Правила учета земельного фонда и распределение земель по категориям в Российской Федерации

Автор работы: Ирина Гайламазова, 22 Октября 2010 в 11:41, контрольная работа

Описание

описываются основные категории учета земель

Содержание

Введение
1.Земельный фонд и порядок его регулирования и учета
2.Виды и категории земель в РФ
3.Правовой механизм перевода и изменения категории земель
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

категории земельное право1.docx

— 39.21 Кб (Скачать документ)
  1. Правила учета  земельного фонда и распределение  земель по категориям в Российской Федерации.

 

     Содержание 

Введение 3

1.Земельный фонд и порядок его регулирования и учета 5

2.Виды и категории земель в РФ 8

3.Правовой механизм перевода и изменения категории земель 12

Список литературы 16 

 

Введение

 

      Проблемы  регулирования земельных отношений  в Российской Федерации не могут  быть рассмотрены исключительно  в рамках земельного права, так как  одна из основных проблем земельного права относится к сфере правотворчества, которая регламентируется, прежде всего, нормами конституционного права.

      Положения Конституции Российской Федерации  в целом отражают характеристику земли в единстве выполняемых ею 3 основных функций: природного объекта; природного ресурса; объекта имущественных отношений.

     Конституция Российской Федерации (статья 72, пункты «в», «г», «д», «к») к совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов относит земельное  законодательство, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничение государственной собственности на землю, природопользование, охрану окружающей среды.1

     Для эффективного управления земельными ресурсами  необходимо иметь актуальную информацию о количестве земель, их структуре  и состоянии, динамике происходящих изменений. К сожалению, несмотря на обладание современными космическими технологиями и мощными предприятиями  в сфере геодезии, картографии  и землеустройства мы имеем весьма приближенное представление о наличии  сельскохозяйственных угодий, их структуре, использовании, масштабах происходящих с ними изменений в количественном и качественном  исчислении поскольку  за последние 20 лет не проводилось  сколько-нибудь системных съемок и  изучений состояния земель.

     В настоящее время мы пользуемся информацией  о состоянии земель, полученной 30 и более лет назад, которая  значительно отличается от современного состояния сельскохозяйственных земель как в количественном так и в качественном отношении. Данные государственного учета сельскохозяйственных земель не соответствуют фактическому их количественному и качественному состоянию.2

     Важное  значение имеют и вопросы, связанные с категориями земель и порядком перевода земель из одной категории в другую.

       

      

 

1.Земельный  фонд и порядок  его регулирования  и учета

 

     Основой системы государственного регулирования  процессов управления земельным фондом выступают административно-правовые и экономические элементы (кадастровая стоимость земли, земельный налог, субсидии, компенсации, санкции, рентные платежи и т. д.), которые в совокупности создают систему, обеспечивающую рациональное использование земельного фонда и исполнение доходных статей бюджетов в Российской Федерации.

     В своей основе элементы системы государственного регулирования процессов управления земельным фондом на региональном уровне являются общими, меняются лишь их параметры (уровень налоговых ставок и платежей, степень и методы регулирования) в зависимости от землеобеспеченности, результативности деятельности сельхозпредприятий, спроса на землю и ее предложения, цены земли, рентного и других факторов. Особенности этой системы зависят от структуры собственности на землю и степени многообразия субъектов земельных отношений, развитости рынка земли, привлекательности земли как экономического ресурса и т. д.

     Земельным кодексом Российской Федерации установлена  платность землепользования. Любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Установлены и формы платы за использование земли - земельный налог и арендная плата. При этом земельный налог и арендная плата должны рассматриваться как основные источники наполнения доходных статей бюджетов в Российской Федерации.3

     Согласно  действующему законодательству и сложившейся  практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

     Целью государственного учета земель является получение систематизированных  сведений о количестве, качественном состоянии и правовом положении  земель в границах территорий, необходимых для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земель.

     Категория земель - это часть земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. Отнесение земель к категориям осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.

     Земельные угодья - это земли, систематически используемые или пригодные к  использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием.

     Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья в  соответствии с действующими нормами  и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.

     Кроме традиционного учета земель по категориям и угодьям, в настоящее время, когда земля может находиться в различных формах собственности, идет процесс разграничения государственной собственности на землю, учет осуществляется по категориям и формам собственности.

     В соответствии с действующим законодательством  земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и  иных формах собственности. На праве  частной собственности земля  принадлежит гражданам и юридическим  лицам. В государственной собственности находятся земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц, муниципальных образований. Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации, и земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Земли, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, являются муниципальной собственностью.

     Государственная статистическая отчетность, включающая сведения о наличии и распределении  земель, формируется на основе сведений государственного земельного кадастра о ранее учтенных земельных участках (землепользованиях), а также внесенных в Единый государственный реестр земель. В процессе статистических работ проводятся сбор, обработка и систематизация данных обо всех земельных участках, образующих в совокупности единый земельный фонд Российской Федерации. Актуализация баз данных государственного земельного кадастра проводится на основе обработки сведений, получаемых в ходе выполнения работ по инвентаризации и кадастровой оценке земель, государственного кадастрового учета земельных участков, государственного мониторинга земель, анализа землеустроительной документации, а также сведений о сделках с землей. Корректировка данных осуществляется также с учетом решений соответствующих органов исполнительной власти, принимаемых в целях упорядочения использования земель и приведения их правового статуса в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с учетом решений о прекращении прав на земельные участки, принятых судом.

     На  основе сведений государственного земельного кадастра составляются отчеты о земельном  фонде административных районов (городов); на региональном уровне путем свода этих данных формируется отчет о земельном фонде субъекта Российской Федерации. Роснедвижимость на основе отчетов, представленных территориальными органами по субъектам Российской Федерации, формирует отчет о наличии и распределении земель в Российской Федерации.

2.Виды  и категории земель  в РФ

 
 

       По целевому назначению земли  в Российской Федерации разделены  на следующие категории (п. 1 ст. 7 ЗК РФ):4

     1) земли сельскохозяйственного назначения;

     2) земли населенных пунктов;

     3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,  информатики,  земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

     4) земли особо охраняемых территорий  и объектов;

     5) земли лесного фонда;

     6) земли водного фонда;

     7) земли запаса.

     Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

     Земельный кодекс в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного  назначения как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского  хозяйства, а также предназначенные  для этих целей. Таким образом, основным критерием отнесения земель к  категории сельскохозяйственных является их назначение — использование для ведения сельскохозяйственного производства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и животноводческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кус-тарниковой растительности, строительство помещений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, организация опытных участков для проведения сортоиспытания сельскохозяйственных культур и другие — непосредственно связаны с указанной основной целью.5

     Любой вид разрешенного использования  из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без  дополнительных разрешений и процедур согласования.

     Виды  разрешенного использования земельных  участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере земельных  отношений.

       В местах традиционного проживания  и хозяйственной деятельности  коренных малочисленных народов  Российской Федерации и этнических  общностей в случаях, предусмотренных  федеральными законами, законами  и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской  Федерации, нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый  правовой режим использования  земель указанных категорий.

     Сведения  о наличии земель государственной  и муниципальной собственности  и разграничении их на собственность  Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность приведены в таблице:

 

   (тыс.  га)

Категории земель    Земли государственной и муниципальной  собственности
Всего из них
в собственности

Российской 

Федерации

в собственности

субъекта  Российской

Федерации

в муниципальной

собственности

Земли сельскохозяйственного назначения 276526,4 1760,2 2360,2 91,4
Земли поселений, всего

       в том числе

15567 363,4 37,7 24,7
    городских поселений 7195,7 322,1 33,7 13,2
    сельских  поселений 8371,3 41,3 4 11,5
Земли промышленности и иного специального назначения, всего

       в том числе

 
16608,5
 
8208,5
 
40,7
 
6,9
    земли промышленности
1525,9 137,4 8,1 5,5
    земли железнодорожного транспорта
900,6 687,3 0,6 0,9
    земли автомобильного транспорта
1253,3 62,2 31,5 0,5
    земли обороны  и безопасности
11925,9 7248,9 - -
Земли особо охраняемых территорий

и объектов

34200,9 12516,3 1,9 0,3
Земли лесного фонда  1104889,4 218669,3 - -
Земли водного фонда  27900,6 59,5 - -
Земли запаса 104339,2 - 1 14
 Итого земель 1580032 241577,2 2441,5 137,3

Информация о работе Правила учета земельного фонда и распределение земель по категориям в Российской Федерации