Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:28, дипломная работа

Описание

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – это договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

ГЛАВА 2: Характеристика договора коммерческой
концессии ......................……………………………………………………….…9
2.1 Понятие и форма договора коммерческой концессии ..........…9
2.2 Стороны договора коммерческой концессии ...........................17
2.3 Существенные условия договора коммерческой концессии ..18
2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21
2.5 Отличие договора коммерческой концессии от смежных
с ней институтов ....................................…….................................. 24
2.6 Ответственность по договору коммерческой концессии и
его прекращение ...............................................................…………27

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора
франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки
коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

Заключение ...........................................................................................................41

Библиография ......................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Договор коммерческой концессии действует  в течении срока, на который он заключен, а если договор заключен без указания срока - до прекращения  в установленном порядке. В период действия договора он может быть изменен или досрочно прекращен (расторгнут). При этом его изменение производится по общим правилам, предусмотренным  ГК РФ. Так как данный договор подлежит государственной регистрации, то регистрация должна быть проведена и в отношении изменений или досрочного расторжения договора. Изменение некоторых исключительных прав влияет на судьбу самого договора. Например, в случае изменения фирменного наименования или коммерческого обозначения договор продолжает действовать уже в отношении нового наименования фирмы и ее коммерческого обозначения. Если пользователь не согласен с такими изменениями, то он вправе требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

ГК РФ вводит особые условия одностороннего расторжения, а также прекращения концессионного договора. Каждая из сторон такого договора, заключенного без указания срока, вправе в любое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрено иное. В случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их новым аналогичными правами договор коммерческой концессии прекращается. Аналогичные последствия характерны так же, если правообладатель признан несостоятельным (банкротом).

Таким образом, исключительное право  не ограничено каким-либо сроком, оно  прекращается ликвидацией самого юридического лица, а также в случае смерти гражданина-предпринимателя, если его  права на предпринимательскую деятельность не переходят по наследству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ КАК АНАЛОГ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

 

 

В настоящее время  на различных уровнях все чаще поднимаются вопросы, связанные с продвижением российского производителя на рынке товаров и услуг, поддержкой среднего и малого предпринимательства, повышением конкурентоспособности российских предприятий и производимых ими товаров, приверженностью российским товарам. Однако, в российской экономике отсутствие должного уровня государственной поддержки, административные барьеры, стоящие на пути развития российского предпринимателя, вызывают различного рода проблемы. Пока вопросы решаются на государственном уровне, предпринимательству остается рассчитывать в основном на свои силы и мобилизовывать внутренние ресурсы. Это одна сторона обозначенного комплекса проблем. С другой стороны, крупный российский бизнес и сумевшие утвердиться на рынке средние предприятия испытывают серьезные трудности со сбытом и продвижением своей продукции, связанные с «оторванностью» от конечных потребителей. Проблемы бизнеса подобно бумерангу сказываются на потребителях, проявляясь в виде цен, качества и дизайна товаров, что позволяет потребителям оправданно заявлять о преимуществах импортной продукции перед отечественной. Если рассматривать ситуацию с позиции маркетинга, то здесь вопрос ставится о создании маркетинговых условий на всех уровнях, независимо от масштаба бизнеса, позволяющих решить проблемы потребителей с учетом их мотиваций и требований. Сегодня уже с уверенностью можно говорить о том, что в России сформировались реальные возможности для выбора таких технологий ведения бизнеса, которые позволяют обеспечить нормальную деловую атмосферу и эффективную его организацию. В этом смысле достаточно своевременной для России представляется форма деятельности субъектов рынка, аналогичная применяемой в мировой практике системе франчайзинга.

Институт франчайзинга не имеет законодательного регулирования  не только в России, но и во многих странах мира, что требует серьезной юридической и экономической проработки многих вопросов, которые определяют сущность вышеназванных отношений. Договор коммерческой концессии (с большой натяжкой — аналог договора франчайзинга), являющийся объектом самостоятельного правового регулирования (гл. 54 ГК РФ), по ряду позиций оказывает сдерживающее влияние на формирование системы, но это является предметом самостоятельного изложения.

Сам по себе франчайзинг  сложен в исполнении в первый год существования, на этапе формирования системы. Однако развитие этой системы происходит достаточно стремительно после ее внедрения. Это можно проиллюстрировать на примере двух франчайзинговых систем, которые пришли и на российский рынок: печатные салоны "Альфа Графикс" (салоны печати и копировальных работ) и кафе-мороженое «Баскин-Робинс».

