Шпаргалка по "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит 61 ответ на вопросы по дисциплине "История государства и права России"

Работа состоит из  1 файл

0932679_70A0A_shpory_po_istorii_suda.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

Преступления:

государственные (восстание против власти, посягательство на жизнь и здоровье царя, измена: лишение всех прав и смертная казнь),

 против религии (святотатство, совращение в нехристианскую веру, нарушение службы в церкви: лишение всех прав и каторга),

против  порядка управления (злоупотребление властью, разглашение служебных тайн, подделка документов, вынесение неправосудного приговора или решения, казнокрадство, причинение ущерба казне, подделка ценных бумаг и знаков, неповиновение власти),

против личности (выделялось квалифицированное увечья, истязания, побои, истязания, расстройства здоровья, убийство (родителей, родственников, начальника, господина и членов его семьи, мастера, священнослужителя: тюрьма, лишение всех прав и каторга );

имущественные (завладение чужим имуществом, уничтожение межевых знаков, разбой, грабеж, воровство, истребление или повреждение чужого имущества, поджег: каторга, исправительные работы, тюремное заключение);

против  семьи (незаконное вступление в брак, насильственный или обманный брак, многобрачие, прелюбодеяние: каторга, исправительные работы)

Принципы  судоустройства:

  1. осуществление правосудия только судом;
  2. независимость судов и судей;
  3. отделение судебной власти от обвинительной и от администрации;
  4. не сменяемость судей;
  5. бессословность суда (равенство всех перед судом);
  6. гласность судопроизводства;
  7. состязательность;
  8. самостоятельность судей;
  9. устность судопроизводства.

Началом практической реализации судебной реформы принято  считать учреждение окружных судов. Россия вступила в XIX в. абсолютной (самодержавной) монархией. Во главе пирамиды власти стоял император. Он издавал законы и следил за их исполнением, был верховным судьей, распоряжался финансами.

Однако нарастание элементов капиталистического развития, разложение феодально-крепостнического строя предопределили реформирование системы власти.

После вступления на престол Александра I (1801) началась подготовка реформ государственного управления. С этой целью создан "негласный комитет. Введены новые органы управления — министерства: иностранных дел, военных сухопутных сил, военных морских дел, финансов, коммерции, юстиции, внутренних дел, народного просвещения и др.

В подготовке реформ политической системы страны особое место занял проект М.М. Сперанского, предлагал ввести принцип разделения властей, предлагал некоторое ограничение самодержавия представительным органом — Государственной думой. На местах должны были создаваться окружные и губернские думы. Верхней палатой будущего российского парламента должен был стать Государственный совет.

Государственный совет был учрежден в 1810 г. и просуществовал до февральской революции 1917 г.

На деле, вместо реформ продолжалось укрепление крепостничества  и самодержавия.

 

  1. Предпосылки судебной реформы 1864 г.

 

Систему усовершенствования судебной системы предложил М.М. Сперанский в 1803 году во «Введении к Уложению государственных законов». Он предложил отделение судебной власти, разграничении исков и стадий судопроизводства, подготовку кадров для судебной системы, упрощение формы судопроизводства

«Основные положения преобразования судебной части в России» в 1862 году состоящие из 3 частей: судоустройство, гражданское, уголовное судопроизводство. В них зафиксированы основные институты: отделение суда от администрации, выборный мировой всесословный суд, присяжные заседатели в окружном суде, адвокатура, принцип состязательности в процессе, прокуратура становилась стороной в процессе.

 

19 Мировой суд по Судебному уставу  1864 г.  Съезд мировых судей как апелляционная инстанция.

 

Мировые суды создавались с целью разгрузить общие суды от малозначительных дел. Судьи избирались органами местного самоуправления (земскими собраниями, городскими думами) и утверждались Сенатом. Судьи избираются из местн жителей 25 лет образование соответствующие испытания избирают на три года выборы судей на уездных земских собраниях  могли только преподавать. Им должны доверять и уважать. Мировые судьи состоят по уездам и по городам а уезд с городами составлял мировой округ. Мировой округ разделялся на мировые участки . участковый мировой судья

Съезды собираются для окончательного решения дел. Власть судебная принадлежит мировым судьям и съездам мировых судей. Окружным судами и судебным палатам и правительствующему сенату в кач верх кассационного суда.  Участковый мировой судья отказавшийся от следующего ему по этой должности содержания получает название почетного сохраняя право заведывания участком Общие судебные установления были представлены окружными судами, судебными палатами и Правительствующим сенатом.

Мировые суды создавались в уездах и предназначались для рассмотрения малозначительных уголовных и гражданских дел.

Рассмотрению  мировых судей подлежали мелкие уголовные и гражданские дела. В отношении последних мировые  судьи разрешали иски, не превышающие  стоимости в 500 рублей. Что же касается размеров наказания за уголовные преступления, налагаемых мировыми судьями, то они ограничивались денежным штрафом не более 300 рублей, арестом до трёх месяцев и тюремным заключением до одного года (ст. 66 Общих учреждений судебных установлений).

