Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:28, дипломная работа

Описание

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – это договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

ГЛАВА 2: Характеристика договора коммерческой
концессии ......................……………………………………………………….…9
2.1 Понятие и форма договора коммерческой концессии ..........…9
2.2 Стороны договора коммерческой концессии ...........................17
2.3 Существенные условия договора коммерческой концессии ..18
2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21
2.5 Отличие договора коммерческой концессии от смежных
с ней институтов ....................................…….................................. 24
2.6 Ответственность по договору коммерческой концессии и
его прекращение ...............................................................…………27

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора
франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки
коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

Заключение ...........................................................................................................41

Библиография ......................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

Определенный состав предоставляемого комплекса исключительных прав определяется целью самого договора, которой является содействие продвижению на рынке определенных товаров (работ, услуг).

Таким образом, Гражданский кодекс РФ предусматривает передачу по данному  договору комплекса исключительных прав. Однако, определенный набор исключительных прав, который подлежит передаче пользователю, законом не предусмотрен. Хотя можно предположить, что правообладатель обязан передать пользователю столько исключительных прав как комплекс, сколько ему необходимо для своей предстоящей предпринимательской деятельности в предполагаемой сфере. Основными правами, передаваемыми по договору, без которых он считается незаключенным,  являются право на фирменное наименование и коммерческое обозначение. При этом под «фирменным наименованием» следует понимать «наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, которое позволяет индивидуализировать ее в гражданском обороте»4. Что касается «коммерческого обозначения», которое в законе трактуется как отличное от фирменного наименования, вызывает определенные трудности. Данный термин в ГК РФ появился впервые. По мнению Е.А. Суханова, «коммерческое обозначение – это незарегистрированное, но общеизвестное наименование, используемое в деятельности предпринимателя»5. При этом, охрана коммерческого обозначения не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основании ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 г., предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах – участницах Конвенции без обязательной регистрации. Остальные исключительные права передаются, если это предусмотрено договором.

Таким образом, предприниматель может  и не обладать правом на коммерческое обозначение, тогда как фирма  у него есть. Другими словами, право на фирменное наименование во всех случаях должно передаваться пользователю по договору коммерческой концессии. А право на коммерческое обозначение может передаваться, если его использует правообладатель для наименования того бизнеса, которым пользователь намеревается заниматься.

Исключительные права по своей  природе достаточно уникальны. Каждый, обладающий определенным результатом  интеллектуальной деятельности, вправе самостоятельно определять плату за пользования ими другими лицами, поэтому цену данного договора на основании норм гражданского законодательства, а именно п.3 ст. 424 ГК РФ не возможно установить.

Предоставление правообладателем комплекса исключительных прав и  необходимых для пользователя услуг  осуществляется на возмездной основе, т.е. договор коммерческой концессии всегда является возмездным. Формы вознаграждения могут быть самыми разными и определяются договором в зависимости от специфики соответствующей деятельности. В соответствии с статьей 1030 ГК РФ вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной, предусмотренной договором форме. Наиболее распространенной формой оплаты является сочетание фиксированной суммы, которая выплачивается сразу после заключения договора, т.н. "паушальный платеж", являясь своеобразной "входной платой" за присоединение к фирменной сети правообладателя и периодических платежей, определяемых по твердой шкале или в процентах от выручки, т.н. "роялти".

Многие существующие договоры имеют  существенным условием срок действия заключенного договора. Договор же коммерческой концессии может быть заключен на срок или без указания срока его действия. Если договор франчайзинга заключен на неопределенный срок, то он может длиться сколько угодно и сколько будет выгодно его сторонам. Существенными условиями также не считаются по договору коммерческой концессии обязанности сторон, т.к. какая-то часть из них является императивной нормой, закрепленной в гражданском законодательстве, и даже если они не включаются в договор, то все равно продолжают действовать.

2.4  КОММЕРЧЕСКАЯ СУБКОНЦЕССИЯ

 

 

Статья 1029 Гражданского Кодекса РФ предусматривает возможность  заключения пользователем договора коммерческой концессии с другими лицами и передачи последним на основе такого договора всего или части комплекса исключительных прав, полученных пользователем от правообладателя. Передача комплекса прав и их реализация "вторичными" пользователями основывается на системе субконцессий. В зависимости от условий конкретного договора предоставление субконцессий может быть как правом, так и обязанностью пользователя.

