Экологические проблемы Балтийского моря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 20:18, реферат

Описание

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся в материк акваторию,

относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном

только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или

средиземными, встречаются в различных климатических зонах земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы

Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление

воды может произойти в среднем за 30—50 лет.

Работа состоит из  1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ.docx

— 118.73 Кб (Скачать документ)
 
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРОБЛЕМЫ  БАЛТИЙСКОГО  МОРЯ

Балтийское море представляет собой глубоко вдающуюся  в материк акваторию,

относящуюся к бассейну Атлантического океана и связанную с Мировым океаном

только узкими проливами. Такие моря, которые называются внутренними, или

средиземными, встречаются  в различных климатических зонах  земного шара.

Водообмен с Мировым океаном, осуществляемый лишь через узкие и мелкие проливы

Скагеррак и Каттегат (ведущие в Северное море), замедлен: полное обновление

воды может произойти  в среднем за 30—50 лет. Эта полузамкнутость Балтийского

моря обусловливает  его чрезвычайную чувствительность к антропогенному

воздействию. Балтийское море служит приемным бассейном более  чем двухсот рек

(табл. 2). Более  половины общей площади бассейна  Балтийского моря дренируют

крупнейшие реки — Нева, Висла, Западная Двина (Даугава), Неман (Нямунас), и

именно в них  попадает бoльшая часть загрязняющих веществ, образующихся в

результате антропогенной  деятельности на территории. поступление

загрязнителей превысило  природную способность акватории  к самоочищению.

Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики  — избыточное

поступление в  акваторию азота и фосфора  в результате смыва с удобряемых

полей, с коммунальными  стоками городов и отходами некоторых  предприятий. Из-

за этих биогенных  элементов море становится «переудобренным», органические

вещества не полностью  перерабатываются и при дефиците кислорода начинают

разлагаться, выделяя  сероводород, губительный для морских  обитателей. Мертвые

сероводородные  зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря —

Борнхольмской, Готландской и Гданьской;

Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов —

ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около  половины общей

массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть —

при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных

отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4

тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути  — «всего» 33 т. На 21

тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти

металлы даже в  ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских

организмов.

Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение  нефтью, давним врагом

моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти.

Нефть покрывает  поверхность водного зеркала  пленкой, не пропускающей кислород

вглубь. Накапливаются  вещества, токсичные для живых  организмов. Аварийные

разливы нефти  в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых

зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.

Все экологические  проблемы Балтийского моря определяются его загрязнением из

множества разнообразных  источников через реки, трубопроводы, захоронения, от

эксплуатации судов  и, наконец, из воздуха.

Общественность  все больше беспокоит загрязнение  вод Балтики, главной причиной

которого, как указывается, являются нефтеразливы в акватории Невы и Финского

залива.

Международная организация "Коалиция чистая Балтика", объединяющая экологов 10

стран Балтики, обращает внимание на опасную ситуацию в связи  с введением в

эксплуатацию нефтеналивного порта Приморск. "По имеющейся  у нас информации,

здесь не сформирована необходимая инфраструктура по ликвидации крупных

разливов нефти, хотя загружаются танкеры дедвейтом  свыше 100 тысяч тонн.

Любая серьезная  авария способна вызвать полномасштабную экологическую

катастрофу для  всего нашего региона".

Состояние Балтийского  моря и особенно Финского залива вызывает всеобщее

беспокойство. Финский  залив является одной из наиболее загрязненных частей

Балтийского моря. Избыток биогенов, становится причиной эвтрофикации как

открытого моря, так  и прибрежных зон.

Увеличилось число  токсичных видов сине-зеленых  водорослей, их цветение,

помутнение воды и загрязнение береговой линии  и рыболовных снастей.

Кроме этого, растущее число нежелательных некоренных видов угрожает ущербом и

разрушением морской  экосистемы.

В будущем, в основном из-за быстрого роста перевозок, произойдут значительные

изменения в использовании  земли и моря. Рост перевозок наземным и морским

транспортом, а  также портовых работ увеличит риск загрязнений, связанный с

транспортировкой  нефтепродуктов и химикатов

     ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ОДНОВРЕМЕННО И С УЧАСТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОСТИ.

Главные экологические  проблемы Балтийского моря и Финского залива обычно

связаны со многими  сторонами жизни общества, такими как производство и

потребление энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство,

рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды, региональное и

городское планирование и охрана природы.

Природоохранные меры не будут эффективными, если их принимать отдельно.

Экологические аспекты, например, касающиеся почвы, воды и  воздуха должны быть

неотъемлемой частью процесса принятия решений во всех сферах общества.

