Земельный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 02:52, доклад

Описание

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, кадастровый учет и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Работа состоит из  1 файл

Доклад.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

Земли, находящиеся  в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность  и иные права на земельные участки  осуществляются в разных формах, общество несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в обеспечении охраны и рационального использования земель – они организуют и осуществляют землеустройство, кадастровый учет и мониторинг земель, государственный контроль за использованием земель, разрешают земельные споры.

Управление  земельным фондом представляет собой  организационную, исполнительно-распорядительную деятельность соответствующих государственных органов, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны и достижение (установление) тем самым земельного правопорядка. Под земельным правопорядком понимается система земельных отношений, соответствующая в должной мере целям и задачам земельной политики, закрепленным в правовых принципах и нормах земельного права.

1 Категории земель

Хотя земля  представляет собой единый природный  объект, отдельные ее части обладают различными природными качествами и  свойствами, представляющими определенный хозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, наличием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т.е. в определенных народнохозяйственных целях. С этой точки зрения единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7 ЗК РФ), а именно:

1) земли сельскохозяйственного  назначения;

2) земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских поселений);

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых  территорий (природоохранного, природно-заповедного,  рекреационного, оздоровительного  и историко-культурного назначения);

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда; 

7) земли запаса.

В соответствии с основным целевым назначением упомянутых частей единого земельного фонда земельным законодательством установлен и правовой режим их использования.

К землям сельскохозяйственного назначения отнесены участки единого земельного фонда, используемые или по своим природным качествам пригодные для использования в сельском хозяйстве, т.е. для производства сельскохозяйственной продукции.

Землями населенных пунктов считаются земли, расположенные в пределах административных границ различных поселений, которые подразделяются с точки зрения их функционального назначения на две группы: сельские и городские населенные пункты (т.е. города и поселки городского типа). Основное целевое назначение этих земель — удовлетворение градостроительных потребностей этих населенных пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, обороны, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения представляют собой участки земельного фонда, предоставленные юридическим или физическим лицам для осуществления специальных задач в промышленности, транспорте, энергетике и других отраслях народного хозяйства. Основное целевое назначение земли в этих сферах народного хозяйства — служить операционным базисом для размещения и функционирования промышленных и иных предприятий и объектов.

Землями лесного фонда  признаются земли, покрытые лесом, а  также не покрытые им, но предоставленные  или предназначенные для ведения  лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, энергетики, как незаменимый строительный материал. В то же время земля здесь играет роль средства производства лесохозяйственной продукции и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима использования.

К землям водного  фонда относятся земли, занятые  водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. К категории особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, имеющие статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан.

Землями запаса считаются все участки земельного фонда, не предоставленные в собственность или пользование физическим или юридическим лицам или изъятые у них по основаниям, предусмотренным законодательством.

Целевая категория  определяет лишь основное, общее целевое  назначение отнесенных к ней земель. Конкретное использование земельных участков в пределах целевых категорий может существенно различаться в соответствии с практической целесообразностью, определяемой компетентными органами исполнительной власти при предоставлении земельных участков гражданам или юридическим лицам. Указанный признак разграничения земель целевых категорий установлен законодательством в виде разрешенного использования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ). Так, к видам разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть отнесены: индивидуальное и коллективное садоводство, огородничество, животноводство и т.п. Разрешенное использование земель лесного фонда может состоять в использовании участков этой категории для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных материалов, побочного лесопользования, сенокошения, выпаса скота, охотничьего промысла и т.п.

При установлении разрешенного использования земель могут предусматриваться определенные ограничения или запреты, соблюдение которых является обязательным. Так, в пределах жилых зон индивидуальной жилой застройки, запрещено строительство домов более 3-х этажей, заборов более 2-х метров между домовладениями, захламление несанкционированными свалками, и т.д.

2 Органы, осуществляющие управление государственным

   земельным фондом

Общее государственное  управление земельным фондом осуществляют представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по обеспечению рационального использования и охраны земель. По объему и пределам этой деятельности ведущее место принадлежит органам исполнительной власти, которые, участвуя в нормотворческой части этой работы, осуществляют всю правоприменительную деятельность.

Органы исполнительной власти как субъекты управления земельным  фондом подразделяются на два вида: органы общей и органы специальной  компетенции.

К органам общей  компетенции относятся: Правительство  РФ и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления — городские, районные, поселковые и сельские — в той мере, в какой деятельность по управлению земельным фондом может быть делегирована им федеральным или региональным законодательством.

Органы специальной  компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и  в свою очередь подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы. К функциональным органам специальной компетенции относятся: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство сельского хозяйства РФ; Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и др.

Таким образом, к функциям государственного земельного управления, т.е. видам деятельности государственных органов исполнительной власти, необходимым для организации исполнения земельного законодательства, необходимо относить:

1 нормативно-правовое регулирование;

2 предоставление и прекращение прав на земельные участки;

3 землеустройство;

4 территориальное планирование и зонирование;

5 учет земель и ведение государственного кадастра недвижимости;

6 регистрация прав на земельные участки;

7 контроль за использованием и охраной земель, включая мониторинг.

 


Информация о работе Земельный фонд РФ