Открытие первого печатного  салона «Альфа-Графикс» относится к 1970 году (штат Аризона, США). Продажа  торговой марки была зарегистрирована в 1979 году.

Восемь салонов в штате Аризона были открыты уже в 1980 году, а к 1985 году сеть была расширена до 100 предприятий. Первые международные салоны появились в 1986 г., сеть к тому моменту насчитывала около 200 предприятий, в 1987 г. их количество достигло 275. В 1989 году открылся первый салон в г. Москве. К 1996 году сеть таких салонов распространилась в 23 странах мира.  

Открытие же первого  кафе-мороженое «Баскин-Робинс»  произошло в 1945 году двумя предпринимателями. Оно отличалось большим ассортиментом  мороженого и десертов. В 1946 году насчитывалось 6 таких кафе, в настоящее же время кафе «Баскин-Роббинс» распространены в 52 странах и их количество составляет 4000. В 1988 году первое кафе открылось в Москве, в 1992 году здесь была построена фабрика по производству мороженого, что дало возможность развития франчайзинговой сети в России. 

По расчетам специалистов, в России и государствах СНГ насчитывается  порядка 90 работающих и находящихся  в завершении строительства кафе.

В приведенных примерах наглядно видны стремительные темпы развития системы франчайзинга, что позволяет сделать вывод о реальности существования подобной сети как своеобразного ведения бизнеса.

В последние годы достаточно активно стали использовать систему  франчайзинга и российские компании — «ЛУКойл», «1С», «Золотой цыпленок».

Коммерческая концессия (франчайзинг) предоставляет широкие  возможности для развития структуры  отношений в целом, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, продвижения  организаций-производителей и отечественных  товаров на внутреннем и международном рынке, придания «фирменности» российским товарам и их производителям, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для роста приверженности населения российскому производителю, достижения определенного уровня защищенности участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест.

Для применения франчайзинга в нашей стране существуют в настоящее  время определенные предпосылки:

  • во-первых, это обусловленная необходимость продвижения на российском и международном рынках отечественных производителей;
  • во-вторых, формирование малого предпринимательства, субъектам которого необходима сегодня поддержка не только и не столько материальная, сколько поддержка в организации самого бизнеса, информационном обеспечении, маркетинговых исследованиях и рекламе;
  • в-третьих, необходимость формирования и отработки системы управления качеством по всей цепи взаимосвязанных циклов «производитель—потребитель»;
  • в-четвертых, система правовых норм, которая может быть использована при формировании франчайзинга. Хотя последнее требует определенной доработки, с тем, чтобы механизм франчайзинга мог нормально реализоваться.

Если франчайзеру франчайзинг  интересен с точки зрения продвижения  фирмы, продвижения товаров, услуг  или работ, расширения рынка, на котором он действует, то франчайзи мало что даст использование, скажем, товарного знака франчайзера (за исключением широкоизвестных марок — например, «Красный Октябрь») или дорогостоящей технологии (она может быть интересна только сформировавшимся и платежеспособным организациям). Здесь следует учитывать, что потенциальный франчайзи является, как правило, представителем малого бизнеса, и специфика его интереса склоняется в сторону правильной организации своего бизнеса, утверждения и удержания на рынке. Поскольку франчайзинг предполагает выплату франчайзеру взносы, то потенциальный франчайзи готов будет платить только в случае оправданности этих платежей, а также потенциальной и реальной возможности реализовать указанный выше интерес. Из сказанного следует, что франчайзером должна быть выработана система поддержки франчайзи, о которой он должен быть максимально информирован. По смыслу франчайзинг — это льготное предпринимательство, и льготой в данном случае будет именно пакет услуг, который будет предложен франчайзером.

В зависимости от направления  можно выделить четыре вида франчайзинга: франчайзинг потребительских товаров, производственный франчайзинг, сервисный  франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата. Если первые три вида «завязаны» на конкретной деятельности, то франчайзинг бизнес-формата предполагает не только расширение деятельности во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включение в систему различных направлений деятельности. В основе франчайзинга бизнес-формата должны лежать единая методология, внутрисистемные интересы, идентификация франчайзера и франчайзи, т.е. становление их частью единой корпоративной системы.

Взаимодействие правообладателя  с участниками системы может  осуществляться либо непосредственно  с франчайзи, либо через субфранчайзера или нескольких субфранчайзеров. Территориальное ограничение деятельности с использованием прав на объекты интеллектуальной собственности и отработанной правообладателем системы ведения бизнеса разрешено законодательно.

