Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:28, дипломная работа

Описание

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – это договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение.

Содержание

Введение .................................................................................................................3

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии
(франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

ГЛАВА 2: Характеристика договора коммерческой
концессии ......................……………………………………………………….…9
2.1 Понятие и форма договора коммерческой концессии ..........…9
2.2 Стороны договора коммерческой концессии ...........................17
2.3 Существенные условия договора коммерческой концессии ..18
2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21
2.5 Отличие договора коммерческой концессии от смежных
с ней институтов ....................................…….................................. 24
2.6 Ответственность по договору коммерческой концессии и
его прекращение ...............................................................…………27

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора
франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки
коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

Заключение ...........................................................................................................41

Библиография ......................................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Диплом.doc

— 187.00 Кб (Скачать документ)

 



 ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение .................................................................................................................3

 

ГЛАВА 1: История развития коммерческой концессии 

        (франчайзинга) ...........................................…………………............. 6

 

ГЛАВА 2: Характеристика  договора коммерческой

концессии ......................……………………………………………………….…9

        2.1 Понятие и форма договора  коммерческой концессии ..........…9 

        2.2 Стороны договора коммерческой  концессии ...........................17

        2.3 Существенные условия договора  коммерческой концессии ..18

                   2.4 Коммерческая субконцессия .................................................... 21

        2.5 Отличие договора коммерческой  концессии от смежных

с ней институтов ....................................…….................................. 24

2.6 Ответственность по  договору коммерческой концессии  и 

его прекращение ...............................................................…………27

 

ГЛАВА 3: Договор коммерческой концессии как аналог договора

франчайзинга в деятельности российских производителей ……………….. 30

 

ГЛАВА 4: Достоинства и недостатки

коммерческой концессии (франчайзинга) …………………………………... 36

 

Заключение ...........................................................................................................41

 

Библиография ......................................................................................................44

 

Приложение 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время  в странах с развитой рыночной экономикой значительно расширилась продажа товаров и услуг на условиях коммерческой концессии (франшизы). Договор коммерческой концессии – этот договор, по которому лицо, имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему в обмен на вознаграждение. Другими словами, один предприниматель предоставляет другому предпринимателю право использовать свои средства индивидуализации (фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или знак обслуживания), передает ему охраняемую коммерческую информацию ("ноу-хау") и оказывает постоянное консультационное содействие в организации бизнеса.

Данную разновидность  договорно-обязательственных отношений, иногда называемую франчайзингом, многие специалисты считают на сегодняшний день наиболее прогрессивной формой организации и развития бизнеса. Быстрое распространение франчайзинга объясняется его пластичностью и гибкостью, обусловленной способностью малого предприятия, вооруженного современными методами ведения бизнеса, технологиями и инфраструктурой, быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка.

Договор франшизы получил  распространение и признан самостоятельным  объектом правового регулирования  более чем в 80 странах мира, но отдельное законодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. С правовой точки зрения франшиза в достаточной степени регулируется договорным правом, поэтому для ее развития не требуются особые законы и специальные регулирующие структуры.

Уже ни у кого не вызывает сомнения и тот факт, что экономическая политика России за последнее десятилетие подвергнута значительным изменениям. Масса экономико-правовых нововведений в значительной степени улучшает некогда недостаточно развитый способ управления экономикой в целом и способствует вырабатыванию новых подходов и принципов хозяйственных взаимоотношений. Среди множества западных (европейских или американских) договорных моделей, хлынувших на неискушенного российского предпринимателя, набирает популярность именно франчайзинг, называемый в нашей стране, коммерческой концессией.

Перечень наиболее известных компаний, существующих на российском рынке, благодаря коммерческой концессии, внушителен: Мак-доналдс, Кока-кола, Пепси-кола, Баскин Роббинс, Русское  бистро и многие другие, что неудивительно, поскольку показатель успеха предприятий, практикующих франчайзинг, достигает 75-95% в зависимости от сферы деятельности.

