Торговые операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:26, курсовая работа

Описание

Финансовые ресурсы, являясь индикатором экономики, позволяют выявить наиболее предпочтительные направления социально-экономического развития страны и ее регионов. Их формирование и направления использования оказывают влияние на пропорции распределения средств между отраслями и сферами экономики, на уровень оснащенности предприятий финансовыми ресурсами. Формируя направления использования финансовых ресурсов в соответствии с установленными приоритетами, изменяя их размеры, оставляемые в распоряжении субъектов хозяйствования, государство может воздействовать на развитие экономики. Соответственно, комплексное социально-экономическое развитие государства во многом зависит от методов формирования финансовых ресурсов и от оптимального выбора направлений их использования.

Работа состоит из  1 файл

сокращенный диплом.docx

— 194.77 Кб (Скачать документ)

 

Введение

Финансовые ресурсы, являясь  индикатором экономики, позволяют  выявить наиболее предпочтительные направления социально-экономического развития страны и ее регионов. Их формирование и направления использования  оказывают влияние на пропорции  распределения средств между  отраслями и сферами экономики, на уровень оснащенности предприятий  финансовыми ресурсами. Формируя направления  использования финансовых ресурсов в соответствии с установленными приоритетами, изменяя их размеры, оставляемые  в распоряжении субъектов хозяйствования, государство может воздействовать на развитие экономики. Соответственно, комплексное социально-экономическое  развитие государства во многом зависит  от методов формирования финансовых ресурсов и от оптимального выбора направлений их использования.            В связи с этим особый интерес для понимания коренных процессов развития экономики Российской Федерации и разработки на этой основе вопросов повышения ее эффективности представляет изучение аспектов формирования финансовых ресурсов на уровне субъекта Федерации. Именно в рамках республик, краев и областей происходит создание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, собственно, экономическое и социальное развитие, которое в своей совокупности и определяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место в мировом разделении труда, а также степень ее политического авторитета в международных отношениях.

Финансовые ресурсы дают возможность согласовывать материально-вещественные и финансово-стоимостные процессы воспроизводства и обеспечивать его пропорциональность.        Проблемы формирования и использования финансовых ресурсов региона в экономической литературе разработаны недостаточно в силу того, что финансовые ресурсы как макроэкономическая категория стали исследоваться только в связи с переходом к хозрасчетным началам территорий и в дальнейшем — со становлением рыночных отношений.

Целью исследования дипломной работы является анализ формирования доходной части бюджета Самарской области и разработка предложений по увеличению доходной части бюджета.      Объектом исследования являются финансовые ресурсы, формирующие бюджет Самарской области.          Предметом исследования выступают экономические отношения в процессе формирования финансовых ресурсов бюджета Самарской области.  Для достижения цели поставлены следующие основные задачи работы: - раскрыть сущность региональных финансов и показать их отличие от финансовых ресурсов Самарской области;       - дать характеристику финансовых ресурсов региона;    - рассмотреть правовые основы формирования финансовых ресурсов регионального бюджета;          - изучить состав и структуру финансовых ресурсов региона;   - дать социально – экономическую характеристику Самарской области; - изучить анализ финансовых ресурсов регионального бюджета;   - проанализировать финансы хозяйствующих субъектов региона;  - разработать рекомендации по формированию доходной части бюджета; - дать оценку эффективности мер по пополнению доходной части бюджета Самарской области.       

 

  1. Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов на региональном уровне

 

    1. Понятие и виды финансовых ресурсов регионов

 

Региональные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.    В последние десятилетия в российской экономике наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. 

Через региональные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. С помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали от других районов страны. С этой целью разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. Региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).        Региональные финансы - это не только система экономических отношений. Они являются и совокупностью денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Основными источниками ее финансирования являются бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятий, организаций). В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов федерального значения. [30 c. 22] 

Одной из составляющих региональных финансов являются средства субъектов  хозяйствования. К таким средствам  относятся, во-первых, финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в региональной собственности. Во-вторых, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей. [30 c. 30]   На рисунке 1.1.1. приведена схема финансовых ресурсов региона

Региональные финансы



 


Заемные


средства

Собственные средства регионов


Государственные средства, переданные органам регионального самоуправления принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ



 

 

