Гражданство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- исследование сущности института гражданства;
- формулирование определения понятия гражданства;
- определение содержания гражданства, его функций;
- рассмотрение основных видов гражданства;
- изучение принципов гражданства;
- конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
- исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
- анализ производства по делам о гражданстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института…………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и сущность гражданства …………………………………………...7
1.2 Юридическое содержание гражданства……………………………………14
1.3 Принципы гражданства ……………………………………………………..20
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……...26
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..26
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….37
3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства………………………………………….…44
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве…..44
3.2 Производство по делам о гражданстве……………………………………..49
Заключение…………………………………………………………………….....57
Список использованной литературы…………………………………………...61

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ КП.doc

— 323.00 Кб (Скачать документ)

В осуществлении полномочий по делам о гражданстве Президент  РФ издает указы. Также принимает  нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданства (Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ40), создает специальные органы, ведающие вопросами гражданства (Управление по вопросам гражданства Администрации Президента РФ41, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ42) и принимает положения об этих органах.

Президент РФ активно  участвует в регулировании вопросов гражданства и в иных формах. Ежегодно в своих посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ обращает внимание законодательного органа на состояние правовой защищенности личности, ориентирует парламент на разрешение важных и актуальных вопросов регулирования правового статуса физических лиц, неотъемлемым элементом которого является гражданство.

Наряду с полномочиями Президента РФ по делам о гражданстве  существенная роль в решении вопросов российского гражданства отведена государственным органам исполнительной власти, ведающим делами внутренних и  иностранных дел Российской Федерации. В силу однородности стоящих перед ними задач по реализации законодательства о гражданстве РФ, взаимоотношений и взаимосвязей, их совокупность образует систему органов исполнительной власти, ведающих делами о гражданстве.

Значимость органов, ведающих делами о гражданстве, обуславливается возможностью их участия в решении вопросов гражданства в качестве самостоятельной и предварительной (подготовительной) инстанции. В роли самостоятельной инстанции исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, выступают при решении вопросов гражданства в упрощенном порядке. В этом случае ими выполняется весь цикл необходимых для решения вопросов гражданства операций. При рассмотрении вопросов гражданства в общем порядке, исполнительные органы, ведающие делами о гражданстве, участвуют как предварительная (подготовительная) инстанция. Здесь в их задачи входит подготовка и направление Президенту РФ документов для рассмотрения вопросов гражданства, а также последующее исполнение принятых Президентом РФ решений.

Закон о гражданстве  называет основные две сферы деятельности федеральных органов исполнительной власти: внутренние и иностранные  дела.

Федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции, является Министерство внутренних дел РФ. К его полномочиям относится:

  1. определение наличия гражданства РФ у лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
  2. принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства РФ;
  3. осуществление проверки фактов и представленных для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документов и в случае необходимости запросов дополнительных сведений в соответствующих государственных органах;
  4. направление Президенту РФ для решения вопросов гражданства в общем порядке заявлений по вопросам гражданства РФ, представленных для их обоснования документов и иных материалов, а также заключений на данные заявления, документы и материалы;
  5. исполнение принятых Президентом РФ решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
  6. ведение учета лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами гражданства или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
  7. оформление гражданства РФ;
  8. осуществление отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации, в случае принятия ими решения.

Полномочия в сфере гражданства МВД России осуществляет с помощью структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов внутренних дел:

  1. министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации,
  2. главных управлений,
  3. управлений внутренних дел субъектов РФ,
  4. управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,
  5. иных входящих в его систему организаций и подразделений.

Федеральным органом  исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел и осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации является Министерство иностранных дел РФ. Данный орган выполняют аналогичные функции в вопросах гражданства по отношениям к лицам, проживающим за пределами Российской Федерации.

Решение вопросов гражданства, отнесенных к компетенции МИД  России, возложено на Департамент  консульской службы МИД России и  другие структурные органы МИД России, а также на дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации. В составе Департамента консульской службы действуют подразделения, деятельность которых непосредственно связана с решением вопросов гражданства – отдел по вопросам гражданства, отдел оформления паспортов, отдел легализации и истребования документов и другие подразделения.

Решение вопросов гражданства  отнесено также к компетенции  дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации.

На основании вышеизложенного  следует, что решение вопросов, касающихся реализации законодательства о гражданстве, возлагается на установленные Законом  о гражданстве РФ государственные органы. К ним относятся: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации. Структура данных органов в полной мере охватывает все возможные сферы правоотношений, в которые вступает человек как субъект права при решении вопросов гражданства, и направлена, прежде всего, на соблюдение прав и свобод индивида в этой области.

 

3.2 Производство по  делам о гражданстве

 

Закон о гражданстве  содержит как нормы материального  права, определяющие правила решения  вопросов о гражданстве по существу, так и административно-правовые нормы, регламентирующие производство по делам о гражданстве, к которым относятся:

  1. порядок оформления и подачи заявлений по вопросам гражданства;
  2. порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства;
  3. порядок и сроки принятия решений по вопросам гражданства;
  4. исполнение решений по вопросам гражданства;
  5. контроль за их исполнением.