Чрезвычайную важность имеют экологическое образование  и повышение

информированности населения по экологическим проблемам. В соответствии с

принципом 10 Декларации, принятой в Рио, и с принципами Орхуской конвенции

граждане должны иметь право доступа к экологической  информации, участия в

принятии решений  и обращения к правосудию в  связи с экологическими

проблемами.

Каждую минуту каждый из нас, живущих у берегов  Балтийского моря,

рискует стать  жертвой химической атаки невиданной силы. Ибо на дне

моря со времен Второй мировой захоронены десятки тысяч тонн химических

боеприпасов.

Основным источником загрязнения водной среды Балтийского  моря в регионе

является городская  система канализации, через которую  ежегодно сбрасывается в

акваторию реки Невы и Невской губы около 1500 млн. куб. м сточных вод.

Ладожское озеро, река Нева и ее притоки, особенно в  черте Санкт-Петербурга,

испытывают значительное загрязнение нефтепродуктами. Серьезными источниками

загрязнения являются предприятия и организации, занимающиеся перевозкой и

перевалкой нефтепродуктов. Интенсивность движения судов грузоподъемностью  до

5000 т, перевозящих  нефтепродукты, составляет 8-10 судов  в сутки, а годовой

грузооборот нефтепродуктов достигает 5 млн. т. Многие суда, используемые для

перегрузки нефтепродуктов устарели, используются более 20 лет, не отвечают

требованиям экологической  безопасности.

Далеко не весь объем загрязняющих веществ, попадающих в Балтийское море,

является продуктом  деятельности государств его бассейна. Значительная часть

загрязнения поступает  с атмосферным переносом.  

Балтийское море сильно загрязнено в результате активной деятельности проживающих на его  берегах людей. Экологические проблемы Балтийского моря связаны со многими  сторонами жизни общества, такими как производство и потребление  энергии, промышленность, лесное хозяйство, сельское хозяйство, рыболовство, туризм, транспорт, обработка сточные воды.  
 
Главные экологические проблемы Балтики  
 
Во-первых, избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Поскольку водообмен Балтики не очень активен, то концентрация азота, фосфора и других отходов в воде становится очень сильной. Из-за биогенных элементов в море органические вещества не полностью перерабатываются, а из-за недостатка кислорода они начинают разлагаться, выделяя губительный для морских обитателей сероводород. На дне Готландской, Гданьской, Борнхольмской впадин уже существуют мертвые сероводородные зоны.  
 
Вторая значимая проблема Балтики – загрязнение воды нефтью. С различными стоками в акваторию ежегодно попадают тысячи тонн нефти. Пленка нефти, которая покрывает поверхность водного зеркала, не пропускает кислород вглубь. Так же на поверхности воды накапливаются токсичные вещества, вредные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря.  
 
Третья проблема акватории Балтийского моря - накопление тяжелых металлов. Ртуть, свинец, медь, цинк, кобальт, никель попадают в основном в воды Балтики с атмосферными осадками, остальная часть попадает при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тысяч тонн, свинца – 3 тысячи тонн, кадмия – около 50 тонн, а ртути – 33 тонн, на 21 тысячу кубических километров водного объема акватории.  
 
Балтийское море благодаря географическому положению всегда находилось на перекрестке исторических событий. На дне Балтики находится не одно кладбище кораблей. Многие затонувшие суда имеют опасные грузы. Контейнеры, в которых находятся грузы, со временем разрушаются.  
 
Десятилетиями в Балтике практиковалось затопление и захоронение устаревших бомб, снарядов, химических боеприпасов. После окончания Второй мировой войны по совместному решению стран антигитлеровской коалиции (СССР, Великобритания и США) и в соответствии с решением Потсдамской конференции 1951 года в различных районах Балтики, а также в проливах, соединяющих Балтийское море с Северным морем, было затоплено свыше 300 тысяч тонн немецкого химического оружия и боеприпасов.  
 