Таким образом, «коммерческая субконцессия – это договор, в соответствии с которым пользователь обязуется передать субпользователю весь комплекс полученных им от правообладателя по договору коммерческой концессии прав или их часть»6. Таким образом, с момента заключения договора коммерческой субконцессии пользователь по отношению к субпользователю становиться правообладателем. Договор коммерческой субконцессии может быть заключен только в том случае, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии. К договору коммерческой субконцессии применяются такие же правила, что и к договору коммерческой концессии.

Договор коммерческой субконцессии заключается на основе договора концессии, в котором должны быть прямо предусмотрены  право (или обязанность) пользователя предоставлять третьим лицам  субконцессии и условия их предоставления. По договору субконцессии пользователь выступает в роли вторичного правообладателя, а другая сторона - в роли вторичного пользователя. Предоставленные на основе субконцессии исключительные права производны от прав, полученных пользователем по основному договору и их объем не может выходить за пределы прав пользователя. При использовании системы субконцессий первичный пользователь берет на себя дополнительные организационные и управленческие функции, которые нередко становятся для него основными. Вторичный пользователь отвечает непосредственно перед правообладателем за причиненный ему вред, хотя и не состоит с ним в прямых договорных отношениях. К пользователю в этом случае могут предъявляться требования в порядке субсидиарной ответственности, если иное не предусмотрено договором коммерческой концессии.

Результат, аналогичный системе  субконцессий, может быть достигнут  также с помощью комбинации франчайзинга с другими договорами. Например, стороны могут договориться о  том, что пользователь по договору коммерческой концессии будет привлекать других пользователей и впоследствии выполнять по отношению к ним отдельные организационные и управленческие функции, действуя как представитель правообладателя (то есть его поверенный или агент). Однако в этом случае все новые пользователи будут связаны договорами коммерческой концессии не с первичным пользователем, а непосредственно с правообладателем.

Таким образом, договор субконцессии порождает не только прямые отношения  между сторонами договора, но и  опосредованные отношения между  вторичным пользователем и основным правообладателем. Каждая субконцессия оформляется в том же порядке, как и основная лицензия: вноситься в реестр, где зарегистрировано фирменное наименование, товарный знак, иные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие основному правообладателю, в качестве обременения этих прав. Таким образом, трансформация субконцессии в концессию по сути означает преобразование уже существовавших опосредованных отношений между этими сторонами в прямые договорные отношения.

Итак, преобразование субконцессии в  коммерческую концессию создает  своеобразные дополнительные гарантии экономических интересов правообладателя, который заинтересован в расширении хозяйственного оборота своих фирменных наименований и коммерческих обозначений, а также вторичного пользователя, который может продолжить свою хозяйственную деятельность на тех же условиях, на которые он рассчитывал, заключая договор коммерческой субконцессии.

2.5  ОТЛИЧИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ  КОНЦЕССИИ ОТ СМЕЖНЫХ С НЕЙ  ИНСТИТУТОВ

 

Необходимость в проведении различия между коммерческой концессией и  другими институтами гражданского права возникает потому, что коммерческая концессия оформляет передачу прав от одного лица другому, чем находит много общего с уступкой прав, арендой, агентским договором, авторским договором, доверительным управлением имуществом и т.д. Рассмотрим более подробно отличия франчайзинга от указанных выше договоров.

Универсальным институтом обязательного  права является уступка прав, причем гражданское законодательство регламентирует уступку лишь требований в обязательствах, которые могут существовать в  отрыве от личности кредитора. Переход абсолютных прав  данным институтом формально не охватывается. А по договору коммерческой концессии передаются исключительные (абсолютные) права на результаты интеллектуальной деятельности, которые неразрывно связаны с личностью. К тому же при уступке прав передается весь комплекс прав, который существовал у кредитора на срок, не предусмотренный действующим законодательством. В свою очередь, договор коммерческой концессии изначально предполагает, что у правообладателя остается некоторый объем исключительных прав, который он не передает пользователю. Пользователю принадлежат переданные правообладателем права до тех пор, пока действует договор коммерческой концессии.

Отличие договора коммерческой концессии  от договора аренды  заключается  в том, что у арендатора по договору аренды возникает право пользования, но имуществом, а по договору коммерческой концессии пользователю передаются исключительные права, которые, как правило, не имеют характера вещи. Хотя действующий ГК РФ предусматривает передачу исключительных прав и по договору аренды, а именно предприятий. Например, права на обозначение, индивидуализирующее деятельность предприятий в целом как имущественный комплекс. Но здесь речь идет об аренде предприятий как имущественных комплексов, которые подлежит рассматривать как самостоятельные объекты. Поэтому даже если предприятие состоит из одних только исключительных прав, возникает право пользования только им, а не отдельными правами.

