Анализ федеративного устройства Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 22:01, реферат

Описание

Россия и Индия – государства с богатейшей культурой и историей, государства, занимающие огромные территории, государства, прошедшие непростой исторический путь. Однако оба они являются сравнительно молодыми федерациями. В обеих странах становление федерации происходило со многими сложностями, в Индии этот процесс не завершен и по сей день. Но вместе с тем, эти страны за десятилетия своей истории федерализма смогли накопить ценнейший опыт по сохранению целостности государства, укреплению федеративного устройства. И этот опыт достоин отдельного изучения. Более того, проведя сравнительный анализ федерализма в России и в Индии, можно вывить наиболее успешные модели организации, и, наоборот, некоторые отрицательные черты.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Особенности становления федерализма в Индии………………………… 3
Глава 2. Разграничение компетенции между субъектами и федерацией…………… 4
Глава 3.Система высших органов власти субъектов федераций……………………. 7
Глава 4. Административно-территориальное устройство субъектов………………. 9
Заключение …………………………………………………...………………………… 10
Список литературы……………………………………………………………………... 11

Работа состоит из  1 файл

реферат индия .docx

— 40.69 Кб (Скачать документ)

    Содержание. 
 
 

Введение  ……………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Особенности становления федерализма  в Индии………………………… 3
Глава 2. Разграничение компетенции между  субъектами и федерацией…………… 4
Глава 3.Система высших органов власти субъектов федераций……………………. 7
  Глава 4. Административно-территориальное устройство субъектов………………. 9
Заключение  …………………………………………………...………………………… 10
Список  литературы……………………………………………………………………... 11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

    Сегодня в мире насчитывается более 30 федеративных государств. Каждое из них уникально, однако в то же время прослеживаются общие черты федерализма некоторых  стран.

    Проблемы  федеративного государственного устройства приобретают все большую значимость в современных условиях.

    Федеративное  устройство, как считают многие авторы, отвечает современным условиям государственно-правового  развития в силу своей гибкости и  динамичности. С одной стороны, федерализм предполагает определенную децентрализацию  государственной власти и разделение полномочий, а с другой стороны  обеспечивает единство и целостность  государственно-правового механизма, на основе автономии составляющих его  частей.

    В настоящее время, по мнению ученых, федеративных государств больше чем  принято считать. Индия занимает особое место среди государств с  федеративным устройством. На фоне кризисных  явлений, поразивших ряд федеративных стран, опыт более чем 50-летнего функционирования индийской федерации заслуживает  самого пристального внимания и глубокого  изучения. Опыт Индии по сохранению политической целостности и территориального единства столь обширного государства  в условиях существования многочисленных наций, народов и племен дает богатейший фактологический материал для изучения проблем федерализма.

    Российской  Федерации, США и республика Индия являются федеративными государствами, что влечет за собой достаточно большое сходство между этими государствами. Однако, каждая из данных федераций имеет свои особенности, обусловленные историческими традициями, культурными, этнографическими, демографическими, экономическими, географическими и другими причинами.

    Россия  и Индия – государства с  богатейшей культурой и историей, государства, занимающие огромные территории, государства, прошедшие непростой  исторический путь. Однако оба они  являются сравнительно молодыми федерациями. В обеих странах становление  федерации происходило со многими  сложностями, в Индии этот процесс  не завершен и по сей день. Но вместе с тем, эти страны за десятилетия  своей истории федерализма смогли накопить ценнейший опыт по сохранению целостности государства, укреплению федеративного устройства. И этот опыт достоин отдельного изучения. Более того, проведя сравнительный  анализ федерализма в России и  в Индии, можно вывить наиболее успешные модели организации, и, наоборот, некоторые  отрицательные черты.

    Судьбы  российского, американского и индийского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей. 
 

    Глава 1. Особенности становления федерализма в Индии.

    Как известно, индийская цивилизация  — одна из древнейших в мире, но демократическое федеративное государство Республика Индия еще очень молодо. Индия добилась независимости в 1947 г. и лишь в 1950 г. вступила в силу Конституция, заложившая основы государственного устройства, федерализма.

    Оформление  индийской федерации происходит со многими сложностями, и этот  процесс, прошедший ряд этапов, не завершен, видимо, и по сей день. На протяжении всех десятилетий истории независимой Индии исследователи и политики ведут спор о ее жизнеспособности в качестве единого государства.

    Действующая Конституция закрепляет федеративное государственное  устройство в стане. Федерация в этой стране исторически  обусловлена, т. к. Индия:

  • Занимает очень большую территорию, которой невозможно управлять только из одного центра;
  • Имеет огромное население и занимает по этому показателю второе место в мире после Китая (в настоящее время – 800 млн. человек);
  • Многонациональная страна, в которой проживают десятки крупных народов (тамилы, бенгальцы и др.) и сотни мелких народностей и этносов;
  • Многоязычная страна, где сосуществуют десятки языков (в каждой местности – свой);
  • Страна, где сосуществуют различные религии и культуры;
  • Состоит из различных регионов, каждый из которых имеет свою историческую судьбу.

    Созданная конституцией и существовавшая до 1956 г. федерация воспроизводила с небольшими изменениями то административно-территориальное и полуфеодальное деление (штаты на уровне княжеств), которое сложилось еще во времена британского господства. Она закрепляла структуру федерации в качестве союза трех различных по своему правовому положению групп штатов, границы которых не учитывали национально-лингвистические особенности населения. Реформа 1956 г. перестроила федерацию с учетом национально-лингвистического признака, ликвидировала институт правителей штатов из князей, устранила другие пережитки. По закону 1956 года было образовано 14 штатов и 6 союзных территорий, которые затем превратились в 22 штата и 9 союзных республик.