Больше полувека боеприпасы лежат на дне Балтики, создавая потенциальную смертельную угрозу. Металл в морской воде разъедает ржавчина, и отравляющие вещества в любое время могут попасть в воду.
Балтийское море достаточно бедно морскими млекопитающими, к которым относятся три вида тюленей: тюлень серый или тювяк, тюлень обыкновенный или нерпа, а также морская свинья обыкновенная, которая относиться к зубатым китообразным. Нерпа в водах Балтийского моря настолько отличается от своего исходного вида – нерпы кольчатой, что считается отдельным подвидом – нерпа балтийская. Обыкновенный тюлень сегодня встречается в Балтийском море в количестве неколько сотен особей только в юго-западной части, и данный вид никогда не отличался обилием в Балтийском море. Тевяк и нерпа ещё в середине прошлого столетия водились в Балтийском море десятками тысяч, но охота на них и загрязнения вследствии техногенной деятельности человека привели к резкому сокращения их численности. Считалось, что тюлени наносят вред рыбному хозяйству. Кроме того в результате увеличения загрязнения среды обитания данных видов в их организмах стали накапливаться такие токсичные вещества как ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) и ПБХ 
(полихлорбифенил). ДДТ устойчив, (период полупревращения составляет около 5 лет), биоаккумулируется в пищевой цепочке, в значительной степени влияет на репродуктивную способность птиц. ДДТ токсичен для человека, животных и рыб, поражает, главным образом, центральную и периферийную нервные системы и печень. 
Исследования, проведённые в конце 60-х годов прошлого столетия, показали большое содержание этих веществ в организмах этих животных. Позже, в середине 70-х годов прошлого столетия, были отмеченны нарушения в размножении нерпы, что привело к резкому падению количества новорожденных детёнышей. В ходе наблюдений сделанных в 90-е годы удалось выяснить, что происходит постепенное устранение нарушений рождаемости нерпы. Причиной этого послужило уменьшение концентрации ДДТ и ПБХ в их среде обитания. 
Из существующих в окружающей среде ядовитых веществ ДДТ и ПБХ, в районе акватории Балтийского моря, накапливаются в организме орлана-белохвоста, что приводит к катастрафическим снижениям численности его популяции в данном регионе. В 50-е годы почти все птенцы вылуплялись мёртворожденными. 
Это связанно с тем, что накопление ДДТ в организме птиц приводит к сокращению толщины скорлупы яиц и яйца просто раскалываются под весом высижывающих их птиц. В настоящий момент численность орлана-белохвоста востановленна в результате охранных мероприятий проведённых совместными усилиями таких государств как: Эстония, Финляндия, Швеция и Германия. В 
1994 году здоровые птенцы родились у 68% наблюдаемых орлиных пар. 
В акватории Финского залива Балтийского моря в данный момент наблюдается тенденция к сокращению загрязнения такими тяжелями металлами как: Zn, Cd, 
Cu, но в 1998 году наблюдалось резкое увеличение загрязнения свинцом. Возле побережья Эстонии на 1998 г. наблюдалась следующая картина: медь – 3.0 мг/кг-1 и 1,8 мг/кг-1, кадмий – 0.37 мг/кг-1 и 0.31 мг/кг-1, цинк – 30 мг/кг-1 и 23 мг/кг-1, ртуть – 0.03 мг/кг-1 и 0.01мг/кг-1 (в мг/кг-1 на сухой вес еденицы биомассы) соответственно в заливах Кунда и Пярну. Средняя концентрация нефтяных углеводородов в 1998 также выросла по сревнению с 
1994-1997 гг.), вообще Балтийское море очень уязвимо при загрязнении нефтепродуктами т.к. вода здесь холодная, а чем нмже температура, тем медленнее происходит распад нефти. Кроме того так как в естественных условиях нефть в экосистеме Балтийского моря не встречается, то соответственно и отсутствут нефтепоглощающие бактерии. Нефть и ее продукты оказывает прежде всего губительное воздействие на живые организмы и на пернатых, нагружают донный седимент сложными ароматическими углеводородными соединениями токсичного воздействия. Однако необходимо отметить, что в это время в Эстонской республике изменилась методика проведения аналитических определений, чем и может быть вызванно данное отклонение от данных полученных в более ранние годы. 
 
Эвтрофикация и ее воздействие на экосистему: 
 
