Шпаргалка по "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит 61 ответ на вопросы по дисциплине "История государства и права России"

Работа состоит из  1 файл

0932679_70A0A_shpory_po_istorii_suda.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

Состав Верховного суда СССР: пленум и 5 коллегий (уголовным, гражданским делам, военная, железнодорожная, воднотранспортная). Пленум включал председателя, его заместителей и всех членов Верховного суда СССР. На пленарном заседании обязательно приглашался прокурор СССР и нарком юстиции СССР. Верховный суд СССР был решен права давать заключения о соответствии тех или иных положениях конституции союзных республик, конституции СССР.

Конституция СССР 1936 года данные вопросы относила к  компетенции Верховного совета СССР и его президиума.

К специальным  судам относились: военные трибуналы, литейные суды железнодорожного транспорта, линейные суды водного транспорта. Члены избирались Верховным советом  СССР сроком на 5 лет. Народных заседателей  избирали краевые, областные советы или Верховные советы автономных республик, Верховный совет РФССР. К ведению специальных судов относились только уголовные дела.

 

42.Политические  процессы 30-х гг. («двойки», «тройки», органы НКВД). абсолютный контроль государства над всеми сферами общественной жизни и деятельности, от промышленности до искусства и спорта. Внесудебное преследование - органы НКВД были наделены правом внесудебного решения дел, создавались такие внесудебные органы, как «двойки» и «тройки». Грубо нарушался принцип презумпции невиновности. Усилились политические репрессивные меры, была установлена уголовная ответственность для семей репрессированных и т. д. создан внесудебный репрессивный орган - Особое совещание при НКВД СССР, отправлявшее «правосудие» по упрощенной процедуре. Устанавливается следующий порядок ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти. Следствие по этим делам заканчивается не более 10 дней. Обвинительное заключение вручить обвиняемым за 1 сутки до рассмотрения дела в суде. Дела слушать без участия сторон. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

 

  1. Особенности советского судоустройства в условиях ВОВ (1941 – 1945 гг.)

Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О военном  положении» и утвердил Положение  о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали, вступали в силу и исполнялись немедленно. В местностях, объявленных на военном положении, продолжали действовать территориальные суды и прокуратуры, Указом Президиума Верховного Совета СССР была установлена ответственность за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу населения в виде тюремного заключения от 2 до 5 лет. Слухи антисоветского содержания квалифицировались как контрреволюционная агитация. Указом от 19.04.1943 года для фашистских преступников и их пособников-предателей родины - была введена смертная казнь через повешение для шпионов и изменников,  15-20 лет каторжных работ - для пособников . В 1943 году были проведены первые процессы. Проведение было возложено на военно-полевые суды  в составе председателя военного трибунала дивизии, начальника особого отдела и заместителя командира дивизии. Приговор приводился в исполнение немедленно, тела повешенных должны были оставаться висеть еще несколько дней. Это объяснялось чрезвычайными условиями войны. Была установлена уголовная ответственность за уклонение от трудовых и иных повинностей, усилена ответственность за спекуляцию, за разглашение государственной тайны.  Перед судебными органами была поставлена задача вести активную борьбу с дезорганизаторами фронта и тыла, принимать решительные меры против нарушителей государственной дисциплины, против халатности и расточительства. За неподчинение приказам военных властей нарушители подлежали ответственности по законам военного времени.  приняты Указы: «Об обязательных сверхурочных работах», «О мобилизации трудоспособного населения для работы на производстве и строительстве», «Об ответственности за невыполнение колхозниками повышенного обязательного минимума трудодней».

 

44 Система военной юстиции. Военные трибуналы Указы Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении в районах военных действий». Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельных бригадах), а так же на железных дорогах, морских и речных бассейнах. Созданы военные прокуратуры. В качестве надзорной инстанции над трибуналами действовала военная коллегия, а так же военно-железнодорожная и военная водно-транспортная коллегии Верховного Суда СССР. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда СССР. Военная коллегия ВС СССР действовала как суд 1 инстанции по наиболее важным УД, как кассационная инстанция для военных трибуналов когда выностиля смертный приговор, надзорная инстанция, кроме трибуналов Ж\д и ВТ

Дела рассматривались  в течение 24 часов после вручения обвинительного заключения. Приговоры  обжалованию не подлежали и могли  быть изменены или отменены только в порядке надзора. О каждом приговоре  к высшей мере немедленно по телеграфу сообщалось председателю военной коллегии ВС СССР и главному военному прокурору армии и флота. Военным советам и командующим округами, армиями, флотами, флотилиями предоставлялось право приостанавливать приговоры военных трибуналов к высшей мере наказания с одновременным сообщением по телеграфу своего мнения для дальнейшего направления дела председателю военной коллегии и ГВП. Остальные приговоры вступали в законную силу с момента вынесения и немедленно приводились в исполнение.

 

45.Упразднение внесудебных органов репрессий. Ликвидация военных трибуналов. Деятельность судебных органов в условиях мирного времени.

Наиболее существенные изменения в судебной системе  СССР в послевоенный период сводились  к упразднению в 1953 году военных  трибуналов и прокуратуры в войсках МВД СССР, органов внесудебной репрессии, отмене упрощенного порядка рассмотрения дел о государственных преступлениях. 24 мая 1955 года было принято положение о прокурорском надзоре в СССР, согласно которому прокуратура осуществляла контроль над органами предварительного следствия и органами госбезопасности. 12 февраля 1957 года были упразднены транспортные суды и транспортные прокуратуры. В феврале 1957 года было принято новое положение о Верховном суде СССР. Указом от 1947 года отменена смертная казнь в мирное время, а с 1950 года внесены изменения в отношении изменников, шпионов, подрывникам-диверсантам. Указ «Об усилении охраны личной собственности граждан» Устанавливал уголовную ответственность за недонесение о преступлении.

Указ  Об уголовной  ответственности за хищение государственного и общественного имущества»  Указ «Об ответственности за разглашение  государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную  тайну» Указ от 04.01.1949 года «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование». Указ от 07.04.1948 года «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона».

 

46.Реформирование  судебной системы в конце 50-х  – 60-х гг.

В мае 1956 года было ликвидировано Министерство юстиции  СССР. Функции руководства судебных органов были возложены на министерства юстиции союзных республик, частично были отданы Юридической комиссии при Совете Министров СССР. областные суды стали выступать в трех качествах: как суды первой инстанции, как кассационные органы и органы руководства районными, городскими судами.

Высшим судебным органом СССР оставался Верховный  суд СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов  СССР. 12 февраля 1957 года было принято положение о Верховном суде СССР, которое значительно расширяло права судебных органов союзных республик. Срок полномочий народных судов был увеличен с трех до пяти лет, народные заседатели избирались сроком на два года. Количество судей и заседателей для каждого народного суда устанавливалось исполкомом соответствующего Совета.

задача - охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан и всего  социалистического правопорядка от преступных посягательств.

Закон, смягчающий наказание имел обратную силу, отягчающий наказание- не имел. Отменены репрессии к лицам, признанным социально опасными. Установлена уголовная ответственность с 16 лет ( ранее с 14 лет). За тяжкие с 14 лет.

Исключается как  мера объявление врагом трудящихся, удаление из СССР на определенный срок или навсегда, поражение политических и избирательных прав по суду. Смягчение уголовного закона за незначительные преступления, переход к административным мерам воздействия. Усиление ответственности за тяжкие преступления против государства, личности, рецидива. Расстрел допускается за измену, шпионаж, диверсию, теракт, бандитизм, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Максимальный срок снижен с 25 лет до 15 лет.

Предусмотрен  порядок освобождения от уголовной  ответственности.

В 1961 кодифицированы и утверждены Основы гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства Союза СССР и союзных республик.

ГК  и ГПК  РСФСР были приняты 11.06.1964 года. В 1959 принят Закон « О бюджетных правах Союза ССР и СР». «О браке и семье». «Основы земельного законодательства».

 

49.Изменение  судебной системы Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, 1957 г. и Закона о Судоустройстве 1960 г.

После внесения в 1957 г. изменений в Конституцию  СССР Верховный Совет СССР принял 25 декабря 1958 г. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, что послужило базой для принятия соответствующих законов в союзных республиках. Закон о судоустройстве РСФСР, принят в 1960 г.,

 

51.Конституция  1977 г. и её влияние на судебную систему.

Принята Верховным  Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.

По Конституции СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.

СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в  результате свободного самоопределения  наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право  свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.

Основу экономической  системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Устанавливались также законодательные основы формирования органов прокуратуры СССР.

Конституция провозгласила  равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы  граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

 

  1. Верховный суд СССР: по Конституции 1977 г. и закону «О Верховном Суде СССР» 1979 г.

Избирался Верховным  Советом СССР сроком на 5 лет  и  не реже 1 раза за период полномочий представлял  отчет о своей деятельности. Определена деятельность по обобщению и изучению судебной практики, анализу судебной статистики и даче руководящих указаний судам по вопросам применения советского законодательства. В законе указывается, что разъяснения Пленума ВС СССР обязательны для судов.

 

54.Правовые  основы деятельности Прокуратуры.  Конституция СССР 1977 г. Закон «О  Прокуратуре СССР» 1979 г. Расширение сферы применения прокурорского надзора.

 

В соответствии с новой Конституцией СССР в ноябре 1979 г. Верховный Совет СССР принял законы о Верховном Суде СССР, о  Прокуратуре СССР, о государственном  арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. Принятые законы определяли правовой статус каждого из вышеперечисленных звеньев системы правоохранительных органов.

Верховный Суд  СССР - высший судебный орган государства, он осуществлял надзор за деятельностью  судов СССР, а также судов союзных  республик в установленных пределах.

Верховный Суд  СССР избирался Верховным Советом  СССР сроком на 5 лет. Всей своей деятельностью  он был призван обеспечить правильность применения законов, при осуществлении  правосудия на высший судебный орган  возлагалась обязанность изучать  и обобщать судебную практику, осуществлять анализ судебной статистики и давать руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства.

установлены конституционные  основы государственного арбитража  в СССР (ст. 163 Конституции СССР).

Основной задачей  органов государственного арбитража являлось разрешение в пределах их компетенции хозяйственных споров между предприятиями, организациями и учреждениями при заключении договоров и в связи с выполнением договорных обязательств. Арбитраж был призван обеспечивать правильное и единообразное соблюдение законодательства в области народного хозяйства. Правовые основы деятельности прокуратуры определялись Конституцией СССР и Законом о Прокуратуре СССР.

Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему прокуроры  осуществляли высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами.

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"