В российском законодательстве отношения франчайзинга регулируются главой 54 Гражданского Кодекса РФ, носящей название - "Коммерческая концессия". Определение договора коммерческой концессии, содержащееся в статье 1027 Гражданского Кодекса РФ, в целом, соответствует пониманию франчайзинга, сложившемуся в мировой практике.

Сферы использования  франчайзинга исключительно многообразны, однако условно можно говорить о четырех основных разновидностях франчайзинга:

1) сбытовой франчайзинг  - используется производителем товаров  для построения единой разветвленной  сбытовой сети, функционирование  которой находится под его контролем;

2) торговый франчайзинг  - используется торговыми организациями  для открытия сети своих фирменных  магазинов, которые юридически  не являются ее структурными  подразделениями, филиалами или  дочерними предприятиями;

3) франчайзинг в сфере обслуживания - используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети;

4) производственный франчайзинг  - используется изготовителем для  расширения производства своих  товаров и их продвижения на  новые рынки.

Таким образом, учитывая вышеприведенные факты  можно с уверенностью утверждать, что тема «Коммерческая концессия» обширна, довольно актуальна в настоящее  время и интересна тем, что  на сегодняшний день коммерческая концессия (франчайзинг) не достаточно раскрыта и не получила своего широкого применения в нашей стране.

В процессе написания  дипломной работы автором были использованы: нормативно-правовая база; учебники по гражданскому праву, в которых рассматривается  данный вопрос; статьи юристов и  другая вспомогательная литература. Хотелось бы особо отметить  учебник по гражданскому праву под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, в котором наиболее полно раскрывается данный вопрос. Авторы учебника основывались на действующих нормативных актах, практических ситуаций по рассматриваемой теме. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

(ФРАНЧАЙЗИНГА)

 

Само слово «франчайзинг» произошло от французского – «franchise», что означает «льгота, освобождение от налога, взноса». Впоследствии она закрепилась в англоязычных странах.

История развития франчайзинга (коммерческой концессии) уходит своими корнями в средневековье.

«В Оксфордском словаре  английского языка (1933, с.1630) указано, что franchising - это все права и свободы епископатов, пожалованные королевской короной в 1559 году, а franchises - ярмарки, рынки и другие места, отведенные для торговли.

В Британии в свое время  король предоставлял баронам право  собирать налоги на определенных территориях  в обмен на различные услуги, такие, например, как обязанность поставлять солдат для армии. Свободным людям было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. В наиболее типичной форме франчайзинг проявился в британской системе «связанных домов», которая использовалась британскими пивоварами в 1800-х годах для поддержания нужного объема продаж. В обмен на предоставленный заем или аренду имущества пивовар получал постоялый двор как рынок сбыта своего пива и спиртных напитков. Система «связанных домов» оказалась эффективным коммерческим механизмом и существует до сих пор»1.

«Франчайзинг» впервые  как институт начал использоваться в США компанией Зингера по производству швейных машин (Singer Sewing machine company). В середине 1800-х годов, после окончания гражданской войны в Америке, Зингер развернул серийное производство, позволяющее его компании торговать по самым конкурентным ценам. Но так как организовать централизованное обслуживание швейных машин и замену неисправных частей оказалось экономически невыгодным, то была создана франчайзинговая система, которая предоставляла финансово независимым фирмам исключительные права продавать и обслуживать швейные машины на определенной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Аналогичная система  была разработана в 1898 году компанией  «Дженерал моторс» (General Motors), по которой дилеры не имели права продавать машины других производителей и были обязаны вложить в дело собственный капитал для обеспечения высокого уровня обслуживания и поддержания имиджа фирмы - продавца франшиз. Реализация автомашин через систему франшиз ведется и в наше время.

Достаточно эффективно франчайзинг применялся и применяется в настоящее время в индустрии бутылочных безалкогольных напитков компаниями «Кока-кола» (Coca-Cola), «Пепси» (Pepsi), «Севен-Ап» (7-UP). Благодаря франшизе такие компании получили возможность производить концентрированный сироп и распределять его местным заводам по разливу, находящимся в собственности и управляемым пользователями (франчайзи), которые в итоге становились управляемыми местных розничных продаж. Франчайзи имели и имеют право покупать фирменные бутылки и использовать фирменные товарные знаки.

