Актуальные проблемы приобретения наследства по закону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:51, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе комплексного изучения правовых норм, регламентирующих наследование по закону, дать как можно более полную характеристику законодательства и правоприменительной практики, сформулировать выводы и предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность наследования
1.1 Понятие и значение наследования
1.2 Основания наследования
2. Общие положения о наследовании по закону
2.1 Условия и принципы наследования по закону
2.2 Круг наследников по закону и очередность их призвания к наследованию
3. Актуальные проблемы приобретения наследства по закону
3.1 Понятие и способы принятия наследства
3.2 Право на обязательную долю в наследстве и наследование выморочного имущества
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовик наследование.doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Действия по принятию наследства могут быть совершены  в течение общего срока для принятия наследства, следовательно, установление факта несовершения наследником указанных действий невозможно до истечения шестимесячного срока со дня открытия наследства, поэтому и удлиненный срок на принятие наследства отсчитывается со дня окончания общего шестимесячного срока.

Данные правила  касаются и подназначенных наследников, призываемых к наследованию в  результате смерти основного или предыдущего наследника (в случае отказа основного наследника от наследства срок для его принятия подназначенными наследниками определяется по правилам п.2 ст.1154 ГК РФ), а также наследников, призываемых к наследованию в результате смерти не успевшего принять наследство другого наследника.

Наследники  умершего наследника, не успевшего  принять наследство, которые принимают наследство в порядке наследственной трансмиссии, могут принять наследство в течение шестимесячного срока со дня открытия наследства, к которому призван умерший наследник. При этом, если оставшаяся часть общего срока менее трех месяцев, она удлиняется до трех месяцев (абз.2 п.2 ст.1156 ГК РФ). В последнем случае отсчет трехмесячного срока должен производиться с момента, когда наследникам, осуществляющим принятие наследства в порядке наследственной трансмиссии, стало известно о смерти их наследодателя44.

По общему правилу  пропуск срока принятия наследства влечет для наследника утрату права наследования. Однако ст.1155 ГК РФ предусматривает возможность принятия наследства по истечении установленного срока. По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того как причины пропуска этого срока отпали. Судебная практика пошла по пути признания в качестве уважительных причин тяжелую болезнь, длительность командировки наследника, отсутствие специальных знаний о принятии наследства или информации о существовании у наследодателя имущества, которое могло бы являться предметом наследования, незнание наследником о смерти наследодателя ввиду того, что в течение какого-то периода времени они не поддерживали отношений, если при этом не будет установлено, что наследник прекратил общение с наследодателем, уклоняясь от выполнения лежавших на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя45.

Данный вывод  представляется еще более сомнительным, поскольку в ст.1155 ГК РФ говорится об обращении не к нотариусу, а в суд.

Анализ правовых позиций различных судебных инстанций  позволяет заключить, что они не отличаются единством. При этом ни один из поддержанных подходов не согласуется с положениями ГК РФ, который прямо указывает на необходимость обращения в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска срока, установленного для принятия наследства, отпали46.

 

3.2 Право на обязательную долю  в наследстве и наследование  выморочного имущества

 

Согласно ст.1149 ГК РФ обязательная доля представляет собой часть наследственного имущества, переходящую независимо от содержания завещания к определенным законом наследникам. Однако обязательная доля может причитаться только тому из наследников по закону, кто призывается к наследованию. Поэтому при наличии наследников по закону первой очереди наследник последующей очереди не приобретает права на обязательную долю47.

Пунктом 1 ст.149 ГК РФ определен круг таких наследников, а именно:

1) несовершеннолетние  или нетрудоспособные дети завещателя (в том числе усыновленные);

2) его нетрудоспособный супруг и родители (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет, инвалиды I, II, III групп);

3) нетрудоспособные  иждивенцы (лица, которые не менее  одного года до смерти наследодателя  находились на его полном материальном  обеспечении или получали от него материальную помощь, размер которой можно оценить как основной источник дохода этого лица) 48.

Лица, которые  имеют право на обязательную долю в наследстве, наследуют имущество наследодателя в установленном законом размере - не менее половины доли, причитающейся каждому из них по закону, независимо от того, указаны эти лица в завещании или нет.

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, простоту обязательной доли в наследстве, данное право на практике порождает множество  проблем и вопросов.

Так, одна из самых серьезных проблем связана с правильным определением размера обязательной доли, исходя из стоимости всего наследственного имущества. Речь идет прежде всего о трудностях, вызванных оценкой предметов обычной домашней обстановки и обихода. Включение указанных объектов в состав наследства требует учитывать их стоимость и при исчислении обязательной доли. Поскольку предметы обычной домашней обстановки и обихода относятся к имуществу, принадлежность которого правоустанавливающими документами обычно не подтверждена, выдача свидетельства о праве на наследство на него может иметь место лишь в тех случаях, когда нотариусом в порядке принятия мер к охране наследственного имущества была произведена опись. Однако на практике принятие мер к охране наследственного имущества является весьма редким нотариальным действием. Вместе с тем очевидно, что игнорирование в составе наследства предметов обычной домашней обстановки и обихода уже само по себе приводит к неправильному определению обязательной доли необходимых наследников, так как данный вид имущества существует в любой семье, различие состоит лишь в его стоимости.

Кроме того, отсутствие документального подтверждения  принадлежности наследодателю не только вышеуказанных объектов (которые, как  правило, не представляют особой ценности), но и более дорогостоящего имущества (антиквариат, предметы роскоши и пр.) также влечет искажение истинной картины о составе наследства и, следовательно, не может способствовать (а скорее, даже препятствует) верному исчислению долей обязательных наследников.

О фактической  невозможности определить общую  стоимость наследства для целей  правильного исчисления обязательной доли свидетельствует и нынешний порядок выплаты предварительной компенсации по вкладам. Как правило, отвечая на запрос нотариуса о размере остатка вклада умершего и причитающейся ему компенсации, банк указывает конкретную денежную сумму, рассчитанную, исходя из применимых коэффициентов. Однако по некоторым категориям вкладов информация о размере компенсации может быть предоставлена только наследникам при непосредственном обращении в банк. Нотариусу же в этих случаях не остается ничего иного, кроме как игнорировать вообще указанное имущество49.

Второй проблемой, связанной с правом наследников  по закону на обязательную долю, является процедура расчета обязательной доли.

Вопрос об определении  размера доли обязательного наследника возникает в первую очередь в тех случаях, когда завещание составлено по форме "из принадлежащего…". Есть точка зрения, что в рамках наследственного дела нотариусу невозможно определить объём наследственного имущества, т.к. трудно установить, имеется ли незавещанное имущество и какое именно. Сторонники этой точки зрения направляют наследников в суд, даже если между ними нет спора. Вряд ли можно признать правильным такой подход. Суд определяет объём наследственного имущества со слов наследников, таким же образом объём наследственного имущества может определить и нотариус50.

Для правильного  расчёта обязательной доли необходимо знать количество наследников по закону, перечень наследственного имущества, в том числе незавещанного, и его оценку. Эти сведения должны сообщить все наследники по наследственному делу, оформив отдельные заявления. Затем нотариус на основании заявленных сведений (при условии, что они совпадают) производит расчёт размера обязательной доли имущества и определение имущества, подлежащего передаче обязательному наследнику. Если наследников устраивает произведённый нотариусом расчёт, удостоверяется их согласие с расчётом, после чего подаются заявления о выдаче свидетельств в рассчитанных долях и свидетельства о праве на наследство51.

Однако в  данном случае возможно возникновение  следующей проблемы: после выдачи свидетельств может обнаружиться наследственное имущество, которое не учитывалось при расчёте размера обязательной доли. Какова судьба указанного имущества? Если бы оно присутствовало сразу при расчёте, то в той или иной мере уменьшило или устранило бы долю обязательного наследника в завещанном имуществе. Эту проблему можно решить, предупредив наследника по завещанию о такой возможности и заранее истребовав в любой форме его согласие на выдачу свидетельства о праве на наследство на это имущество обязательному наследнику (если он один), а также другим наследникам по закону. Если же этого не сделать при обнаружении незавещанного имущества, то и нотариус будет лишён возможности выдать свидетельство обязательному наследнику и другим наследникам по закону, и у наследника по завещанию появится основание для оспаривания свидетельств52.