Рисунок 1.1.1. Схема финансовых ресурсов региона

Из рисунка 1.1.1. видно, что  финансовые ресурсы региона состоят  из:   - собственных средств региона;        - заемных средств;          - государственных средств, переданных органам регионального самоуправления принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ. Возможности решения приоритетных региональных проблем экономического роста и структурных преобразований, а также повышения уровня жизни населения во многом связаны с финансовыми ресурсами регионов. Их состояние определяется финансовым положением предприятий и организаций, расположенных на той или иной территории, и, в первую очередь, массой создаваемых первичных доходов - прибыли.    Величина как общих, так и бюджетных доходов и отчислений от прибыли зависит не только от качества работы предприятий, сфер и отраслей хозяйства, но и от отраслевой структуры последнего. Разницу массы доходов (прибыли) обусловливают различия и в масштабе производственного потенциала, и в эффективности хозяйствования, и в соотношении высоко- и малодоходных (прибыльных) отраслей. На величину прибыли в расчете на одного занятого влияет также производительность труда, а в расчете на одного жителя - демографическая структура территории.       Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но, однако, нужно отметить, что еще не сложилась универсальная модель системы управления региональными финансами.     От степени обеспеченности  финансовыми  ресурсами  территории  зависит выполнение  финансовых  гарантий  программ  по   развитию   здравоохранения, образования,  социального  обеспечения,   культуры,   а   также   расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.               Основным документом, в котором находятся правовые основы регламентирующие формирование финансовых ресурсов субъектов федерации,  являются:              - Конституция РФ;          - Бюджетный кодекс РФ;         - Налоговый кодекс РФ;         - законодательные акты;         - нормативные правовые акты РФ;        - законодательство самих субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их специальное бюджетное законодательство).  

    1. Характеристика финансовых ресурсов регионального бюджета

Важной стороной в характеристике бюджетно-правового статуса субъектов РФ выступает их равноправие. При всем своем разнообразии субъекты Федерации, согласно части 4 статьи 5 Конституции РФ, являются равноправными.          Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо норм Конституции РФ, являются БК РФ, иные законодательные и другие нормативные правовые акты РФ, а также законодательство самих субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их специальное бюджетное законодательство.   В статье 8 БК РФ перечислены бюджетные полномочия, входящие в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений, в статьях 55-57 комплексно определены виды доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, виды расходов этих бюджетов определены в статьях 85,86.     Из числа специальных нормативных актов субъектов РФ важная роль принадлежит принятым их представительными органами власти законам о бюджетном устройстве и бюджетном процессе или бюджетными кодексами.  Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность следующих прав.            1.  Законодательное регулирование бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ.       Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении них. 

2.  Определение, исходя  из законодательства РФ, бюджетных  прав муниципальных образований  (в составе соответствующих субъектов  РФ) в лице их органов местного  самоуправления.        3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти.         В пределах имеющихся средств они вправе увеличивать нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, органов милиции, охраны окружающей среды и другие цели.  Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение.     4.  Право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных.     5.  Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры.       

6.  Право на получение  закрепленных за бюджетом субъекта  Федерации налогов и других  доходных источников. Виды доходов  бюджетов субъектов РФ закреплены  в статьях 56-57 БК РФ, налоговом и другом федеральном законодательстве.           7.  Право распределения доходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе.        8.  Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, Фонд финансовой поддержки муниципальных образований.   9.  Право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов Федерации, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства. [5 c.20]

Принимая во внимание статью 81 БК РФ Резервные фонды:   1. В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления,  
запрещается создание резервных фондов законодательных (представительных) органов и депутатов законодательных (представительных) органов;    2. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.       4. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов;           5. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления;           6. Орган исполнительной власти, орган местного самоуправления ежеквартально информируют орган законодательной (представительной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда. [ 2 c. 69 ]       Основной формой пополнения регионального бюджета являются налоговые доходы:           - транспортный налог;          - налог на прибыль;          - НДФЛ. [ 4 c.12 ]       

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)— основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.        Соблюдение вышеперечисленной нормативно - правовой базы в области регулирования финансовых ресурсов регионов, позволит обеспечить стабильность развития экономики регионов, в частности, и государства в целом. Также повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение региона. 

Информация о работе Торговые операции