В отличии от договора комиссии (агентского договора) пользователь по договору коммерческой концессии действует за свой счет, а не за счет правообладателя и при этом сам платит последнему вознаграждение. Напротив, комиссионер (агент) действует за чужой счет и получает за это вознаграждение. Различны также имущественные последствия действий  пользователя и агента для их контрагентов. Комитент не отвечает по заключенным комиссионером сделкам и обязан лишь возместить последнему понесенные при исполнении поручения расходы. А правообладатель несет субсидиарную, а иногда солидарную ответственность за качество работы (товара, услуги), выполняемых (продаваемых, оказываемых) пользователем.

Различие договора коммерческой концессии  и авторского договора, урегулированного в рамках авторского (патентного) права  составляет наибольшую сложность. По авторским и лицензионным договорам, как и по договору франчайзинга передаются право на использование результатов интеллектуальной деятельности. Между ними выделяют следующие, хотя и незначительные, различия:

  • передаваемые по договору коммерческой концессии права используются только в процессе предпринимательской деятельности, а авторский и лицензионный договоры не содержат такого ограничения;
  • коммерческая концессия регистрируется в специально установленной форме, в то время как авторские договоры не подлежат регистрации, а лицензионные договоры регистрируются в патентном ведомстве;
  • по лицензионному договору передается какое-либо одно право, а по договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав.

Следующим институтом, который необходимо отличать от коммерческой концессии, является предусмотренное 53 главой ГК РФ доверительное управление имуществом, объектом которого могут быть также исключительные права, переходящие к доверительному управляющему. В отличие от доверительного управления имуществом пользователь по договору коммерческой концессии действует в своих интересах и за свой счет и должен уплачивать правообладателю обусловленное вознаграждение. В свою очередь, доверительный управляющий действует за счет доходов от использования имущества, переданного в управление, т.е. за чужой счет.

 «Поскольку этот договор  содержит элементы, присущие различным  видам простых (первичных) договоров  – подряда (оказания услуг), лицензионных  договоров, его следует отнести  к числу вторичных (производных)  наряду с такими видами, как агентский договор, договоры доверительного управления, банковского вклада и др. Характеристика коммерческой концессии как производного договора, впрочем, не лишает его свойства договора sui generis»7.

В сегодняшней практике достаточно часто происходит смешение договора франчайзинга с лицензионным договором. Основные различия между этими договорами заключаются в следующем:

— лицензионный договор  предусматривает использование  прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности, по договору же франчайзинга комплекс передаваемых прав не ограничен;

— лицензионный договор  имеет более узкую направленность и не обязывает участников работать в одной системе, тогда как  условия договора франчайзинга исходят  из единой для сторон целевой установки развития и расширения системы в общем. Условия лицензионного договора являются лишь частью договора франчайзинга;

— изменение правовых положений  не является основанием для расторжения  договора франчайзинга в полном объеме и его действие прекращают лишь те позиции, которые относятся к прекратившему действие праву, чего не происходит при лицензионном договоре.

Учитывая вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что договор  коммерческой концессии – самостоятельный  вид договора, который занимает свое особое место в системе договоров российского гражданского права.

 

2.6  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ПО ДОГОВОРУ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ  И ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЕ 

 

По договору коммерческой концессии  ответственность сторон-предпринимателей наступает независимо от их вины по правилам ответственности по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности. Но как и любой другой  договор коммерческая концессия может предусматривать ограничение ответственности сторон.

Как уже было указано выше, целью  договора коммерческой концессии является расширение сбыта товаров, выполнения работ, оказания услуг посредством передачи исключительных прав. При этом качество этих товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем, должно быть не ниже чем у правообладателя. Для выполнения такого требования правообладатель и должен определенным образом контролировать деятельность пользователя, если самим договором не предусмотрено иное. Исходя их этого логично предположить, что правообладатель несет либо солидарную с пользователем, либо субсидиарную ответственность перед  третьими лицами за ненадлежащее качество товаров (работ, услуг). В соответствии с положениями ст. 1034 ГК РФ «правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем»8. Таким образом, требования к правообладателю подчинены общим правилам об ответственности продавца за качество продаваемых товаров и общим правилам об ответственности подрядчика за качество выполненных работ, установленными гражданским законодательством, которые распространяются также на возмездное оказание услуг.

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинга)