Абсолютная и конституционная монархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание

Характер формы правления,существующей в данном государстве ,зависит от организации верховной государственной власти,точнее - от определения правового положения одного высшего органа государственной власти - главы государства. В конечном счете различие между двумя основными формами правления,существующими в зарубежных государствах,- монархией и республикой,зависит от того,кто стоит во главе государства. Такие его особенности,как демократизм или реакционность,централизация или децентрализация и некоторые другие не находятся в прямой зависимости от формы правления. Тем не менее,форма правления существенна,так как она налагает определенный отпечаток на структуру государственного аппарата и существующие между его отдельными звеньями взаимоотношения.

Работа состоит из  1 файл

Виды монархий в современном мире.docx

— 195.88 Кб (Скачать документ)

8. выборность монархов в Малайзии и ОАЭ;

это абсолютный феномен монархической  формы правления, который является своеобразным «миксом» монархии и республики.

Эмираты полноценной монархией  нельзя, так как главой государства  является Президент, причем выборный. Однако он выбирается из семи эмиров, являющихся правителями эмиратов, которых соответственно тоже семь.

Полномочия так называемого Президента юридически и фактически очень широки: он является председателем правительства (Кабинета), входит в Высший совет федерации (парламент арабского типа), так же является верховным главнокомандующим и представителем Эмиратов за границей.

Большое значение имеет принятая в 1971 г. Конституция, которая, однако же, регулирует лишь полномочия таких институтов как институт правительства, органов  парламента и Президента, а так  же частично основные права и свободы  граждан.

Самое поразительное в ОАЭ является то, что в каждом из семи эмиратов имеет место абсолютная монархия, которая сочетается еще и с  Конституциями эмиратов. Высшая власть страны не имеет никакого права вмешиваться  во внутренние дела эмиратов.

Таким образом, в восточной части  Аравийского полуострова находится  уникальное государство: республика с монархией (причем абсолютной) в основе или «монархической республикой».

 

9. монархический федерализм как  фактор ограничения власти монарха;

 

По Конституции Бельгии от 1831г. это государство является унитарным, но при развитии этой страны возникли проблемы, обусловленные неоднородностью  национального состава населения. Однако федерализм в монархиях можно  рассматривать как еще один способ ограничения власти монарха с  помощью децентрализации государственного руководства монархией.

 

10. клановый принцип выбора монарха в арабских монархиях;

 

Эта особенность присуща исключительно  азиатским монархиям Персидского  залива.

 

 

2.Абсолютная и конституционная монархия.

2.1 Абсолютная монархия  история и современность.

Историчеким предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учереждение в поздний период развития средневековья.           

Абсолютные монархии возникли в  Европе в условиях перехода стран  от феодального общества к обществу индустриальному. Главными чертами  абсолютной монархии, как она предстает  в теориях Ж. Бодена или Т. Гоббса, являются сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха, акцентирующего внимание на развитии налоговых институтов и обладающего правом распоряжения государственными финансами.

В абсолютистском государстве управленческие функции сосредоточиваются в  руках обширного бюрократического аппарата во главе с верховным  правителем, появляются постоянная армия  и полиция, осуществляется регламентация  государственной службы и повседневной жизни населения.

Классическим является французский  абсолютизм, а самым ярким воплощением  его служит образ абсолютного  монарха — Людовика XIV. В немецкой истории аналогичный пример дает нам прусский король Фридрих Вильгельм I. Однако немецкий абсолютизм в территориальных  государствах в XVII и XVIII вв. был скорее намерением, чем реализованной практикой.

Только в теории он покоился на неограниченной и безраздельной  власти одной личности. Император  и немецкие князья и государи в большинстве случаев не обладали в своей стране монопольной властью. Их самовластие ограничивалось органами сословного представительства: рейхстагом — на имперском уровне, ландтагами и другими учреждениями — в отдельных территориальных государствах.

Сословное представительство не было легитимировано избирательным договором, но покоилось на признанных сословных  правах. При всех различиях представительных учреждений в разных землях у них было общее, что их объединяло. Они всегда выступали против притязаний монархов на чрезвычайные политические полномочия. Государи, со своей стороны, редко оспаривали этот порядок.

