Шпаргалка по "История государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:13, шпаргалка

Описание

Работа содержит 61 ответ на вопросы по дисциплине "История государства и права России"

Работа состоит из  1 файл

0932679_70A0A_shpory_po_istorii_suda.doc

— 318.00 Кб (Скачать документ)

Стороны процесса истец и ответчик. Определяется порядок оформления и выдачи судебных актов (протоколы, решения, отпускные грамоты), апелляционный пересмотр. Имущественные преступления: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Против личности: убийство, оскорбление действием или словом. Смертная казнь. Лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка).

В 1550 году был принят новый Судебник – Царский судебник-об ответственности наместников за причиненный ими вред, ограничении их прав. От суда наместников освобождались дворяне и служилые люди, регламентировалось положение кабальных людей. Появлением новой формы судопроизводства – розыска Главным способом выяснения истины была пытка. При состязательном процессе дело начиналось по жалобе истца, именовавшееся челобитной в устной форме. По получению челобитной судебный орган принимал меры к доставке ответчика в суд. Явка ответчика обеспечивалась поручителями. Если ответчик уклонялся от суда, то он проигрывал дело даже без разбирательства. Истцу выдавалась бессудная грамота. Неявка истца в суд влекла за собой прекращение дела. Изменилась система доказательств. Доказательством признавалось и “поле” – судебный поединок. Стороны облагались различными пошлинами. Так, по Судебнику нужно было платить судье-боярину 6% от цены иска, 4 копейки с рубля дьяку. Существовали специальные полевые пошлины.

 

8.Система  доказательств по Судебнику 1497 г. Все свидетели именовались послухами. В качестве доказательств допускались разного рода документы. Доказательством по-прежнему считалась присяга, признавалось также «поле» – судебный поединок. Собственное признание обвиняемого, свидетель доброй славы обвиняемого, очевидец (свидетель). Поединок («поле») остается доказательством при недостаточности других, проигравшие, уклонившиеся или сбежавшие признаются побежденными.

 

10. Соборное  Уложение   1649 Источниками при составлении Уложения были: «Правила святых Апостолов» и святых Отцов»; византийское законодательство; старые судебники и уставы прежних государей российских; Стоглав; боярские приговоры; Литовский статут 1588 г. Царь и Дума вместе с собором духовенства решили согласовать между собой и свести в один кодекс все источники действовавшего права и дополнить их новыми постановлениями. Уложение является первым из русских законов, напечатанных тотчас же по его утверждению. СУ 1649 г. является одним из важнейших правовых актов, принятых на совместном заседании Боярской думы, Освященного Собора и выборных от населения. Данный источник законодательства представляет собой свиток длиной 230 м, состоящей из 25 глав, или в 5 групп, соответствующих главным отраслям права: гл. 1–9 содержат государственное право; гл. 10–15 – устав судопроизводства и судоустройства; гл. 16–20 – вещное право; гл. 21–22 – уголовное Уложение; гл. 22–25 – добавочные статьи о стрельцах, о казаках, о корчмах. На первом месте - преступления против церкви. На втором- измена, посягательство на жизнь и здоровье царя. Воинские, имущественные, против личности. Соборное Уложение 1649 г. впервые определяет статус главы государства – самодержавного и наследного царя. Прикрепление крестьян к земле, посадская реформа, которая изменила положение «белых слобод», перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях, регламентация работы органов местного самоуправления, режим въезда и выезда – составили основу административно-полицейских преобразований. Соборное Уложение 1649 г. вводит такие понятия, как «воровство» и «вина. В системе преступлений выделялись следующие уголовно-правовые составы: преступления против церкви; государственные преступления; преступления против порядка управления; преступления против благочиния; должностные преступления; преступления против личности; имущественные преступления; преступления против нравственности; военные преступления.