Если проследить историю  развития института «франчайзинга», то можно утверждать, что наибольшее развитие он получал именно в США, в стране с достаточно развитой уже  на тот момент инфраструктурой. В 1920-х  годах в этой стране идея франчайзинга как формы ведения своеобразного бизнеса сместилась в сторону отношений «оптовик - розничный продавец». Оптовый продавец, т.е. франчайзер, давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость. В Великобритании этот тип франчайзинга применялся в основном бакалейными магазинами.

Вспомним довольно известную  в настоящее время фирму «Макдональдс». В конце 40-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали рецептуру. Такая реорганизация значительно повысила эффективность и снизила затраты, а единообразное меню «Макдональдс» (McDonald’s) создало свое поколение клиентов, которые знали, что в любом ресторане «Макдональдс» их ждет быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

В настоящее время франчайзинг используется в самых различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как автомобильная и автосервис; помощь в организации и ведения бизнеса (делопроизводство, бухгалтерия, реклама и т.п.); строительство, услуги, связанные с ремонтом и обслуживание домов; услуги, связанные с образованием; отдых и развлечения; рестораны быстрого обслуживания, закусочные; продуктовые палатки; услуги в сфере домашнего хозяйства; медицинские и косметические услуги; розничная торговля и другие виды деятельности. Из перечисленных видов коммерческой деятельности многие практикуются и в нашем государстве.

Таким образом, франшиза - это прежде всего контракт, в  котором выражены условия ведения  бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзера. По законодательству Российской Федерации франчайзинг называется «коммерческой концессией».       

 

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ.

2.1  ПОНЯТИЕ И ФОРМА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

 

Согласно ч. 1 ст. 1027 ГК РФ, «по договору коммерческой концессии  одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без  указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т.д.»2 (Приложение 2).

Договор коммерческой концессии  можно отнести к консенсуальным, взаимным и возмездным договорам. Данный договор является взаимным, потому что его участники имеют противоположные по направленности интересы; каждый из них стремиться к извлечению максимальной выгоды за счет контрагента, никакого общего имущества в данном случае не образуется. Однако иногда высказываются взгляды, согласно которым этому «договору свойственно сотрудничество сторон и его в каком-то смысле можно считать разновидностью совместной деятельности». В частности такого мнения придерживается автор Авилов Г.Е. Другими словами данный договор автор относит не к взаимным договорам, а к многосторонним.

До принятия второй части  Гражданского кодекса РФ под концессией понимали передачу государством в пользование  частным лицам в период НЭПа имущества, которое являлось исключительной собственностью государства, на условиях раздела продукции, произведенной в результате использования этого имущества. В настоящее время такие договоры называются «соглашениями о разделе продукции» и урегулированы нормами Федерального Закона от 30.12.1995 года «О соглашениях о разделе продукции» с изменениями на 2001 год. Но, несмотря на то, что договор коммерческой концессии до этого момента не был урегулирован гражданским  законодательством, на практике он все-таки применялся.

Целью коммерческой концессии  является содействие продвижению на рынке товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, продаваемых) правообладателем.

Широкое применение коммерческой концессии (франчайзинга) в предпринимательской  деятельности имеет существенное значение и для потребителя. С одной  стороны, франчайзинг способствует насыщению рынка доброкачественными товарами и услугами. С другой стороны - франчайзинговые соглашения могут привести к нарушению прав и интересов потребителей, так как пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки. С этой точки зрения наиболее опасным для потребителя является производственный франчайзинг. В случае покупки товара, произведенного по лицензии (лицензионный товар), потребитель, по крайней мере, отдает себе отчет в том, что этот товар произведен не обладателем товарного знака, а другой фирмой, которая может и не обеспечить ожидаемого качества. Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору франчайзинга, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией.

Информация о работе Договор коммерческой концессии (франчайзинга)