В-первую очередь, оформление приобретения или прекращения российского  гражданства зависит от места  жительства заявителя:

  1. лицо, проживающее на территории РФ, подает заявление в территориальный орган Федеральной миграционной службы;
  2. лицо, проживающее за пределами РФ и не имеет места жительства на территории РФ, подает заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за ее пределами.

Соответствующие органы принимают заявления граждан  по вопросам гражданства в пределах своей компетенции, проверяют соответствие заявлений и представляемых вместе с ними документов требованиям и  условиям, предусмотренным Законом о гражданстве и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства, и составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке. После чего территориальные подразделения направляют свои заключения в Федеральную миграционную службу, а дипломатические представительства и консульские учреждения – в Министерство иностранных дел РФ. В свою очередь данные органы составляют заключения на заявление и направляют его вместе с необходимыми документами и материалами в Федеральную службу безопасности РФ, которая осуществляет проверку представленных документов, материалов, а также содержащихся в них сведений в отношении лиц, достигших возраста 14 лет, и дает соответствующее заключение.

В дальнейшем заявление  вместе с документами и материалами, включая заключения, направляется в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ для предварительного рассмотрения и подготовки предложений Президенту РФ

Срок рассмотрения заявлений  при этом не должен превысить двух месяцев в каждом из вышеуказанных органов.

Решения по вопросам гражданства  РФ должны приниматься по каждому  заявлению отдельно.

Полномочные органы в  своих заключениях указывают  основания:

  1. принятия в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ;
  2. отклонения заявления, разрешения выхода из гражданства РФ;
  3. отказа в выходе из гражданства РФ.

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона о гражданстве заявление по вопросам гражданства подлежит государственной  регистрации. При подаче заявления  об изменении гражданства (приеме, восстановлении, выходе) заявителю выдается справка о принятии заявления к рассмотрению, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Закона о гражданстве, на основании которой подано заявление.

В соответствии с п. 7 Положения  заявление должно быть составлено на русском языке. Все представляемые вместе с заявлением документы, выполненные  не на русском языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть удостоверена нотариальной записью.

Заявление и сопутствующие  ему материалы предъявляются  лично заявителям, за исключением  случаев, имеющих исключительный характер и подтвержденных документально (тяжкое заболевание, удостоверенное соответствующим медицинским учреждением, выезд в длительную служебную командировку, что удостоверяется справкой с места работы, и т.д.). При таких обстоятельствах согласно ч. 3 ст. 32 Закона о гражданстве данные документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. Такая подача заявления должна осуществляться на основании нотариально удостоверенной доверенности, которой представитель уполномочивается на совершение этих действий. При этом подлинность подписи лица, подписавшего заявление об изменении гражданства, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику также должно быть удостоверено нотариально.

Часть 4 ст. 32 Закона о  гражданстве предусматривает еще  одно исключение из правил о личной подаче заявлений по вопросам гражданства. Оно касается изменения гражданства ребенка или недееспособного лица. Заявление об изменении гражданства в таких случаях подается родителями либо другими законными представителями.

Следующим этапов производства по делам о гражданстве РФ выступает порядок оформления заявлений.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о гражданстве заявление  по вопросам гражданства составляется письменно по установленной форме, определенной Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (приложения № 1-7).

Бланк заявления заполняется  от руки или с использованием технических  средств (компьютеров и т.д.). При  заполнении бланка заявления не допускается  использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений. Ответы на содержащиеся в бланке вопросы должны быть исчерпывающими. Текст заявления, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

В случае изменения заявителем своей фамилии, имени или отчества в полномочный орган, ведающий делами о гражданстве, представляется копия свидетельства о перемене фамилии, имени или отчества.

При подаче заявления  заявитель предъявляет должностному лицу следующие документы:

  1. документы, удостоверяющие его личность;
  2. документы, удостоверяющие гражданство;
  3. документы, удостоверяющие отсутствие гражданства;
  4. документы, подтверждающие место жительства заявителя.

При этом предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя  и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Заявление считается  принятым к рассмотрению со дня подачи заявителем всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов с личной подписью заявителя и  датой (п. 8 Положения о порядке  рассмотрения вопросов гражданства РФ).

На практике существуют случаи, когда гражданин не имеет  возможности поставить свою подпись  под документом (вследствие физического  недостатка, болезни или неграмотности). Поэтому в ч. 2 ст. 33 Закона о гражданстве, учитывая данное обстоятельство, предусмотрена возможность подписи заявления не лицом, его составляющим, а по его просьбе другим лицом. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое засвидетельствование, с указанием причин, в силу которых заявитель не мог подписать заявления собственноручно.

Порядок принятия решений  по вопросам гражданства РФ зависит  от порядка (общего или упрощенного) рассмотрения соответствующего заявления, а также кем, каким исполнительным органом рассматривается заявление (полномочными органами ФМС или МИД).

Информация о работе Гражданство Российской Федерации