Лесной фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:35, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы – изучить правовой режим земель лесного фонда.
Для достижения цели будут достигнуты следующие задачи:
Рассмотрено понятие и общая характеристика земель лесного фонда
Определены особенности управления землями лесного фонда
Определено право лесопользования
Рассмотрено использование земель лесного фонда
Определена ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 36.07 Кб (Скачать документ)

     Введение

     Земля – один из компонентов окружающей среды, важнейший природный ресурс, на протяжении всей истории используемый людьми для удовлетворения разнообразных  потребностей – ведения сельского  хозяйства, размещения жилых и производственных объектов, получения доступа к  другим природным объектам (недрам, лесам и т.д.).

     Понятие земли в земельном праве –  это часть окружающей природной  среды, элемент природы, охватывающий поверхностный слой земной коры на глубину почвенного покрова в  пределах РФ.

     В России, как и во всем мире, земли  служат неизменным источником удовлетворения жизненно важных потребностей. В настоящее  время возникает необходимость  обеспечить такой порядок, при котором  хозяйственное использование земель, удовлетворение иных общественных интересов (к примеру, интересов собственности) не будут приводить к потере полезных свойств земель, их деградации, сокращению площадей и, как следствие, вызывать опасные социальные и экономические  последствия и угрозу устойчивому  развитию общества.

     В решении такой задачи решающая роль принадлежит праву как регулятору всех общественных отношений. С помощью  правовых средств воздействия поддерживается такой режим деятельности общества, который гарантирует удовлетворение разнообразных потребностей людей, связанных с землями, имея в виду сохранение земель как основы дальнейшего  развития общества.

     Земельное законодательство Российской Федерации  регулирует общественные отношения  в области использования и  охраны земель. Под его функциональным воздействием формируется земельный  правопорядок на всей территории России, в пределах территории субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований. Земельный правопорядок — важное условие хозяйственной  и иной деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории.

     В современной России проблема решения  земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной.

     Земли лесного фонда – это самая  большая по площади категория  земель. Эти земли служат главным  средством производства в лесном хозяйстве. Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости  от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного  фонда.

     Цель  данной контрольной работы – изучить  правовой режим земель лесного фонда.

     Для достижения цели будут достигнуты следующие  задачи:

  1. Рассмотрено понятие и общая характеристика земель лесного фонда
  2. Определены особенности управления землями лесного фонда
  3. Определено право лесопользования
  4. Рассмотрено использование земель лесного фонда
  5. Определена ответственность за нарушение законодательства об использовании и охране лесов и земель лесного фонда.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Понятие   и общая характеристика  земель лесного  фонда

     Лесной  фонд занимает более трети территории Российской Федерации.

В связи  с тем, что леса обладают важнейшими экологическими функциями и хозяйственной  значимостью, правовой режим лесного фонда и занимаемых им земель детально регулируется специальным лесным законодательством, основным законодательным актом которого является Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ.

     Он  осуществляет регулирование лесных отношений с учетом представлений  о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, как о природном  объекте, имеющем важное экологическое, экономическое и социальное значение.

     Леса  обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными  природными свойствами. Так, леса создают  почву, смягчают климат, предотвращают  наводнения, сохраняют влагу, противодействуя  засухам, уменьшают эрозионное воздействие  дождей, удерживают почву на склонах  и предохраняют реки и морские  побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое  значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

     Объектами лесных отношений закон называет лесной фонд Российской Федерации, участки  лесного фонда, леса, не входящие в  лесной фонд, древесно-кустарниковую  растительность и земли лесного  фонда.

     Статья 101 Земельного кодекса РФ определяет земли лесного фонда как «лесные  земли (земли, покрытые лесной растительностью  и не покрытые ею, но предназначенные  для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и  предназначенные для ведения  лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы  земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного  фонда от земель иных категорий в  соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр».

     Леса, входящие в лесной фонд, следует  отличать, с одной стороны, от лесов, расположенных на землях обороны, землях городских поселений, а с другой - от древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного  назначения, землях транспорта, землях поселений и иных категорий земель. Наличие на землях лесной, древесно-кустарниковой  растительности не означает их принадлежности к землям лесного фонда.

