Экологическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 21:57, реферат

Описание

1. Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.
2. Природные ресурсы – компоненты природы, которые используются непосредственно для удовлетворения потребностей человеческого общества с учетом технических, экономических и др. возможностей.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 17.48 Кб (Скачать документ)

1. Экологическая проблема — это изменение природной среды в результате антропогенных воздействий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы.

2. Природные ресурсы – компоненты природы, которые используются непосредственно для удовлетворения потребностей человеческого общества с учетом технических, экономических и др. возможностей.

Природные ресурсы  классифицируются на основе генезиса и способа использования:

Земельные

Водные 

Биологические (растительные и животные)

Минерально-сырьевые

Ресурсы Мирового океана

Рекреационные

Климатические и  космические ресурсы

В связи с проблемой  ограниченности запасов природных  ресурсов возрастает значение классификации  по признаку исчерпаемости1: исчерпаемые (в т. ч. возобновимые и невозобновимые природные ресурсы) и неисчерпаемые.

Ресурсы классифицируются также по признаку предназначенности  для той или иной отрасли экономики (для черной, цветной металлургии, химической промышленности), по качеству (например, по содержанию полезных компонентах  в рудах).

Полного тождества  между географией разведанных ресурсов и их добычей нет. В первую очередь  осваиваются месторождения наиболее богатые, выгодные по условиям эксплуатации и ЭГП.

Размещены природные  ресурсы в России крайне неравномерно. Это объясняется различиями в  климатических и тектонических  процессах, происходящих на Земле, различными условиями образования полезных ископаемых в прошлые геологические  эпохи.

В природе ресурсы  размещаются не обособленно, а в  виде их комплексных сочетаний, расположенных  на определенных территориях. Крупные  сочетания ресурсов, имеющие общегосударственное  значение и охватывающие обширные территории, называются природными базами. На территории России их несколько: в Восточной  Зоне – Южно-Сибирская, Северо-Сибирская, Северо-Восточная, Приморская; в Западной Зоне – Северо-Европейская, Центральная, Урало-Поволжская.

РФ обладает огромным м разнообразным по видовому составу (более 200 видов) природно-ресурсным  потенциалом. По объему и многообразию природных ресурсов России практически  нет равных в мире. По расчетам ученых, запасами угля, железной руды, калийных солей и фосфатного сырья РФ обеспечена на 2-3 столетия. Значительны лесные, водные ресурсы, запасы газа, нефти.

3. Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Не может считаться  источником права, в том числе  экологического, решение компетентного  органа, если оно принято по конкретному  делу и в отношении конкретных лиц, является индивидуально-конкретным властным предписанием. Так, решением Конституционного Суда РФ ненормативным  правовым актом был признан Указ Президента РФ от 25 января 1995 г. «О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края». Он оспаривался в Конституционном Суде РФ в связи с тем, что предусматривал проведение мероприятий, противоречащих требованиям экологического законодательства*. В правовом государстве не может рассматриваться в качестве источника права, в частности экологического, ненормативный акт. Кроме того, поскольку он содержит эколого-правовые предписания, противоречащие закону, он является по своей сути неправовым. По решению суда такой акт не может применяться 

Источники права  окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к  предметам совместного ведения  Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих  уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной  в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют  «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством  об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и  иного законодательства.

Определение источников права окружающей среды представляет значительную трудность, так как  издается огромное количество нормативных  правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить их классификация. Она может  быть проведена по ряду оснований.

4. Конституция РФ является основным источником всех отраслей права, а значит, и экологического права. Это происходит потому, что Конституцию РФ от других источников отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

– в верховенстве Конституции. Это означает, что с  ее принципами, нормами, закрепленными  в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она  выступает как бы доминантой всего  общественного развития;

– в ее роли как  ядра правовой системы ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и  текущего законодательства;

– в особой охране Конституции, т. е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована  вся система органов государственной  власти, осуществляющих охрану в различных  формах. Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных  норм играет Конституционный Суд  РФ, который рассматривает дела о  соответствии Конституции РФ законов  и иных нормативных актов как  федеральных органов власти, так  и ее субъектов.

Эти нормы последовательно  закреплены в Конституции РФ.

Аспекты экологического права, которые отражает и закрепляет Конституция РФ:

– земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующих территориях (ст. 9, ч. 1);

– земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности (ст. 9, ч. 2);

– граждане и их объединения  вправе иметь в частной собственности  землю и некоторые другие природные  ресурсы (ст. 35);

– владение, пользование  и распоряжение землей и другими  природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это  не наносит ущерба окружающей среде  и не нарушает прав и законных интересов  иных лиц (ст. 36, гл. 2 «Права и свободы  человека и гражданина»). Условия  и порядок пользования землей определяются на основе Земельного кодекса  РФ;

– каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь (ст. 41);

– ст. 42 является основополагающей. Она гласит: «Каждый имеет право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное  определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности (ст. 72).

6. Экологическое законодательство – комплексная отрасль российского законодательства. Такой вывод обусловлен тем, что оно включает в себя нормы различных отраслей права – это прежде всего конституционное, гражданское, административное, предпринимательское, трудовое и др. Комплексный характер носит и большинство нормативно-правовых актов, входящих в состав экологического законодательства. Разработка и принятие комплексных актов необходима главным образом в связи с особым объектом – компонентами природной среды.

Больше всего дискуссий  вызывает вопрос о соотношении частного и публичного права при регулировании  экологических отношений. В современных  условиях разграничение отношений  по поводу такого особого объекта  как природные ресурсы на регулируемые административным и гражданским  правом не всегда представляется возможным, поскольку на стыке публичного и  частного права идет формирование экологического законодательства. Как справедливо  отмечает В.С. Белых, рыночные и иерархические механизмы регулирования социальных связей дополняют друг друга. Рыночная экономика (особенно в такой стране как Россия) немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководства экономической жизнью страны 1 .

Информация о работе Экологическая проблема