    В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих изменений Конституции прошла реформа федерации, в результате которой:

  • Штаты по территориальному принципу были ликвидированы и вместо них созданы штаты по национальному и языковому принципу, причем главным критерием создания штата была территория, население которой говорило на одном языке (иногда на двух);
  • Феодальный пережиток – должность раджпромукхи – был упразднен;
  • Всем штатам были предоставлены равные права;
  • Образованы союзные территории, находящиеся под управлением центра и обладающие меньшими правами, чем штат.

    В настоящее время в состав индийской федерации входят: 24 штата, 7 союзных территорий, штат Джамму и Кашмир, которые находятся на особом положении.

    Глава 2. Разграничение компетенции между субъектами и федерацией

    Правовое  положение штатов Индии.

    Конституция Индии проводит детальное разграничение  полномочий между Индийским союзом, с одной стороны, и штатами  и союзными территориями – с другой. Основной объем полномочий принадлежит  союзному центру, и лишь некоторые  полномочия – субъектам федерации.

    К сфере исключительной компетенции федерации («союзный перечень») относятся 97 вопросов с многими подвопросами: иностранные дела, оборона, внешняя торговля, банковское дело, почта и телеграф, железные дороги, судоходство, страхование, чеканка монет и др.

    Совместная (совпадающая, конкурирующая) компетенция включает 47 вопросов: уголовный и гражданский процесс, брак и процесс, договорное и трудовое законодательство, законодательство профсоюзов и печати, законодательство о социальном страховании и др.

    Исключительная  компетенция штата («перечень  для штатов») охватывает 66 вопросов: общественный порядок, полиция, тюрьмы, просвещение, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство и др.

    По  вопросам федеральной компетенции  штаты не вправе издавать нормативные  акты и иным путем вмешиваться  в эту сферу. В области конкурирующей  компетенции закон штата действует  только в том случае, если по данному  вопросу нет федерального закона; если же он есть, то имеет приоритет. В своей области штаты действуют  самостоятельно, но федерация по решению  верхней палаты федерального парламента, принятому 2 / 3 голосов, может отнести  к своей компетенции любой  вопрос, включенный конституцией в  сферу исключительного законодательства штатов.

    При введении чрезвычайного положения  на территории того или иного штата, что делается президентом по указанию федерального правительства, парламент Индии получает право законодательствовать для штата (группы штатов), где объявлено чрезвычайное положение, по любым вопросам, а исполнительная власть полностью берет под свой контроль административные учреждения штата. Если же чрезвычайное положение введено на территории всей страны, сказанное относится ко всем штатам. В Индии неоднократно на несколько лет подряд вводилось чрезвычайное положение на территории всей страны (в общей сложности до 1996 г. оно действовало 12 лет), и в этом случае парламент принимал законы по любым вопросам. Поэтому многие вопросы, отнесенные конституцией к компетенции штатов, на деле урегулированы федеральными законами. В некоторых штатах, особенно в тех, где были сильны сепаратистские устремления,./чрезвычайное положение вводилось еще чаще.

    В штатах может быть введено также  так называемое президентское правление. Его вводит президент (по указанию правительства) по докладу губернатора штата (губернатор тоже назначается президентом по совету правительства) или по собственной инициативе (опять-таки на практике по указанию правительства), если в штате возникла ситуация, при которой управление им не может осуществляться в соответствии с  конституцией, установленными ею средствами. На основе ст. 356 конституции президент путем издания особой прокламации (указа) может принять на себя функции правительства штата, а полномочия законодательного органа штата передать парламенту Индии. На практике это означает, что законодательное собрание штата распускается, правительство штата смещается, а власть переходит к ранее назначенному или специально назначенному губернатору либо иному полномочному представителю президента, который восстанавливает в штате порядок, а затем организует выборы в законодательный орган штата, формирующий на партийной основе новое правительство штата. При объявлении президентского правления могут быть использованы и другие формы управления штатом непосредственно федеральными органами.

    Президентское правление в Индии используется часто, оно применялось более 100 раз, причем не только в случае беспорядков в штате, сепаратизма и т.д., но и тогда, когда федеральное правительство стремится отстранить от власти не угодное ему правительство штата, утверждая, что оно утратило моральное право руководить штатом, когда партия, сформировавшая в штате правительство, терпит поражение на федеральных выборах в федеральный парламент в данном штате (но не на выборах в органы штата) и т.д.

    Индийский штат имеет гораздо меньше прав, чем штат в США:

  • Индийские штаты не имеют своей конституции (кроме Джамму и Кашмира);
  • Не имеют гражданства;
  • Имеют незначительные полномочия;
  • Губернаторы штатов не избираются населением, а назначаются на 5-летний срок президентом Индии.

    Индийская федерация не только централизованная (хотя, как отмечалось, в штатах могут  править партии, находящиеся в  оппозиции к правящей партии в  центре), но и в определенной мере асимметричная федерация.

      По конституции все штаты имеют  единый правовой статус в союзе,  но на деле их правовое положение  и полномочия неодинаковы.

Информация о работе Анализ федеративного устройства Индии