Шпаргалка по "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит 61 ответ на вопросы по дисциплине "История государства и права России"

Работа состоит из  1 файл

0932679_70A0A_shpory_po_istorii_suda.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

 

25.Итоги  судебной реформы 1864 г. Изменения  в судебной системе в результате  контрреформ 70-х – 80-х гг.

20 ноября 1864 года  Александром II были утверждены  четыре законодательных акта, а  именно: учреждение судебных установлений, уставы гражданского судопроизводства, устав уголовного судопроизводства, а также устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В результате были провозглашены и реализованы следующие принципы судоустройства и судопроизводства: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех граждан перед судом, несменяемость судей, гласность, устность, состязательность процесса, презумпция невиновности. Таким образом, одним из результатов проведения судебной реформы 1864 года стало создание стройной системы судебных органов и вполне ясной и логичной системы инстанционного деления. Контрреформы", реакционные преобразования, проведённые в 80 — начале 90-х гг. 19 в. в России. Направлены на пересмотр буржуазного законодательства 60—70-х гг. введены "временные правила" о печати, установившие т. н. "карательную цензуру". Восстанавливались сословные принципы в начальной и средней школе, росло число церковно-приходских школ. В 1884 по новому уставу упразднена университетская автономия. Земская, городская, школьная, университетская реформы

 

26. Либерализация судебного процесса в конце 19 в.

1885 г- отменена публичная казнь, в 1886 г. расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов (раньше это делал только коронный суд). С1889 г. в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника. В1909 г. в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения, с 1910 г. время проведенное арестованными в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В1913 г. суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитация.

В годы войны процессуальное или судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.

Новым явлением стала административная юстиция  — прототип арбитража, появление  которой было обусловлено развитием  административно-хозяйственных отношений  и связей.

 

29. Становление советской судебной системы. Декреты о суде № 1, 2, 3.

Декретом о  суде №1  создавались две системы судов - общих и особых. Декрет предусматривал полную ликвидацию всех органов буржуазной юстиции, включая и систему мировой юстиции. Новые суды должны руководствоваться не законами свергнутых правительств, а декретами СНК, революционной совестью и революционным правосознанием. Декрет упразднял все судебные установления: окружные суды, судебные палаты, Правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные,  морские и коммерческие суды всех наименований, институты судебных следователей, прокурорского надзора и адвокатуры. Имело место стихийное возникновение революционных судов. Декрет устанавливал принцип сменяемости судей и заседателей.

Декрет определил, что все дореволюционные окружные суды, судебные палаты, правительствующий Сенат, военные и морские суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры упраздняются, а действие института мировых судей приостанавливается. Взамен прежних образовывались: местные - для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; и революционные трибуналы.

Местный суд  был выборным органом, построенным  на демократических началах привлечения трудящихся к осуществлению правосудия при полном равенстве мужчин и женщин. Декрет отменил апелляционную форму обжалования приговоров и решений и учредил их кассационную проверку. Жалобы на приговоры и решения местных судов должны были рассматривать уездные, а в столицах - столичные съезды местных судей. Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:  
• избираемость судей и членов следственных комиссий Советами, широкое участие в работе судов и следственных комиссий народных представителей; • гласность и публичность судопроизводства; публичность распространялась и на деятельность следственных комиссий, важнейшие решения которых принимались в открытых заседаниях; • полное равноправие сторон в судебном процессе, достигавшееся отменой особых прав, которые имела раньше обвинение (прокуратура) в процессе дознания, следствия и суда; общественным обвинителем и общественным защитником мог быть каждый из присутствующих на суде неопороченных граждан; • допущение защиты со стадии предварительного следствия; • коллегиальность в решении вопросов предварительного следствия и судебного процесса; • в виде наказаний суды могли применять: денежный штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу и т. п.

Декрет  №2о суде создались окружные суды, а в качестве кассационной инстанции - областные суды, установлено, что  делопроизводство должно вестись на национальных языках. Округ охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе 3-х лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а так жен образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.

Окружные суды избирались Советами.  Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы - местные народные суды и окружные суды Эта двойственность в организации советской судебной системы была устранена Декретом № 3 о суде, принятым 20 июля 1918 г.

Декрет №3 о судах  поднял авторитет и роль местного суда, передав в его ведение все гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и все уголовные, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Получил право применять наказание до 5 лет. В качестве кассационной инстанции предполагалось создать временный кассационный суд в г.Москве, на который так же возлагался надзор за решениями и приговорами местных судов.

Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе: народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.); народного судьи и двух народных заседателей; народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях). Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии.

 

30. Местные (общие) суды (разрешали дела по первой инстанции);

Состав местных  судов: 1) профессиональный судья; 2 народных заседателя.

Следствие по делу осуществлялось судьёй единолично, по большинству дел приговор был  окончательным, обжалованию не подлежал. Кассационной инстанцией для местных судов был уездый съезд местных судей. Для крупных городов- городской съезд судей. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке

Введен единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские  дела, за исключением контрреволюционных и особо опасных дел. Вторая инстанция- Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа (губерния).