В прошедшем столетии в результате техногенной деятельности человека объемы фосфора в бассеине Балтийского моря возросли в восемь раз, а азота в четыре раза. Данное воздействие на экосистему Балтийского моря со стороны человека привело к тому, что очень сильно увеличилась биомасса водорослей, которые опускаясь на дно моря в больших количествах и разлогаясь там приводят к сокращению кислорода, а затем в результате деятельности анаэробных бактерии начинает выделяться сероводород, который убивает все живое на дне. Влияние эвтрофикации на видовой состав рыбы следующий: в акватории Балтийского моря наблюдается размножение прежде всего плотвы и тех видов рыбы которые питаются первичными продуцентами. В середине 80-х годов половина рыбной биомассы приходилась только на плотву. 
Цветение ядовитой сине-зеленой водоросли, появляющееся в открытом море в конце ленего сезона, вызывается цианобактериями, которые связывают молекулярный азот, растворившийся в воде из атмосферы. Около половина азота, поступающего в море, происходит из атмосферы, где он в свою очередь образуется вследствии сжигания ископаемого топлива, а также от аммиака испаряемого сельскохозяйственными предприятиями. Интенсивный транспорт и скотоводство, интенсивно развитые в Центральной Европе, приводят к тому, что наибольшее количество азотных осадков выпадает над акваторией 
Балтийского моря. 
Фосфор в свою очередь попадает в море через реки и имеет сельско- и лесохозяйственное происхождение. Обильные удобрения легко стекают с полей в местные водоёмы, откуда уже в дальнейшем реками уносятся в море. Некоторая часть фосфора поступает в море через атмосферу или из таких точечных источников загрязнения как гигиенически- канализационные отходы населенных пунктов и промышленных предприятий. В результате с/х деятельности человека по берегам Балтийскогом моря в море попадает ежегодно 200 000 тонн азота и 
5 000 тонн фосфора, что составляет по азоту 30-40%, а по фосфору 10% от совокупного объема нагрузок на на весь бассеин Балтийского моря. В результате увеличения явления эвтрофикации начинается деградация пищевой сети в экосистеме Балтийского моря, пищевая цепь становится совсем однобокой за счет резкого увеличения одних видов и резкого сокращения других. 
Кроме того сине-зеленые водоросли во вреия своего цветения выделяют различные токсины, которые очень ядовиты для человека . Запрет на купание стал печальной реальностью на многих пляжах Швеции, Дании, Финляндии, а в прошедшем году также и в Эстонии. В середине июля из-за водорослей для купания в нашей стране были закрыты морские побережья в Пирита и на 
Штромке в Таллине, а также в Тойла и Нарва-Йыэсуу на северо-востоке страны. 
Среди симптомов отравления человека сине-зелеными водорослями медики называют покраснение кожи и глаз, ухудшение самочувствия, расстройство желудка, жар, насморк, кашель, ломоту в мышцах, пересыхание губ и нарушение координации.

 

Примерно до середины ХХ в. состояние Балтийского моря не вызывало серьезных опасений. 
Но уже в конце 60-х годов вследствие того, что поступление загрязнителей превысило природную способность акватории к самоочищению, и в результате сверхэксплуатации ресурсов на Балтике разразился экологический кризис, и в 1973 г. море было объявлено чрезвычайным районом Мирового океана. Несмотря на развитие в регионе природоохранной деятельности, к настоящему моменту общая экологическая ситуация в целом не улучшилась. Экологическая проблема номер один сегодняшней Балтики — избыточное поступление в акваторию азота и фосфора в результате смыва с удобряемых полей, с коммунальными стоками городов и отходами некоторых предприятий. Из-за этих биогенных элементов море становится «переудобренным», органические вещества не полностью перерабатываются и при дефиците кислорода начинают разлагаться, выделяя сероводород, губительный для морских обитателей. Мертвые сероводородные зоны уже занимают дно крупнейших впадин Балтийского моря — Борнхольмской, Готландской и Гданьской; в 70-х годах сероводородные зоны были найдены и в некоторых углублениях Рижского залива. 
Вторая по значимости проблема Балтийского моря — накопление тяжелых металлов — ртути, свинца, меди, цинка, кадмия, кобальта, никеля. Около половины общей массы этих металлов попадает в море с атмосферными осадками, остальная часть — при прямом сбросе в акваторию или с речным стоком бытовых и промышленных отходов. Количество меди, поступающей в акваторию, составляет ежегодно около 4 тыс. т, свинца — 3 тыс. т, кадмия — около 50 т, а ртути — «всего» 33 т. На 21 тыс. км3 водного объема акватории, казалось бы, немного. Однако эти металлы даже в ничтожных концентрациях крайне опасны для человека и морских организмов. Третья из наиболее острых проблем Балтики — загрязнение нефтью, давним врагом моря. С различными стоками в акваторию ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. Нефть покрывает поверхность водного зеркала пленкой, не пропускающей кислород вглубь. Накапливаются вещества, токсичные для живых организмов. Аварийные разливы нефти в большинстве случаев происходят в прибрежных и шельфовых зонах, наиболее продуктивных и в то же время уязвимых районах моря. 
Причины возникновения экологических проблем полузамкнутой балтийской акватории следует искать на суше, в пределах водосборного бассейна. 
Площадь бассейна Балтийского моря в 4 раза больше площади самого моря и составляет 1,75 млн км2. Это густонаселенный район с высокой концентрацией промышленности и интенсивным сельским хозяйством. Основные промышленные центры и сельскохозяйственные районы непосредственно приурочены к прибрежной зоне, что еще более усиливает антропогенную нагрузку на море. 

Информация о работе Экологические проблемы Балтийского моря