сборниках и информационных справочниках.          В ходе анализа источников формирования финансовых ресурсов в Самарской области, были выявлены следующие проблемы:    - отсутствие механизмов, позволяющих в максимальной мере использовать все ресурсы бюджетов, включая недоимку по налогам и другим обязательным платежам, штрафы и пени;        -    низкая инвестиционная политика в реальном секторе экономики;  - недостаточное стимулирование максимального использования собственных доходных источников;        -    недостаточный уровень контроля за бюджетно-финансовой политикой высокодотационных субъектов Федерации и органов местного самоуправления; -    превышение суммы на социальные льготы, финансовых возможностей регионального бюджета.          Всё это ещё раз подтверждает актуальность данного исследования для Самарской области.           В ходе изучения альтернативных источников формирования доходной части бюджета, было рекомендовано осуществить следующие меры для решения проблем с недоисполнением источников формирования финансовых ресурсов Самарского регионального бюджета:       - создание механизмов максимального использования ресурсов бюджетной системы;           - совмещение денежных и товарно-материальных инструментов инвестиций;            -    стимулирование максимального использования собственных доходных источников;            -     контроль за расходованием средств высокодотационных территорий; -     сокращение расходов на социальные льготы.     В работе были предложены методы и пути по формированию источников финансовых ресурсов Самарского регионального бюджета, существенно расширяющих границы поступления финансов и основные направления их использования.            Реализация мер и рекомендаций, предложенных в данной дипломной работе, позволит:            -  снизить потребности в расходах региональных и местных бюджетов; -   предотвратить социальные взрывы;            - избежать споров при распределении ФФПР на 2012 г. и фондов поддержки муниципальных образований;                                        -  максимально стимулировать субъекты Федерации и органы местного самоуправления к мобилизации собственных доходных источников.                       - обеспечить условия для притока отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики субъектов Федерации в денежной и товарно-материальной форме;                        - снизить затраты бюджета по реализации социальных программ, связанных с реструктуризацией отечественной промышленности;                                          - обеспечить прозрачность финансовых операций и организации материальных потоков;                          -    повысить эффективность борьбы с коррупцией;     -   сократить недоимки по налогам и другим обязательным платежам;  -   расширить межрегиональне экономическое взаимодействие и укрепить единство экономического пространства Российской Федерации;    -  усилить взаимодействие регионов со странами СНГ;    - повысить эффективность расходования бюджетных ресурсов и существенно сэкономить бюджетные средства (до 20 %).     

Информация о работе Торговые операции