 

11.Эволюция  судебного процесса в период преобразований Петра 1. Указ «О единонаследии» - вся земля по наследству могла отходить только старшему сыну, а при его отсутствии – одной из дочерей, цель  -  избежать дробления земельных владений, недвижимое имущество. Неотделенность судебной власти от административной; множественность судебных учреждений и отсутствие иерархической судебной системы; коллегиальный характер судебных учреждений; сословный характер судебных учреждений; надзор за судебными учреждениями со стороны фискалов и прокуроров; высшая судебная власть принадлежала монарху. В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». В крестьянстве выделились следующие группы: (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам); государственные (бывшие черносошные) крестьяне; дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти); церковные (находились в ведении специально учрежденной Коллегии экономии); частновладельческие. Изменяется статус духовенства (как и русской православной церкви в целом), православные священники фактически стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений. Городское население было разделено на 3 гильдии: - богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.); – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.); третья  – все остальное городское население. Сенат был органом, обладающим совещательными, исполнительными и судебными полномочиями, а постепенно даже получил некоторые возможности принимать решения, носящие характер закона и обязательные к исполнению Недвижимое имущество закладывать и продавать запрещалось. Только «по нужде» и с уплатой высокой пошлины.

 

12. Система судебных органов. Сенат. Юстиц коллегия. Надворные и нижние суды. Чтобы освободить государя от разбора судебных дел Петр 1 в 1711 году создал Сенат - высший коллегиальный гос орган, обладавший законодательно-распорядительными, судебными, надзорными, финансовыми и др функциями. Состав: 9 сенаторов назначались царем, президент. Возглавлял обер-прокурор. Образована Расправная палата, куда входили судьи расправных дел - переименована в Юстиц-коллегию. Расправная палата ежемесячно докладывала Сенату, который утверждал либо пересматривал приговоры. Подавать жалобы на решения Сената было запрещено под угрозой смерти.

Юстиц-коллегия - судебный и административный орган, которая приняла дела Поместного, сыскного, земского, судных приказов. Была апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам для губернских и надворных судов и руководила их деятельностью. Вотчинная коллегия- земельные споры и между дворянами. Синод- высший орган церковного управления с судебными полномочиями. Кража церковного имущества, богохульство, раскольничество, колдовство, бракоразводные, должностные преступления духовных лиц. Военная коллегия. Тайна канцелярия - непристойные выражения об особе государя и государевых деятелей, непочтение царской фамилии, самозванстве, несоблюдение молебнов в царские дни, об измене, казнокрадстве, взяточничестве чиновников. В 1719 году созданы нижние городские, провинциальные  и надворные суды. Нижние  рассматривали уголовные дела дворян и крестьян и гражданско-правовые споры между дворянами. Надворные суды имели коллегиальное устройство. Апелляционная инстанция для них- Юстиц-коллегия. Первостепенное значение приобрела Ближняя канцелярия, Консилия министров – совет глав важнейших ведомств при царе,в его компетенцию входили вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля, контроль за администрацией разных уровней. В целях надзора за деятельностью администрации при Сенате была учреждена должность обер-фискала, которому должны были быть подчинены провинциал-фискалы. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата, Петр 1 учредил при Сенате должность генерального ревизора, или надзирателя указов. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это был не постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, которое собиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. Коллегиальная система предусматривала систематическое разделение администрации на определенное количество ведомств, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. 12 коллегий: иностранная, военная, адмиралтейская, штатс-контор-коллегия (ведение всех госрасходов), ревизионная (контроль за доходами и расходами), коммерции, берг-коллегия (горное дело), мануфактур-коллегия (промышленность), камергерская (дворец), юстиции, вотчинная и камор-коллегия (налоги и сборы). Кроме того, на правах коллегий были главный магистрат, управлявший городским сословием, и Святейший правительствующий Синод. Судебные коллегии состояли из общего собрания и канцелярии. В коллегию входили назначенный царем президент, вице-президент, назначенный Сенатом, 4 советника и 4 асессора. Решения принимались большинством голосов. В канцелярию входили руководитель, нотариус (протоколист), регистратор, хранитель бумаг, переводчик, канцеляристы, копиисты. Каждое заседание сопровождалось протоколом, телесные наказания приводились в исполнение тут же. Мануфактур-коллегия рассматривала преступления, совершенные подчиненными ей членами цехов и фабричными рабочими. Камер-коллегии - против интересов казны. Коммерц-коллегии- споры с участием иностранных купцов, торговые и вексельные дела. Надворному суду подчинялись нижние суды, которые рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, тяжкие уголовные дела совершенные крестьянами. По гражданским и мелким уголовным делам крепостных крестьян судили помещики. Для городского населения судебными органами являлись магистраты и главный магистрат. Политические преступления рассматривались в Преображенском приказе или тайной канцелярией.

 

 

13.Реформирование  судебных органов в 1722 г. Итоги  судебных преобразований и их  непоследовательность.

Судебная реформа  также явилась составным элементом реформы центральных и местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации. попытка судебной реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу. Нижние суды были упразднены. Новые провинциальные суды состояли из воеводы и 1-2 асессоров. Высшей инстанцией для провинциальных судов выступали сохранившиеся надворные суды, кроме того им принадлежало исключительное право выносить приговор по делам о преступлениях за совершение которых предусматривалось смертная казнь или ссылка на каторгу.

Кроме гражданских  судов был создан военный суд  который состоял из 2 инстанций: Высший военный суд разбирал  дела высших воинских чинов, преступления целых  воинских частей, дела о государственных  преступлениях совершенных военнослужащим, являлся аппеляционной инстанцией по отношению к полковому военному суду. В каждом суде был аудитор который следил за правильным ведением процесса и за законностью судебных решений. Все дела рассмотренные в Высшем военном суде и принятые по данным делам решения вносились на утверждение в военную коллегию. Создание коллегиальных судебных органов.

 

14.Создание  сословной судебной системы. Губернские  и уездные суды. Совестный суд. Учреждены сословные суды для дворян, для городских жителей, гос крестьян. В каждом уезде для дворян создавался уездный суд: уездный судья+ 2 заседат кот избир дворянством на 2 года.

Аппеляционной и ревизионной инстанцией для  дворянских уездных судов являлся  верхний земский суд который  создавался один на губернию, состоял  из двух департаментов по уголовным и гражданским делам. В состав входили: 1 и 2 председатели – назначались монархом, 10 заседателей избирались дворянством на 3 года.

Городские суды. Низшей инстанцией для городских  жителей являлись городские магистраты. Его решение могло быть обжаловано в главный магистрат.

Суд над государственным  крестьянами в уезде по уголовным  и гражданским делам осуществляла нижняя расправа, решения которой  могли быть обжалованы в верхнюю  расправу в течении одной недели с внесением суммы 25 рублей. В  случае если приговор оставался без изменения данная сумма возврату не подлежала.

В каждой губернии учреждался совестный суд, который  разбирал гражданские дела в примирительном порядке, уголовные дела малолетних, умалишенных, дела о колдовстве и  другие аналогичные. В качестве аппеляционной и ревизионной инстанции были созданы 2 палаты уголовного и гражданского суда, подача жалобы 100 рублей.

За сенатом  сохранились функции высшего  судебного учреждения.

Совестный суд  должен был прежде всего стараться  мирить тяжущихся. Для управления учебными заведениями, богадельнями, сиротскими домами и другими благотворительными местами учрежден был приказ общественного призрения.

Со 2-ой половины 17 века усиливается роль следственного  процесса и наибольшее распространение  получает инквизиционною розыскная форма процесса. Устанавливала общие принципы розыскного процесса.Закреплялась система судебных органов, состав и порядок формирования суда.Давалось определение судебного процесса.Определялась система доказательств.Устанавливался порядок составления оглашения и обжалования приговора.Четко определялась подсудность, дела касающиеся военных рассматривались военным судом, граждан – гражданским судом.Процесс носил ярко выраженный розыскной характер.Ведущая роль в процессе у суда.Судебное представительство допускалось в строго ограниченных случаях и только по гражданским делам.Процесс делился на 3 стадии: 1-ая стадия начиналось оповещением о явки в суд заинтересованных лиц, выяснялись претензии истца и объяснения ответчиков которые давались в письменном виде; 2 стадия начиналась с анализа доказательств после исследования которых суд переходил к вынесению приговора. При отсутствии единогласия приговор выносился большинством голосов, при равенстве голосов председатель обладал правом решающего голоса. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами суда, президентом и аудитором. Секретарь в присутствии истца и ответчика оглашал приговор. 3 стадия на приговор нижнего суда можно было подавать жалобу в верхней суд.

