Федеративное устройство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 21:17, реферат

Описание

Федерация — одна из разновидностей государственного устройства (другой его вид — унитарное государство). Государственное устройство является в свою очередь элементом формы государства (наряду с формой правления и политическим режимом). Государственное устройство характеризует строение государства, его структуру (в национально-территориальном аспекте).

Работа состоит из  1 файл

Федеративное устройство Российской Федерации.docx

— 30.14 Кб (Скачать документ)

Право наций на самоопределение  не предполагает, что во всех случаях  оно произойдет в виде независимого государства. Современное международное  право, признавая право наций  на самоопределение, требует, однако, соблюдения территориальной целостности независимых  государств. Зарубежные конституции  так же, как и Конституция Российской Федерации, не предусматривают право  на отделение, выход из состава федераций, обеспечивая их территориальную  целостность, не допуская расчленения  независимых государств.  

Федеративное устройство России отражает ее многонациональный  состав. Она имеет в своем составе  много национальных государств и  национально-государственных образований, в том числе 21 республику, автономную область, 10 автономных округов. Некоторые  автономные образования создавались  как форма национальной государственности  не только одной нации (а, например, двух и более).  

Формами самоопределения  многих народов, народностей выступают  республики, автономные образования  в составе Российской Федерации  — се субъекты, организованные на основе национально-территориального принципа. Все народы, народности, этнические группы могут осуществлять право  на самоопределение в области  культуры, образования, развивая национальную культуру, свои языки, организуя обучение на них.  

Народы, народности, проживающие в России, в том  числе самый большой по численности  — русский народ, исторически  самоопределились в одном крупном  многонациональном федеративном государстве  — Российской Федерации. Не случайно в преамбуле Основного Закона РФ, закрепляющего статус России как  цельного федеративного государства (его многонациональный характер, устройство, состав), подчеркивается, что  Конституция принимается исходя из общепризнанных принципов равноправия  и самоопределения народов. Таким  образом. Российская Федерация —  это государственная форма самоопределения  всего многонационального народа России и, вместе с тем, всех входящих в него народов, народностей.  

5. Равноправие субъектов  Российской Федерации — принцип  федеративного устройства, впервые  получивший закрепление в нынешней  Конституции РФ. Она специально  подчеркивает его важное проявление  — равноправие всех субъектов  между собой во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти. Это равноправие прежде всего проявляется:  

1. в равенстве  их прав и обязанностей как  субъектов федерации;  

2. в конституционно  установленных равных пределах  компетенции субъектов всех видов,  в одинаковой степени ограниченной  компетенцией самой Российской  Федерации;  

3. в равном представительстве  всех субъектов в Совете Федерации.  

Нынешняя Конституция  РФ, закрепив принцип равноправия  субъектов, внесла и некоторые другие новшества, утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного  Закона имелись различия в компетенции  субъектов, в частности, там предоставлялись  большие пр ава республикам ; теперь это устранено.  

В то же время имеются  различия в государственной организации  субъектов федерации. Среди них  есть республики, обладающие признаками государства и государственно-территориальные  образования, не имеющие, например, своих  конституций, гражданства, высших органов  государства, что, однако, не влияет на их равное положение в федерации. Естественны и фактические различия между субъектами в экономическом  потенциале, численности населения, размерах территории, географическом положении и т.д.  

Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов  

Конституция РФ устанавливает  не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.  

Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.  

Это, прежде всего, имеющиеся  у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного  государства:  

1. суверенитет Российской  Федерации, распространяющийся на  всю ее территорию и проявляющийся  в верховенстве федеральных Конституции  и законов;  

2. федеральная Конституция  и федеральные законы;  

3. федеральные органы  государственной власти (законодательные,  исполнительные, судебные), чьи полномочия  распространяются на всю территорию  РФ;  

4. государственная  территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории  всех субъектов федерации, внутренние  воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается  установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных  препятствий для свободного перемещения  товаров, услуг и финансовых  средств);  

5. единое гражданство  РФ;  

6. государственный  язык;  

7. единые Вооруженные  Силы;  

8. единая денежная  единица — рубль (введение  и эмиссия других денег в  России не допускается, денежная  эмиссия осуществляется исключительно  Центральным банком РФ);  

9. государственные  символы: государственный флаг, герб  и гимн Российской Федерации;  

10. столица РФ.  

Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.  

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация  в то же время может участвовать  в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения  прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.  

В России — несколько  видов субъектов федерации, это  ее особенность. Общее число субъектов  — 89: 21 республика, 6 краев, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область, 10 автономных округов, остальные субъекты — области. Конституция  РФ допускает возможность принятия в Российскую Федерацию и образования  в ее составе нового субъекта. Это  делается в порядке, установленном  федеральным конституционным законом.  

Республики —  субъекты РФ — это государства  в составе Российской федерации, обладающие всей полнотой государственной  власти вне пределов компетенции  Российской федерации. Они образованы как формы национальной государственности, воплощают самоопределение соответствующих  наций. Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Республика имеет государственно-правовые признаки государства в составе  РФ. К ним относятся:  

· Конституция республики, республиканское законодательство;  

· система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;  

· территория, причем границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия;  

· республиканское гражданство;  

· государственный язык;  

· собственные символы государства.  

Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа — это государственные  образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии  образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных — по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.  

Для конституционного статуса субъектов федерации  характерно наличие следующих элементов:  

· устава;  

· своего законодательства;  

· системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;  

· территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.  

Положение автономии  может иметь особенности по сравнению  с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных  и исполнительных органов.  

Отношения автономных округов, входящих в состав края или  области, могут регулироваться федеральным  законом и договором между  органами государственной власти автономного  округа и органами власти края или  области.  

Пребывание в составе  РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие  всех субъектов Российской Федерации  между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное  представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной  инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает  возможность изменения статуса  субъекта. Это может произойти  по взаимному согласию Российской Федерации  и субъекта в соответствии с федеральным  конституционным законом.  

Разграничение предметов  ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.  

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации  также имеют свою компетенцию. Конституция  РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных  органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.   

Предметы ведения  РФ  

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время они  не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это — объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.  

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая  состоит в установлении:  

а) исключительный компетенции федеральных органов власти,  

б) совместной компетенции  органов власти федерации и ее субъектов,  

в) исключительной компетенции  субъектов федерации.  

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии  и других федераций.  

Российская Федерация  следует по этому испытанному  пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в  ведении Федерации; ст. 72 — перечень вопросов, находящихся в местном  ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.  

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в неправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.  

Информация о работе Федеративное устройство