Народные судьи  избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заседатели утверждались исполкомами Советов по спискам, составленным рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. В подборе судебных кадров строго проводился принцип, по которому судьями могли быть только трудящиеся.

Защиту, представительство  сторон в гражданском процессе и  обвинение осуществляли специальные коллегии, которые создавались при местных Советах. Члены коллегии избирались Советами и считались должностными лицами, получали зарплату.

 

31.Революционные  трибуналы. 4 мая 1918 года принят декрет о революционных трибуналах. Рассматривали уголовн дела (о мародерстве, саботаже, шпионаже, погромах, взяточничестве, подлогах, неправомерном использовании документов, хулиганстве)

При трибунале  учреждалась центральная коллегия обвинителей в составе 3-х человек  избирал ВЦИК. Коллегия принимала участие в работе следственной комиссии, поддерживали публичные дела по всем категориям дел.

Первоначально приговоры революционных трибуналов не подлежали обжалованию, однако в  случае нарушения установленных  форм судопроизводства или обнаружения признаков явной несправедливости приговора Наркомат юстиции имел право обратиться во ВЦИК с предложением назначить вторичное рассмотрение дела. Смертная казнь была отменена в 1917 г. А в 1918 г. был принят декрет о восстановлении смертной казни. С этого момента по приговорам революционных трибуналов применялся расстрел  (адмирал Щастный).

Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах (по 1 на каждую губернию), а  также в городах; на крупных узловых  станциях и в промышленных центрах

 они состояли  из председателя и 2 членов, которые избирались местными Советами или исполкомами из числа ответственных политических работников. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры революционных трибуналов был учрежден кассационный трибунал при ВЦИК (в составе председателя, 2 членов и члена-докладчика, назначавшихся ВЦИК).

Для рассмотрения дел исключительной важности учрежден Революционный трибунал при ВЦИК, избиравшийся в составе председателя + 6 членов. Избирал ВЦИК сроком на три месяца. Рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры всех революционных трибуналов. Кассационному отделу было предоставлено право передачи соответствующего дела на новое рассмотрение в том же революционном трибунале, но с другим составом суда или направление его на разбирательство в другой революционный трибунал.

Он не изменял  приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог лишь Президиум ВЦИК по ходатайству Кассационного отдела.

В случае если обнаруживалось не соответствие меры наказания тяжести  содеянного кассационный отдел имел право обращаться в президиум  ВЦИК с предложением об изменении  наказания или прекращении дела без направления на повторное  рассмотрение.

Трибуналы: общие(территориальные) по делам о контрреволюции и особо  тяжким преступлениям, военно-революционные (при реввоенсоветов армий и фронтов), военно-железнодорожные (преступления работников Ж/д, нарушение работы транспорта).

 

32.Судебно-правовая реформа 1922 – 1924 гг. – принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению.

Сессия ВЦИК приняла "Положение о прокурорском надзоре", - ленинские принципы орг-ции и деятельности сов. Прокуратуры -гос. надзор за законностью действий всех органов власти, учреждений, орг-ций и частных лиц; возбуждение уг преследования виновных; опротестование незаконных постановлений; наблюдение за деятельностью органов дознания; поддержание обвинения на суде.

Органы прокуратуры  в соответствии с положением не подчинялись  местным советским органам, т.о. учреждениям  прокуратуры нарушался один из главных принципов построения советского государственного механизма – полновластия советов. "Положение о судоустройстве" - определяло задачи суда, его организационную структуру и осн. принципы деятельности. Положение введено на всей территории – единая судебная система: нар. суд, губернский, Верх. суд и его коллегии. Нар суд действовал в составе 1 пост нар судьи + 2-х нар заседателей. стаж ответственной политической работы в течении 2-х лет или 3-в юстиции. Нар суд являлся основным звеном судебной системы и рассматривал основную часть уголовных и гражданских дел. Губернский суд являлся кассационной инстанцией, наделялся функцией надзора за народными судами. В губернских судах разбирались дела ранее подсудные революционным трибуналам. Состав председатель, 2 заместителя председателя, 12 постоянных членов и народных заседателей. Председатель и заместители опыт работы в должности народного судьи не менее 3 лет, члены не менее 2 лет.

Верховный суд  РФССР являлся высшей судебной инстанцией, осуществлял общее руководство, направлял деятельность судов, обобщал  судебную практику, осуществлял надзорные и кассационные функции, мог выступать в качестве суда первой инстанции в исключительных случаях. Верховный суд включал: президиум, пленум, 7 коллегий (уголовным, гражданским делам, две кассационные коллегии, военная, военно-транспортная, дисциплинарная). Состав избирал ВЦИК. специальные суды: военные трибуналы-затем военные суды, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии при совете труда обороны и губернских экономических совещаний.

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"