К числу таких  особенностей мировых судебных установлений можно отнести и то, что мировые  судьи назначались по выборам, тогда  как другие чины судебного ведомства  должны были определяться от правительства. Избирались мировые судьи (участковые и почётные) на три года местными органами городского и земского самоуправления в лице уездных земских собраний и городских дум. Причём для занятия должности мирового судьи не требовались столь строгие условия в отношении юридического образования, как для членов общих судов.  Возрастной ценз составлял не менее 25 лет, а образовательный заключался в получении диплома об окончании высшего или среднего юридического учебного заведения или судебной практики в течение не менее трёх лет (ст. 19 Общих учреждений судебных установлений). Ещё одной отличительной чертой мировых судебных установлений являлось и то, что рассмотрение дел в камерах мировых судей производилось при упрощённом судопроизводстве и сокращённом делопроизводстве.

Собрание как  почётных, так и участковых мировых судей каждого мирового округа составляло высшую мировую инстанцию, именуемую съездом мировых судей. Председатель съезда выбирался из мировых судей. Съезды собирались в назначенные сроки на сессии для окончательного решения дел, подлежащих мировому разбирательству, а также для рассмотрения в кассационном порядке просьб и протестов об отмене окончательных решений мировых судей. Дело, поступившее на рассмотрение съезда, который являлся апелляционной инстанцией для мировых судей округа, могло быть обжаловано в кассационном порядке только в Сенате. При съездах мировых судей состояли секретари, а в случае надобности и их помощники, для исполнения же решений при съездах назначались особые судебные приставы

 

20.Специфика  организации мировой юстиции в России.

С целью сделать  низовое звено судебной системы  максимально доступным для широких  масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом  суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском  судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.  

 Таким образом,  мировой суд обеспечивал доступность,  простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт  не только по способу формирования  и характеру рассмотрения дел,  но и по степени приближенности к населению.

21.Система  общих судов 1864 г

окружные суды и судебные палаты. Окружным судам были подсудны для рассмотрения по первой инстанции все дела, неподсудные мировым судьям. Гражданские дела рассматривались в составе трех постоянных судей. Уголовные дела, в зависимости от характера дела, могли рассматриваться в двух составах: либо в составе трех судей, либо в составе судей окружного суда с участием присяжных заседателей (в этом составе рассматривались дела о тяжких преступлениях). Судьи окружных судов назначались царем по представлению министра юстиции.

В качестве второй инстанции для окружных судов  были учреждены судебные палаты. Они  состояли из департаментов по гражданским  и уголовным делам. Их председатели и члены также назначались царем по представлению министра юстиции. В округ судебной палаты входило несколько губерний. Палата являлась апелляционной инстанцией по пересмотру всех гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружном суде по первой инстанции без участия присяжных заседателей. Кроме того, судебные палаты рассматривали в качестве суда первой инстанции ряд дел о государственных и должностных преступлениях. В случаях рассмотрения дел по первой инстанции в судебном разбирательстве помимо «коронных судей» участвовали сословные представители.

Власть судебная принадлеж мировым судьям и съезду мировых судей. Окружным судам судебным палатам и правительствующему сенату – в кач верховного кассацион  суда для производства следствий  - судебные следователи. для определения  вины или невиновности  - присяжные заседатели

Мировым судам  подсудны – дела о менее важных преступлениях –выдают выговоры замечания ден взыскания арест  до 3 мес.

Окружному суду – дела против преступлениях и  проступках а ведомству судебной палаты – против приговоров окружного суда

 

22.Суд  присяжных по Судебным уставам  1864 г.

вопрос: "Виновен  ли подсудимый?") определила организацию  и порядок их работы. присяжным  заседателем могло стать лицо в возрасте от 25 до 70 лет, обладающее цензом оседлости (два года). Для  выборов присяжных составлялись общие списки, в которые включались: почетные мировые судьи, служащие (кроме профессиональных юристов), все выборные должностные лица, волостные и сельские судьи из крестьян, прочие лица, располагающие недвижимостью или доходом. Не могли включаться в списки священники, военные, учителя, прислуга и наемные рабочие. Общие списки служили основой для составления списков очередных и запасных заседателей на год. За три недели до судебного заседания председатель суда по жребию отбирал тридцать очередных и шесть запасных заседателей. В заседании оставалось двенадцать присяжных. Присяжные заседатели могли быть отведены как подсудимым (двенадцать присяжных), так и прокурором (шесть человек). Из числа не отведенных избирались двенадцать присяжных, из них - один старший.

После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным  правила о силе приведенных доказательств, "законы о свойствах рассматриваемого преступления" и предупреждал их против "всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого". Для судьи-профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные вопросы о факте преступления и вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможна лишь в случае, если суд единогласно признавал, что "решением присяжных осужден невиновный". В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что "приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным".

 

23.Адвокатура  по судебным уставам 1864 г. новый специальный институт - адвокатуры (присяжных поверенных). Наряду с присяжными поверенными в коллегиях при судах в процессе (по разрешению суда и по договоренности одной из сторон) могли участвовать частные поверенные. Руководящим органом коллегии адвокатов стал Совет присяжных поверенных. Для удостоверения деловых бумаг, оформления сделок и других актов учреждалась система нотариальных контор в губернских и уездных городах.

Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.

 

24.Прокуратура  по Судебным Уставам 1864 г. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой. главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах. В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат. Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа. Безусловно, прокуроры находились в гораздо большей зависимости от правительства и в силу их прямого подчинения министру юстиции, и потому, что на них не распространялся принцип несменяемости. Первое поколение работников прокуратуры немногим уступало своим коллегам-противникам – адвокатам и в соблюдении норм судебной этики, и в стремлении установить в деле истину, а не доказывать вину подсудимого во что бы то ни стало.

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"