В качестве доказательств  предусматривалось собственное признание которое считалось лучшим доказательством и для получения которого часто применялась пытка. Вещественные доказательства, свидетельские показания. При этом законодатель обозначил ряд лиц которые не могли выступать в качестве свидетеля: клятва преступники, лица отлученные от церкви, лица изгнанные из государства, лица обвиненные в воровстве, убийстве, прелюбодеянии, лица моложе 15 лет, лица враждебно относящиеся к одной из сторон, родственники или лица находящиеся в материальной зависимости от истца или ответчика, лица знающие о деле со слов от других лиц, иностранцы. Свидетеля мог допрашивать только судья, только в суде. Исключения составляли: знатные особы, жены дворян и немощные, они могли давать свидетельские показания дома.

 

  1. Судебная реформа 1864 г. Александра II — реформа судопроизводства,. Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей.

Суд присяжных выносил  вердикт о виновности или невиновности обвиняемого, а меру наказания определяли судья и два члена суда. Кроме того, судебные уставы вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей.

Председатели и члены  окружных судов и судебные следователи  должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи — Сенатом. После этого они по закону не могли быть уволены или даже временно отстранены от должности в административном порядке, а лишь в случае привлечения их к суду по обвинению в уголовном преступлении, и решение об устранении их от должности также выносил только суд.

Дознание по государственным преступлениям было официально поручено корпусу жандармов.

Были  созданы две системы судов — мировые и общие.

Мировые суды рассматривали  мелкие уголовные и гражданские  дела. Создавались мировые суды в  городах и уездах. Как правило, каждый уезд составлял мировой округ (всего было создано 108 округов), разделявшийся  на мировые участки. Участковые мировые судьи осуществляли правосудие единолично. Выбирались мировые судьи (участковые и почётные) уездными земскими собраниями (в столицах — городскими думами) и утверждались в должности 1-м департаментом Сената. Апелляционной инстанцией для участковых судей был съезд мировых судей, состоявший из всех мировых судей (в том числе и почётных мировых судей) округа. Надзор за органами мировой юстиции осуществляли министр юстиции, судебные палаты и кассационный департамент Сената.

Система общих  судов включала окружные суды и судебные палаты (одна на несколько судебных округов). Окружной суд рассматривал уголовные и гражданские дела, превышавшие подсудность мировых судей, однако из их ведения были изъяты дела о преступлениях по должности, совершенных лицами, имевшими чин выше титулярного советника.

Апелляционной инстанцией для окружного суда была судебная палата (апелляция по поводу приговора, вынесенного судом присяжных, не допускалась). Верховным и кассационным судом, а также высшим органом  судебного надзора являлся Сенат, где существовало два кассационных департамента — гражданский и уголовный, Сенат мог также рассматривать некоторые дела по первой инстанции.

При окружных судах  и судебных палатах состояли судебные следователи, судебные приставы, прокуратура; кроме того, при судебных палатах — совет присяжных поверенных. Судебные следователи проводили предварительное следствие под надзором прокуратуры и подчинялись окружному суду и судебной палате. Прокуратура состояла при общих судах и при Сенате (при окружном суде — прокурор окружного суда и несколько товарищей прокурора, при судебной палате — прокурор судебной палаты и его товарищи, при кассационных департаментах Сената — обер-прокурор и его товарищи). Высшее наблюдение за прокуратурой осуществлял генерал-прокурор (с 1802 им являлся министр юстиции).

Информация о работе Шпаргалка по "История государства и права России"