При всех возможностях системы ее использование на практике на начальной стадии представляет определенные трудности. Для появления пилотного предприятия-франчайзи необходимо: оценить готовность потенциального правообладателя к переходу на новую систему по выделенной группе факторов; определить предмет договора коммерческой концессии и разработать пакет документов, входящих во франшизу; оценить потенциальные рынки, на которых предполагается проводить политику активного продвижения; оценить потенциальных пользователей и разработать политику привлечения их к работе в системе.

Говорить о тиражировании  системы можно только после отработки  пилотного объекта, и, как показывает опыт всех государств, использующих систему  франчайзинга, включая и Россию, ее развитие происходит высокими темпами. Нелишне будет повторить, что система франчайзинга индивидуальна для каждой отрасли и каждого конкретного правообладателя, ее нельзя просто скопировать. Кроме того, коммерческая концессия (франчайзинг) — это система длительных партнерских отношений, организованного взаимодействия сторон, в основу которого должны быть положены принципы деловой этики.

Моделируя систему франчайзинга, необходимо также учитывать, что  при всей полезности изучения зарубежного  опыта система должна работать в рамках законодательного поля России, с учетом отраслевой, региональной специфики, а также психологического восприятия, сложившегося в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ (ФРАНЧАЙЗИНГА)

 

 

 

 

Исходя из анализа практики в вышеизложенных главах работы, можно сказать, что правообладатель (франчайзер) - это человек, который смог создать реально работающий бизнес, известный широкой общественности, и намерен доказать, что предлагаемая им модель бизнеса будет эффективна и в других условиях (экономических, социальных, политических и т.д.) и при его участии в качестве советчика-консультанта. Можно сказать, правообладатель намерен клонировать свой бизнес. Но делает он это не ради какой-то высокой идеи, а ради увеличения прибыли. Франчайзинг приносит дополнительный доход для распространения бизнеса за счет первоначальной продажи франшизы и продажи специальных услуг франчайзи. Последние, если это предусмотрено договором коммерческой концессии, платят также ежемесячные взносы, часть которых идет на предоставление услуг по поддержке этой системы (обучение персонала, консультанты и т.д.).

Другими словами, правообладателю  такая система позволяет: расширить  производство и/или сбыт товаров  и услуг и соответственно получить дополнительный доход; продвинуть на рынке товары и услуги и саму организацию за счет участников системы; увеличить степень контроля на рынке; осуществить сбыт товаров и услуг на удаленных территориях и провести территориальный раздел рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства; контролировать качество ведения бизнеса с целью обеспечения защиты законных торговых интересов, а также:

  • провести единую ценовую политику без риска нарушения антимонопольного законодательства;
  • расширить опыт ведения бизнеса на основе обратных информационных связей;
  • получить дополнительный доход от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, прав на использование объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
  • получить дополнительный доход при одновременном отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, поскольку франчайзи имеет свои источники финансирования;
  • сэкономить финансовые ресурсы при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на комплектование материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т.д.), так как пользователи могут полностью или частично иметь ее в собственности;
  • сэкономить на административно-хозяйственных и управленческих расходах, которые осуществляет сам пользователь (Приложение 5).

Необходимо отметить, что коммерческая концессия (франчайзинг) открывает возможности для быстрого внедрения на новый рынок и  укрепления своей репутации на существующем рынке. Франчайзи - пользователи, быстро расширяясь на новом рынке и делая инвестиции в развитие этого бизнеса в новых городах, создают разветвленную сеть, на развитие которой у правообладателя вряд ли хватило бы денег.

Самое главное – при грамотном подходе франчайзинг обеспечивает быстрое и эффективное начало бизнеса. Он дает возможность использовать репутацию и товарный знак правообладателя, обеспечивая пользователю мгновенное узнавание на рынке.

Франчайзи – пользователь же, со своей стороны, может быть заинтересован в такой системе ведения бизнеса за счет: вступления под товарный знак хорошо зарекомендовавшей себя компании, что расширяет привлекательность выпускаемой продукции для потребителя и увеличивает круг покупателей или клиентов, особенно за счет группы приверженцев этого товарного знака. При этом,  вступление в готовый бизнес в значительной степени гарантирует достижение определенных результатов за счет использования возможностей системы и сохранение юридической самостоятельности не вступает в противоречие с принципами построения системы и не лишает прав на самостоятельное принятие управленческих решений.

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинга)