Основные права и обязанности землевладельцев в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:03, реферат

Описание

Право землевладения граждан характеризуют следующие основные отличительные черты.
Во-первых, его отличает пожизненность. Так, сроки землевладения законодательством не установлены. Кроме того, без согласия землевладельца участок подлежит изъятию только в случаях, указанных в законе.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.docx

— 26.85 Кб (Скачать документ)

Право землепользования базируется на таких  принципах, как:

·     народовластие;

·     демократизм;

·     социальная справедливость;

·     равноправие;

·     законность;

·     неразрывная связь прав и обязанностей;

·     других общеправовых принципах.

Основу  правового регулирования отношений  землепользования составляют:

·     комплексность;

·     установление приоритетов в пользовании;

·     охрана права землепользования.

В соответствии со ст.8 Кодекса о земле земельные  участки предоставляются в постоянное или временное пользование.

Постоянным  признается пользование земельными участками без заранее установленного срока.

Временное пользование земельными участками  может быть краткосрочным - до трех лет и долгосрочным - от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости  эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного  временного пользования. Продление  сроков пользования земельными участками  производится органами, предоставившими  эти земельные участки. Президентом  Республики Беларусь по отдельным видам  пользования земельными участками  может быть установлен и более  длительный срок долгосрочного пользования (ст.9 Кодекса о земле).

Аграрные  коммерческие организации получают землю для ведения товарного  сельского хозяйства в пользование. Они вправе создавать предприятия  по переработке, хранению, транспортировке  и сбыту сельскохозяйственной продукции, для другой деятельности, не запрещенной  законодательством. Пока вышеуказанные  предприятия функционируют в  рамках аграрной коммерческой организации, земли, выделенные им в пользование, продолжают оставаться в ведении  такой организации.

Право колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий на землю сохраняется  при вхождении их в состав агрофирм, ассоциаций, кооперативов и других формирований. Они продолжают оставаться пользователями земельных участков.

Право землепользования колхозов, совхозов, других предприятий и организаций  отличается целевым характером, самостоятельностью, гарантированностью. Закон запрещает  вмешиваться в деятельность указанных  выше землепользователей государственным, хозяйственным и иным органам  и организациям.

В юридической  литературе и науке земельного права  к числу лесохозяйственных землепользователей относят лесхозы, лесопитомники  и иные организации и предприятия  лесного хозяйства. Они используют земли по целевому назначению, охраняют, определяют площади пользования.

Лесохозяйственные предприятия воспроизводят леса и ухаживают за ними. Их земельная  правосубъектность является специальной.

Основными субъектами права землепользования являются и несельскохозяйственные организации. Землепользователь - это  организация или гражданин, реализовавшие  свою правоспособность, участники отношений  землепользования.

В юридической  литературе сложилась классификация  права землепользования на:

·     субъектов, обладающих только правоспособностью;

·     субъектов, реализовавших ее, но еще  не получивших земельного участка;

·     субъектов, получивших земельный участок.

У предприятия  и организации, которые на основании  закона, положения, устава могут быть носителем земельных прав и обязанностей, право пользования землей появляется с момента получения документов, удостоверяющих это право.

Основными землепользователями по действующему законодательству являются юридические  лица, как в количественном отношении, так и по размерам земельных участков.

Правовое  регулирование права землепользования отличается от предшествующей регламентации. Это относится и к кругу  субъектов права землепользования:

·     в число землепользователей включены аграрные коммерческие организации, использующие земельные участки для сельскохозяйственных целей;

·     предприятия и организации лесного  хозяйства перестали быть землевладельцами, а отнесены к числу субъектов  права землепользования;

·     круг субъектов права землепользования пополнил ся новыми участниками. Это - коммерческие организации с иностранными инвестициями, т.е. предприятие, в уставном фонде которого частично (совместное) или полностью (иностранное предприятие) используется иностранный ка питал.

Круг  субъектов права землепользования отличается от круга носителей прав по землевладению. В числе субъектов  права пожизненного наследуемого землевладения  только граждане Республики Беларусь. Субъектами права землепользования являются как физические лица, так  и юридические.

Так, субъектами права землепользования могут быть юридические лица, которые в силу закона наделены земельной правоспособностью. Предприятие или организация  должны быть оформлены организационно, выступать в хозяйственных отношениях от своего имени, иметь самостоятельный  баланс, нести самостоятельную имущественную  ответственность. Подразделения таких  предприятий и организаций (цехи, участки и т.п.) не могут выступать  в качестве субъектов землепользования. В юридической литературе предлагалось именовать обладателей некоторых  самостоятельных прав пользования  землей третьими лицами1.

Постепенно  стало господствующим мнение о необходимости  закрепления прав и обязанностей землепользователей и признания  самостоятельными субъектами только организаций, обладающих правами юридического лица. Ряд ученых-юристов полагает, что  предприятия, организации и учреждения выступают субъектами права землепользования независимо от того, являются ли они  юридическими лицами. Чтобы стать  землепользователем, необходимо, чтобы  устав (договор о совместной деятельности или иной документ, определяющий специальную  правоспособность предприятия или  организации) содержал указание на то, что деятельность хозяйствующего субъекта связана с использованием земли.

Ряд организаций, не имея возможности получить земельный  участок в установленном законом  порядке, арендуют землю у собственников, владельцев и других землепользователей. Другие организации, размещаясь в арендованных помещениях, зданиях, выступают фактическими, но не юридическими пользователями земли. Основными землепользователями  в таком случае выступают арендодатели помещений, зданий. В отличие от гражданского права земельное право трактует понятие субъектов права более  широко, относя к ним всех носителей  прав и обязанностей по использованию  земли, в том числе и ее фактических  пользователей, участников отношений  по землепользованию.

В составе  субъектов права землепользования складываются три группы участников:

·     пользователи земли, получившие ее в  установленном порядке;

·     субъекты права землепользования, не получившие землю в пользование  по государственному акту, но имеющие  права и обязанности в отношении  земли. К их числу относят и  членов семьи землепользователя;

·     субъекты права землепользования и  пользования другими природными объектами.

По иному  складывается установление круга субъектов  землепользования в Российской Федерации. Так, в силу п.2 ст. 20 Земельного кодекса  Российской Федерации гражданам  земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Оно сохраняется только за теми из них, которые пользовались землей на этом праве до введения Земельного кодекса в действие (т.е. до 20.10. 2001 г).

Объекты права землепользования имеют свою правовую характеристику, ими являются определенные земельные участки, индивидуализированные  в установленном порядке, предоставленные в пользование для определенной цели, используемые как средство производства, как операционный базис, как пространство и др., в отношении которых известны местоположение, границы на местности, размер.

Земельный участок может предоставляться  землепользователю как в одном, так и в двух или более местах. Предоставление земельного участка  единым массивом значительно улучшает условия пользования землей.

Как уже  было указано, земельный участок - устойчивый объект пользования, поскольку земля  не потребляема, в процессе использования  не уничтожается.

По общему правилу земли предоставляются  в соответствии с установленными нормами. Наиболее конкретизированы нормы  предоставления земельных участков гражданам. Законодатель отошел от практики жесткого нормирования земельных отводов. Конкретные размеры земельных участков, предоставляемых в пользование  гражданам, зависят от наличия и  качества земель. Нет общих норм земельных участков для сенокошения  и выпаса скота. Они в каждом конкретном случае устанавливаются соответствующими органами. Размеры гаражных участков определяются проектами гаражного  строительства.

Землепользование  юридических лиц нормируется. Так, размеры земельных участков промышленных, транспортных и иных несельскохозяйственных организаций определяются в соответствии с утвержденными государственными нормами и градостроительной  документацией, а отвод таких  участков осуществляется с учетом очередности  их освоения.

Нормы отвода земельных участков предусмотрены  для нужд транспорта (железнодорожного, автомобильного и ДР-) -

Существует  ряд требований, предъявляемых и  к внутренней структуре и организации  земельного участка как объекта  права землепользования:

·     она должна служить целям, для  которых отведены земли;

·     она предполагает рациональное размещение объектов производственно-хозяйственного, культурно-бытового назначения и др.;

·     важное значение имеет сокращение площадей, изымаемых для несельскохозяйственных нужд. Поэтому значительно уменьшены  за последнее время земельные  массивы оборонных организаций, других несельскохозяйственных пользователей.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском  референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г) Минск  “Беларусь” 2004г.

2.      Гражданский кодекс Республики  Беларусь: с комментариями к разделам / Комментарии В.Ф. Чигира. - 3-е  изд. - Мн.: Амалфея, 2000. -704с.

3.      Кодекс Республики Беларусь о  земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят  Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года. Юридическая база “ЮСИАС”.

4.      Колбасин Д.А. Гражданское право.  Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По  заказу общественного объединения  “Молодежное научное общество”. 1999. - 360с.

5.      Станкевич Н.Г. Земельное право  Республики Беларусь. Учебное пособие.  – Мн.: Амалфея, 2000. – 480с.

Информация о работе Основные права и обязанности землевладельцев в Республике Беларусь