Абсолютизм в рамках империи  и в многочисленных немецких государствах имел разнообразные проявления. Но если понимать под «абсолютизмом» неограниченную власть суверенного государя, то такого абсолютизма в имперском союзе  не было.

В большинстве княжеств Германии существовала такая форма абсолютизма, при  которой государь признавался носителем  высшей законодательной, исполнительной и судебной власти, но в пределах полномочий, предоставленных ему сословным представительством. Он не мог превысить свои прерогативы без согласия сословий и обязан был соблюдать законные права подданных.

Легитимации абсолютной власти в XVII в. способствовало представление о  ней как о силе, которая предотвращает  гражданские конфликты, обеспечивает порядок, пропитание, защищает собственность. Соответственно определялись функции  монаршей власти: объединить разные властные права, создать собственные постоянные законы и судебный аппарат, органы управления и чиновничество, взять на себя управление церковью и организовать финансы  для содержания постоянного войска, создать свою дипломатию.

Удавалось это в полном объеме только большим немецким территориальным  государствам, в то время как в  малых княжествах появились только отдельные элементы абсолютизма. Тем  не менее именно государи и их правительства задавали темп политическому развитию. От них исходили наиболее сильные инициативы в управлении, политике, экономике. Они увеличивали свое воздействие на население с помощью полицейских мер, армии и управленческого аппарата.

Таким образом, можно констатировать, что, хотя в  самых важных для будущего политического  развития Германии немецких государствах в XVII и XVIII вв. в целом сильнее всего  проявляла себя монархическая власть, нельзя недооценивать и значения сословного представительства.

Особенности абсолютизма в различных  странах определялись соотношением сил дворянства и буржуазии. Во Франции, и особенно в Англии влияние буржуазных элементов на политику было значительно  больше, чем в Германии, Австрии  и России. Характерным явлением для  Европы второй половины XVIII века стал просвещенный абсолютизм, тесно связанный с  идеями и практикой эпохи Просвещения. В целом абсолютистская система управления усиливала ощущение государственной общности у представителей различных сословий и социальных групп, способствуя тем самым формированию нации.

По мере развития и усиления капитализма  в европейских странах принципы существования абсолютной монархии, которая консервировала архаичные  феодальные порядки и сословные  перегородки, стали приходить в  противоречие с потребностями изменившегося  общества. Жесткие рамки протекционизма и меркантилизма ограничивали экономическую  свободу предпринимателей, вынужденных  производить лишь товары, выгодные королевской казне. Кардинальные изменения  происходят внутри сословий. Из недр третьего сословия вырастает экономически мощный, образованный, предприимчивый класс  капиталистов, имеющий собственное  представление о роли и задачах  государственной власти. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путём, в  других странах происходила постепенная  трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

В настоящее время в мире осталось только 4 государства, форму правления  в которых можно безо всяких условностей  назвать абсолютной монархией — это Бруней, Саудовская Аравия, Оман, Катар. В них власть безраздельно принадлежит монарху.

Бруней это Азиатское государство с зачатками парламентаризма и конституционности. В 1984 г., когда Бруней обрел свою независимость власть перешла в руки султана. В этой стране нет четко очерченных органов законодательной и исполнительной власти. В роли законодательных органов могут выступать лишь Конституционные советы, являющиеся своего рода совещательным органом при монархе.

Власть в Брунее сосредоточена  в руках одного самодержавного монарха. Хотя на данный момент Бруней напоминает Россию в начале XX века, т.к. сейчас виден  рост брунейского освободительного движения.

То есть брунейская монархия по своей сути является абсолютной с незначительными зачатками парламентаризма и демократии.

 

Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером абсолютной теократической монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. 
 
Ватикан - город-государство, расположенный в Риме, на холме Монте-Ватикано. Территория 0,44 кв. км. За пределами государства, в Риме на правах экстерриториальности находятся 13 зданий и замок Гандолфо (летняя резиденция Пап).Ватикан - абсолютная теократическая монархия. Глава государства - избираемый пожизненно коллегией кардиналов Папа Римский. С 16.10.1978 г. на престоле находится Иоанн Павел II. Ему принадлежит законодательная и судебная власть. Функции премьер-министра исполняет государственный секретарь. Административное управление территорией осуществляет губернатор, назначаемый Папой. Высший консультативные органы - Вселенский Собор римско-католической церкви (последний раз созывался в 1962 - 65 гг.), коллегия кардиналов и епископский собор. Практическое руководство религиозной, политической и экономической деятельностью осуществляется римской курией. В ее составе - секретариат, совет по государственным делам, 10 конгрегаций (духовных ведомств) и другие службы. 

