Лесной фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить правовой режим земель лесного фонда.
Для достижения цели будут достигнуты следующие задачи:
Рассмотрено понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Определены особенности управления землями лесного фонда
Определено право лесопользования
Рассмотрено использование земель лесного фонда
Определена ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 36.07 Кб (Скачать документ)

     Государственный контроль за использованием, охраной, защитой  лесного фонда и воспроизводством лесов закрепили как одну из функций  Федеральной службы по надзору в  сфере природопользования.

     Территориальные органы управления лесным хозяйством включают в себя органы управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозы федерального управления лесным хозяйством, в том  числе лесхозы-техникумы, опытные  и другие специализированные лесхозы.

     Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов регламентирован постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 394, где установлено, что задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 13 марта 2008 г. N 169 утверждено Положение о государственной лесной охране Российской Федерации.

     Основными задачами государственной лесной охраны Российской Федерации, в соответствии с указанным  постановлением, являются:

- обеспечение охраны и защиты лесов, объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда;

- осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также в лесах, не входящих в лесной фонд;

- организация пользования лесным фондом. 

     3. Право лесопользования

     Специфической особенностью земель лесного фонда  является то, что в пределах лесного  фонда гражданам и юридическим  лицам предоставляются не земельные  участки, а участки лесного фонда, границы которых должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных  знаков и указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

     Как предусмотрено ст. 5 Лесного кодекса  РФ, отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством Российской Федерации.

В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:

- заготовка древесины;

- заготовка живицы;

- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);

- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);

- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

     Использование участков лесного фонда может  осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без изъятия. Они  предоставляются для осуществления  одного или нескольких видов лесопользования  одному или нескольким лесопользователям.

     Деятельность  по использованию лесного фонда  подлежит лицензированию. ЛК РФ закрепляет права и обязанности лесопользователей (ст. 82, 83).

     За  пользование лесным фондом взимаются  платежи в виде лесных податей  или арендной платы. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации по согласованию с территориальным органом управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов.

     Размер  арендной платы, порядок, условия и  сроки ее внесения определяются договором  аренды участка лесного фонда.

     Лесопользователями  являются граждане и юридические  лица, которым предоставлены права  пользования участками лесного  фонда и права пользования  участками лесов, не входящих в лесной фонд.

     Названное право лесопользования возникает  на основании договора аренды участка  лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного  фонда, а также лесорубочного  билета, ордера или лесного билета.

     В случае смерти гражданина принадлежащее  ему право лесопользования переходит  к другому лицу в соответствии с завещанием или законом. При  реорганизации юридического лица принадлежащее  ему право лесопользования переходит  к юридическому лицу – правопреемнику реорганизованного юридического лица. По договору концессии такой переход  права лесопользования запрещается  (ст. 24 ЛК РФ). 

     4. Использование земель лесного фонда

     Объекты земельных и лесных отношений  используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов  и признания их основным средством  производства в лесном хозяйстве, а  также экологического и рекреационного значения лесов.

     Лесной  фонд находится в федеральной  собственности.

     Граждане  вправе осуществлять лесопользование  в порядке, установленным законом, по всем видам лесопользования. Помимо того, граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством (публичный лесной сервитут).

     Граждане  имеют также право бесплатно  находиться на территории лесного фонда  и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые  лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать  в культурно-оздоровительных, туристических  и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством. Это право может быть ограничено законодательством субъектов Федерации.

     Сбор  и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых  занесены в Красную книгу РФ и  в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.

     Граждане  обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать  поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц. 

     5. Ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда

     В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством. Лесной кодекс Российской Федерации в ст. 99, 100 также закрепляет наступление административной, уголовной и имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства. Ответственность наступает как для граждан, так и для юридических, должностных лиц.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 21 мая 2001 г. № 388 были утверждены Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации. В соответствии с этим производится расчет сумм для предъявления ущерба как имущественной ответственности за нарушение лесного законодательства.

     В соответствии с указанным постановлением предусмотрена имущественная ответственность  за 19 видов нарушения. Среди которых  следует отметить:

- уничтожение или повреждение лесных культур;

- незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан;

- самовольное сенокошение и пастьба скота на участках лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд;

- самовольный сбор, порча или уничтожение лесной подстилки, мха, лишайника, включая ягель;

- захламление участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов бытовыми отходами и строительным мусором;

- самовольное занятие участков лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов (включая повторное использование участков без разрешительных документов для строительства трасс, бурения скважин, расширения или углубления карьеров и т.п.) или их подтопление до степени прекращения роста деревьев, вызванное устройством гидротехнических сооружений, строительством дорог, лесомелиоративных систем и других объектов и сооружений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Лесной  фонд занимает более трети территории Российской Федерации.

     Правовой  режим земель лесного фонда во многом обусловлен правовым режимом  расположенных на них лесов.

     Базовым актом лесного законодательства является Лесной кодекс, который, основываясь  на конституционных нормах, устанавливает  правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства  лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.

     При этом регулирование лесных отношений  осуществляется с учетом представлений  о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и  социальное значение. Нормы лесного  права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать лесному законодательству Российской Федерации.

     Лесной  фонд – совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов  природной среды.

     Лесной  фонд находится в федеральной  собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части его в собственность  субъекта Российской Федерации. Граждане имеют право свободно и бесплатно  пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные  растения, охотиться. Однако это может  быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации в интересах  пожарной безопасности лесов

     Участки лесного фонда предоставляются  гражданам и юридическим лицам  в соответствии с Лесным кодексом на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии  и краткосрочного пользования.

     Земли лесного фонда подразделяются на лесные и нелесные (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками).

     К нелесным относятся земли, предназначенные  для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные  в границах лесного фонда (болота, каменистые россыпи и другие неудобные  для использования земли).

     На  землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка  древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно - исследовательских работ, культурно - оздоровительных, туристических и  спортивных мероприятий.

     Наиболее  актуальный вопрос на сегодняшний день - это перевод лесных земель в  нелесные для использования их в  целях, не связанных с ведением лесного  хозяйства или пользованием лесным фондом. Ежегодно десятки тысяч гектаров изымаются из земель лесного фонда  для строительства дач, коммуникаций, для градостроительства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Земельный кодекс Российской Федерации 25 октября 2001 года N 136-ФЗ

2. Лесной  кодекс Российской Федерации  от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ

Информация о работе Лесной фонд РФ