     Лес, а также земли, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и  нелесные земли) образуют лесной фонд. Лесной фонд нельзя отождествлять с  землями лесного фонда. Земли  являются хоть и неотъемлемой, но все  же только составной частью лесного  фонда.

     ЗК  РФ  и ЛК РФ подразделяют земли  лесного фонда на лесные земли  и нелесные земли.

     К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибший древостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

     Под нелесными землями понимаются земли, предназначенные для нужд лесного  хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного  фонда (земли, занятые болотами, каменистыми  россыпями, и другие неудобные для  использования земли).

     Владение, пользование и распоряжение лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных  свойств леса.

     Лесной  фонд и расположенные на землях обороны  леса находятся в федеральной  собственности.

     В соответствии с экономическим, экологическим  и социальным значением лесного  фонда, его местоположением и  выполняемыми им функциями производятся разделение лесного фонда по группам  лесов и разграничение лесов  первой группы по категориям защитности (ст. 55 ЛК РФ). В лесном фонде выделяются леса первой, второй и третьей групп.

     В лесах указанных групп могут  быть выделены особо защитные участки  лесов с ограниченным режимом  лесопользования (берего- и почвозащитные  участки леса вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения  редких и находящихся под угрозой  исчезновения диких животных, растений и другие). На особо защитных участках лесов может быть запрещено применение рубок главного пользования. Решения  о запрещении рубок главного пользования  на этих участках принимаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства.

     Согласно  ст. 56 ЛК РФ, к лесам первой группы относятся леса, основным назначением  которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо  охраняемых природных территорий.

Леса  первой группы разделяются на следующие  категории защитности: запретные  полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов; запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых  рыб; противоэрозионные леса; защитные полосы лесов вдоль железнодорожных  магистралей, автомобильных дорог  федерального, республиканского и областного значения; государственные защитные лесные полосы; ленточные боры; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной  среды; леса зеленых зон поселений  и хозяйственных объектов; леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов; особо ценные лесные массивы; леса, имеющие научное или историческое значение; памятники природы; орехово-промысловые зоны; лесоплодовые насаждения; притундровые леса; леса государственных природных заповедников; леса национальных парков; леса природных парков; заповедные лесные участки.

     К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполняющие  водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима лесопользования.

     Лесами  третьей группы признаются леса многолесных  районов, имеющие преимущественно  эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса третьей группы разделяются на освоенные и резервные леса.

     Отнесение лесов к определенным группам  и их перевод из одной группы в другую производятся Минприроды России по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ.

     Нелесные  земли лесного фонда, временно не используемые для ведения лесного  хозяйства, на основании решения  уполномоченного на то исполнительного  органа государственной власти могут  передаваться в аренду для осуществления  сельскохозяйственного производства. Условия использования таких  земель и ограничения их использования  устанавливаются договорами аренды земельных участков. 
 
 

     2.Особенности  управления землями  лесного фонда

     Государственное, управление лесным фондом базируется на принципах: устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды); рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов; несовместимости реализации функций государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины (ст. 50 ЛК РФ).

     Федеральным органом исполнительной власти общей  компетенции, осуществляющим государственное  управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и  восстановления лесов, является Правительство  Российской Федерации, осуществляющее государственное управление непосредственно  или через уполномоченные им  федеральные органы исполнительной власти.

     Органы  исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют названные функции  в области лесного фонда непосредственно  или через территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством, если это предусмотрено  соглашением между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации  о передаче осуществления части  названных полномочий.

     Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» определены полномочия Федерального агентства лесного хозяйства. Теперь именно это агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в сфере лесного хозяйства.

     Основные  функции Федерального агентства  лесного хозяйства следующие: обеспечение  рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, объектов животного  мира; семеноводство, сохранение полезных свойств леса; предоставление прав пользования участками лесного  фонда; обеспечение проведения лесоустройства; мониторинг лесов; учет лесного фонда, отнесение в установленном порядке  лесов к группам лесов и  категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов  из одной группы лесов или из категории  защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию; ведение  государственного лесного кадастра; рассмотрение ходатайств о переводе лесных земель в нелесные и переводе земель лесного фонда в земли  иных категорий.

Информация о работе Лесной фонд РФ