Объединенные Арабские Эмираты — федеративное государство, состоящее из семи эмиратов — абсолютных монархий.

В Тонга официальная форма правления - конституционная монархия, но до 2010 года король имел большой контроль над парламентом.

 

В большинстве стран абсолютная монархия эволюционирует в монархию конституционную.

2.2 Достоинства и недостатки  абсолютной монархии.

Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств, которые проявляются:

- в способности верховной власти  концентрировать ресурсы на решении  актуальных задач;

- в единстве государственной  власти, выражающемся в соединении  властных полномочий в одном  центре, что обеспечивает высокую  степень взаимодействия законодательной,  исполнительной, судебной власти, предотвращает  конфликты между ними;

- в способности проводить эффективную  внутреннюю и внешнюю политику, которая гарантирует политическую  стабильность, правопорядок и единство  нации;

- в организации единственного  механизма, который исключает  дублирование управленческих функций  и как следствие существование  относительно дешевого чиновничьего  аппарата;

Однако все эти достоинства  обнаруживаются в том случае, если монархом становится сильная и умная  личность, а правящая семья ориентирована  на отстаивание национальных интересов.

Наряду с достоинствами абсолютная монархия имеет также существенные недостатки, это - политическое бесправие  народа не участвующего в формирование институтов верховной власти и проведении государственной политики, юридическую  безответственность монарха за принимаемые  решения, монополию монарха на власть, способную привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотребление  властью.

 

 

 

 

2.3  Конституционная Монархия .

 
- разновидность монархической формы  правления, государство, в котором  власть монарха значительно ограничена  выборным представительным органом  (парламентом). Обычно это определяется  конституцией, которую монарх не  вправе изменить. Как правило, Конституционная Монархия

предполагает  наличие т.ж. и независимой судебной системы. Конституционная Монархия

впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. Примером таких монархий являются многие государства Европы и Азии: Великобритания, Дания, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.

 

 

            Конституционная монархия подразделяется на два вида: дуалистическую и парламентарную монархии.

2.4 Монархия дуалистическая.            

 Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего,при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент,которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том,что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство,которое несет ответственность только перед ним. Парламент,которому конституция предоставляет реальные полномочия,никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав,ни на его деятельность не оказывает. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом,которому предоставляется право вето,право назначения в верхнюю палату,право роспуска парламента.            

 В настоящее время дуалистическая  монархия существует в Иордании,Кувейте,Марокко.

Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Свое начало тайская монархия берет в 1238г., году основания тайского королевства  в городе Сукотай и коронации первого тайского короля. Первый тайский король, впрочем, был в свое время мелким князем и вассалом кхмерской империи, и для укрепления своего авторитета он еще женился на кхмерской принцессе. В дальнейшем в Таиланде сменились несколько династий. Правящая сейчас династия Чакри появилась в 1782г., когда после разгрома Аюттайи бирманцами, страна погрузилась в темные года. Тайский генерал, впоследствии король-основатель династии Рама I тогда смог победить Бирму и вытеснить их войска за пределы страны. Государство было возрождено, столица перенесена в Бангкок. Нынешний король страны Рама IX - является девятым королем династии Чакри. Он родился в 1927г. в США и получил образование в Бангкоке и Швейцарии. Тайланд определяется как конституционная монархия. 
 
В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а «согласно уважаемой традиции» и не подвергается любого рода наказаниям. Его королевское величество взошел на престол в 1946г. после преждевременной смерти своего брата, который правил всего год. В 1996г. Таиланд отмечал 50-летие правления Рамы IX. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому всеми путеводителями насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства и даже культуры (но не буддизма), считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн (кстати, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант) исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя. 

Информация о работе Абсолютная и конституционная монархия