В институте  наследования по закону наряду с проблемами, связанными с правом на обязательную долю в наследстве, некоторые вопросы и трудности возникают по поводу выморочного имущества.

При возникновении  ситуации, когда наследники имущества  умершего гражданина и по закону, и по завещанию отсутствуют либо никто из наследников не имеет права наследовать это имущество, либо все наследники отстранены от наследования этого имущества или отказались от него и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, такое имущество считается выморочным.

В соответствии с п.2 ст.1151 ГК РФ выморочное имущество  переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации53.

Российская  Федерация, выступая в качестве наследника выморочного имущества, является особым наследником по закону, не отнесенным ни к одной из очередей.

Особое положение  Российской Федерации в гражданском  обороте предопределяет и особый порядок получения выморочного имущества. Становясь федеральной собственностью, выморочное имущество поступает в государственную казну Российской Федерации54.

Переход выморочного  имущества в порядке наследования к государству имеет ряд особенностей по сравнению с обычным наследованием по закону, в частности:

  1. переход выморочного имущества к государству закреплен императивно. Таким образом, от государства не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства (п.1 ст.1152 ГК РФ);
  2. поскольку норма о переходе выморочного имущества к государству императивна, у государства отсутствует возможность отказаться от принятия наследства (п.1 ст.1157 ГК РФ). Законодательство предусматривает возможность передачи полученного государством выморочного имущества в собственность субъектов РФ или муниципальных образований. Однако такая передача должна осуществляться исходя из положений п.3 ст.1151 ГК РФ только после оформления права собственности государства, то есть уже за рамками наследственного правопреемства;
  3. для определения порядка наследования и учета выморочного имущества, а также порядка передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований предусмотрено принятие специального закона55.

Так, в п.3 ст.1151 ГК РФ предусмотрено издание федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества, а также о порядке его передачи в собственность субъектов Российской Федерации или собственность муниципальных образований. Однако в настоящее время такой закон еще не принят. В результате это приводит к ряду немаловажных проблем.

Порядок наследования выморочного имущества в целом  определен в части третьей ГК РФ, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской федерации. Так, в п.1 ст.125 ГК РФ установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим решить вопрос о том, какой орган должен представлять Российскую Федерацию при получении выморочного имущества, является наличие таких полномочий у государственного органа и закрепление их актами, определяющими их статус56.

На основании  изложенного в третьей главе  можно сделать вывод о том, что принятие наследства представляет собой осознанный акт поведения  каждого в отдельности наследника, в результате которого наследник замещает наследодателя во всей совокупности имущественных прав и обязанностей, участником которых при жизни был наследодатель. Для принятия наследства установлен специальный порядок, предусмотрены специальные способы и специальные сроки. Правовое значение принятия наследства состоит в получении наследником статуса приобретателя и триады полномочий, присущих такому приобретателю, как собственнику.

Обязательная  доля представляет собой часть наследственного  имущества, которая переходит к  определенным наследникам независимо от содержания завещания. Анализируя правовую природу права на обязательную долю в наследстве, наблюдается острая необходимость внесения изменений в действующее законодательство для беспрепятственного осуществления данного права. Устранение противоречий и пробелов будет являться реальной гарантией получения обязательной доли в наследстве в бесспорном порядке, нотариус без труда сможет выдать свидетельство о праве на наследство на обязательную долю, и у судов также будет меньше проблем для разрешения споров о данном праве.

Что касается выморочного  имущества, то оно представляет собой  имущество, оставшееся после смерти гражданина, у которого нет наследников, в результате чего оно переходит к государству. Основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. В законе, издание которого предусмотрено в п.3 ст.1151 ГК РФ, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения.

Информация о работе Актуальные проблемы приобретения наследства по закону